Анна Мкртычян
Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДО«Увлекательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, вос-питывает настойчивость и упорство в дости-жении цели».
(А. Маркушевич)
Введение
По федеральному государственному образовательному стандарту до-школьного образования любой проект – это не программа обучения, а про-грамма психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей.
Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДО „Увлекательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Проект – это «пять П» - проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация = портфолио проекта – папка в которой содержатся все рабочие материалы.
Дошкольник, согласно ФГОС, должен развиваться в пяти образова-тельных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
При всём этом, хочется отдельно уделить внимание тому моменту, что самое главное в педагогической работе – это ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ. Если ре-бёнок видит и чувствует, что его любят, то он будет всё делать, чтобы полу-чить очередную похвалу.
Паспорт проекта
Тема проекта Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС «Увлекательная математика»
Основание для раз-работки проекта Внедрение ФГОС в ДОУ.
Участие в конкурсе проектов по математическому раз-витию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»
Цели проекта
На основе требований ФГОС разработать полно-ценную программу, направленную на создание усло-вий развития ребёнка, открывающих его личностное развитие и творческие способности для его позитивной социализации на основе сотрудничества со взрослыми.
Создать условия для освоения воспитанниками детского сада начальных математических представле-ний и образов в игровой форме и в жизненных ситуа-циях.
Задачи проекта Создать игровую мотивацию, на основе игрового интереса детей и их эмоций. Творческий подход.
Заинтересовать детей изучением математики.
Использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Создать вместе с ребёнком атмосферу сотворчест-ва.
Ненавязчивое вовлечение родителей воспитанни-ков в работу по проекту.
Развить познавательные способности у детей.
Войти в игровую проблемную ситуацию (ведущая роль воспитателя).
Начальное формирование поисковой деятельности.
Через игровую проблемную ситуацию должны быть достигнуты и закреплены возрастные нормы раз-вития детей по математике.
Обучить детей счёту до 5. Научить выделять и на-зывать цвета. Соотносить количество предметов с со-ответствующей цифрой. Различать предметы по вели-чине (больше, меньше).
Приобщить детей к процессу познания нового ма-териала.
Выявить талантливых детей.
Контингент
участников проекта дети 3-4 лет
Тип проекта краткосрочный (1-2 недели)
Номинация проекта дошкольный возраст
Ожидаемый конеч-ный результат освоение детьми первоначальных математических на-выков через игровую проблемную ситуацию
Пояснительная записка
С введением ФГОС открываются новые возможности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Актуальность проекта
Вопрос создания проекта по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС на сегодняшний день стоит особо остро, так как с момента введения Федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования поменялись подходы к обучению и воспитанию.
заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно решать интеллектуальные задания. Развивать их мышление, логику и смекалку.
Этапы реализации проекта и план работы
1 этап – подготовительный.
2 этап – непосредственно образовательная деятельность в игровой форме.
3 этап - подведение итогов.
План работы
Содержание работы
воспитателя (педагога) Содержание
работы с детьми Взаимодействие
с родителями
1
этап Изучение соответст-вующей методической литературы, ознакомле-ние в сети интернет с документацией и новых поправках по ФГОС.
Оформление и под-готовка дидактического материала.
Организация друже-ственной, творческой и увлекательной атмосфе-ры. Ежедневно учимся считать любые предме-ты, разделять их по форме, количеству и цвету.
Счёт до пяти на пальцах руки, со счёт-ными палочками, соот-ношение количества предметов и соответст-вующей цифры.
Заучивание неболь-ших четверостиший про цифры. Знакомство роди-телей с требованиями ФГОС на групповых родительских собра-ниях. Мотивирование родителей к совмест-ной работе и деятель-ности с детьми.
Знакомство роди-телей с нормами раз-вития ребёнка по ма-тематике в возрасте 3-4 лет.
2
этап Вовлечение детей в игру. Развитие творче-ских и познавательных способностей у детей.
Объяснение целей и задач.
Обучение математике во время игры. Посещение трёх стан-ций в королевстве
«УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» :
1. «Наряди куклу».
2. Кафе «Три поро-сёнка».
3. Великолепные ма-тематики. Изготовление по-делок с родителями на тему «Увлекатель-ная математика».
3
этап Закрепление изучен-ного материала.
Учим небольшие чет-веростишия про цифры.
Создание фотоальбо-мов, видеороликов и презентаций.
Публикация материа-лов на сайте ДОУ.
Создание методиче-ской базы по обучению математике детей до-школьного возраста. Проведение открытого итогового занятия по математике. Презентация ре-зультатов проведённо-го проекта. Просмотр презентации и видео-ролика по проведён-ному проекту.
Родителям раздают-ся ксерокопии с ин-формацией о том, что должен уметь ребёнок 3-4 лет.
Создание проблемной ситуации.
У детей нашей группы есть всеми любимый щенок «Дружок». Он неожиданно попадает в страну «УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА». И чтобы вернуть его обратно нужно ребятам научиться справляться с заданиями по математике, которые будут попадаться на их пути.
Содержание проекта.
Воспитатель: Детки, к нам в группу пришло какое-то необычное письмо всё в каких-то цифрах и фигурах… Написано, что оно для деток средней группы «В» «Сказка» из королевства «УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА». Давайте посмотрим что там внутри (открывает конверт и читает письмо).
Королевство «УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» сообщает, что Ваш щенок Дружок заблудился в нашем математическом лесу. Вы можете помочь ему вернуться обратно, но для этого нужно отправиться на нашем скоростном математическом экспрессе по трём станциям и выполнить задания нашей королевы МАТЕМАТИКИ.
Да-а-а-а, придётся спасать нашего щенка, чтобы он там совсем не пропал…
Я вам в этом помогу. Мы ведь с вами ребята всему можем научиться!
Дети: поддерживают.
Воспитатель: А теперь, давайте сядем в наш волшебный поезд и отправимся по математическим станциям (дети цепляются паровозиком за воспитате-лем).
Путешествие по станциям.
№
станции Название
станции Цели и задачи Пример
1 «Наряди куклу» Ненавязчиво вовле-каем детей в матема-тику :
считаем, определяем форму и цвет. Считаем сколько паль-чиков на руке у куклы.
Одеваем по одному колечку на каждый паль-чик. Считаем сколько ко-лечек.
По аналогии одеваем кукле 2 серёжки, 1 бусы, 2 браслета и т. д.
2 Кафе
«Весёлый повар» Соблюдаем
порядок действий (последовательность,
отсчитываем опреде-лённое количество ингредиентов, разли-чаем форму и цвет. В этом кафе нужно самому себе пригото-вить блюдо.
Например, чтобы приготовить салат, нуж-но в салатницу:
1) нарезать три круг-лых красных помидора,
2) 2 зелёных огурца овальной формы,
3) 1 луковицу,
4) добавить подсол-нечное масло (1 ст. л.,
5)1 щепотка соли.
Чтобы приготовить «Банановый коктейль» – нужно:
1) взять 2 жёлтых ба-нана банана;
2) добавить 1 сливу;
3)взять 1 стакан мо-лока и туда положить 2 банана и сливу;
4) перемешать.
3 Великолепные
математики Переходим на реше-ние математических заданий на логику и смекалку
(Приложение 1). 1. «Найди 5 отличий»
2. Весёлая математика.
3. В мире фигур.
По окончании всех этапов к детям возвращается их любимый щенок Дружок.
Ожидаемые результаты.
В реализации проекта ожидается усвоение детьми первоначальных ма-тематических навыков, соответствующих возрастным нормам:
счёт до 5;
количественные признаки (много, один);
чередование предметов по величине;
различать и называть цвет и форму фигуры (круг, квадрат, тре-угольник, овал, составлять целое из 4 частей.
Полученные результаты и их корректировка
Тот момент, что не все дети одинаково хорошо и быстро усваивают по-лученную информацию естественно учитывается. Поэтому перед началом работы по проекту на каждого ребёнка заводятся так называемые диагности-ческие карты, в которых как раз и будет наглядно отражено качество полу-ченных знаний (Приложение 2).
Корректировка и доработка проводится индивидуально с каждым ребён-ком, при этом те моменты, которые ребёнок усвоил – отмечаются знаком «+», а не усвоенные – соответственно «-». Так же предусмотрены задания на дом с помощью родителей.
Список используемой литературы и интернет ресурсов.
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Хрестоматия. Дополнительные материалы к курсу «Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС» (элективно для ДОУ); (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». Москва, 2014.
3. doshkolnik.ru/pedagogika/9639-project.html
4. nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou
5. https://detsad36kolokolhik.caduk.ru/p91aa1.html
6. maam.ru
7. cheburashka.my1.ru
8. Г. П. Шалаева. «Маленький гений. Считаем до 10»
9. «150 головоломок, которые заставят улыбнуться». Серия «Тренировка для ума».
Приложение 1
1. Найди 5 отличий:
2.
3. В мире фигур.
1) Раскрась все круги – синим, треугольники – жёлтым, квадраты - красным.
Какая фигура осталась не раскрашенной?
Сколько на рисунке?? ?
2) На специальных дощечках с вырезанными фигурками сопоставляем оди-наковые путём наложения (см. на фото).
3) Решаем развивающие задания из книги «Маленький гений. Считаем до 10» Г. П. Шалаева.
4) Собираем пирамидки, пазлы, матрёшки, играем в математическое лото.
5) Закрепляем счёт на магнитной доске.
6) Работаем со счётными наборами «Учись считать».
7) Решаем задания на смекалку из книги «150 головоломок, которые заставят улыбнуться». Серия «Тренировка для ума».
Приложение 2
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА дошкольника в возрасте 3-5 лет
по математическому развитию и качеству овладения необходимыми умениями и навыками в области «Познание»
Ф. И. О. ребёнка
Возраст Болезненность ребёнка
Любимое увлечение Активный/пассивный
Компоненты интегративного качества
1. Сенсорное развитие
Различает и называет основные плоскостные формы, основ-ные цвета, параметры величины
Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т. п.)
Подбирает предметы по одному-двум качествам (цвет, форма, материал и т. п.)
2. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструкторской) деятельности
Использует строительные детали с учётом их конструктор-ских свойств
Осуществляет анализ элементов схемы и соотносит их с имеющимися деталями
Пользуется простыми способами конструирования, самостоя-тельно создает постройку по схеме и достраивает её, владеет способами построения замысла
3. Формирование элементарных математических представлений
Владеет элементарными навыками сравнения групп предме-тов, навыками счета в пределах 5
Выделяет параметры величины протяженных предметов, вы-полняя действия наложения и приложения
Владеет элементарными навыками ориентировки в простран-стве
Использует временные ориентировки в частях суток днях не-дели, временах года
4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках
Проявляют интерес к незнакомым предметам и явлениям
Имеет представления о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, по-ведения
Способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и нежи-вой природы
Всего баллов
Уровень
Оценивание по балльной системе
Высокий результат 3 б.
Средний результат 2 б.
Низкий результат 1 б.