Татьяна Дюжина
Долгосрочный проект по математическому развитию «Путешествие в страну математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект долгосрочный познавательно - исследовательский
Срок реализации проекта: октябрь-апрель
Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы
Автор проекта: Дюжина Т. В.
Актуализация темы
В последнее время медики и педагоги с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Общеизвестно, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника.
Публикация «Долгосрочный проект по математическому развитию „Путешествие в страну математики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Развитие интеллектуальных способностей в процессе двигательной активности детей дошкольного возраста обусловлено тем, что проблемы интеллектуального развития ребенка чаще всего становятся факторами, тормозящими процесс развития и становления качеств интеллектуальной и творческой личности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях идет активный поиск возможностей обновления и качественного улучшения форм обучения детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях развитие математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира. В моем проекте рассматривается вопрос организации обучения детей математике в комплексе с физическим воспитанием. Такой подход к организации непосредственной образовательной деятельности, с одной стороны, позволит детям лучше осознать математические представления, а, с другой стороны — поможет решить проблемы двигательной активности детей. Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому не следует ограничивать непосредственно образовательную деятельность в дошкольных учреждениях каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будет НОД, тем больший эффект она даст. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.
Итак, интеграция процессов развития математических представлений и физического развития детей необходима для увеличения двигательной активности дошкольников, повышения интенсивности их интеллектуального развития, активизации процесса познания и осознания необходимости ознакомления детей с математическими отношениями и свойствами окружающего мира.
Гипотеза:
Если двигательная активность ребенка влияет на развитие интеллектуальных способностей, то в движении активнее происходит процесс познания окружающего мира.
Цель:
Повышение двигательной активности в образовательной деятельности познавательного характера.
Задачи:
1. Активизация процесса познания и осознания необходимости ознакомления детей с математическими отношениями и свойствами окружающего мира.
2. Способствование развитию двигательной активности в образовательной деятельности познавательного характера.
3. Развитие внимания, мышления, любознательности.
4. Воспитание интереса к познавательно - исследовательской деятельности путем повышения двигательной активности.
Предполагаемый результат:
Повышение двигательной активности в образовательной деятельности познавательного характера способствует: - овладению разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития дошкольников, мыслительных процессов и наглядно – образного мышления, включающих построение схематизированных образов и их соотнесение с действительностью, логического мышления, состоящего в выделении существенных параметров объектов и их соотнесении.
- взаимному влиянию упражнений умственной направленности на развитие физических качеств и общих координационных способностей, определяющих уровень физической подготовленности детей, и физических упражнений на становление психических процессов, обуславливающих уровень умственного развития дошкольников.
Содержание деятельности по реализации проекта.
Подготовительный этап
1. Подборка методической литературы.
2. Подборка дидактических и подвижных игр, знакомство детей с дидактическими и подвижными играми.
3. Работа с родителями (ознакомление с дидактическими и подвижными играми, которые можно использовать в домашних условиях для развития мыслительных процессов).
4. Изготовление методических пособий и дидактических игр.
Основной этап
Октябрь
Математическая эстафета «Думай, решай, делай» (воспитатель, дети).
Ноябрь
НОД «Ориентировка в пространстве» (воспитатель, дети).
Декабрь
Образовательная ситуация «Счет от 1 до 5» (воспитатель, дети).
Январь
НОД «Колобок в стране математики» (воспитатель, дети).
Февраль
НОД «Толстый, тонкий» (воспитатель, дети).
Март
Образовательная ситуация «Ориентировка в пространстве» (воспитатель, дети).
Апрель
НОД «Путешествие в сказку» (воспитатель, дети).
Технологии:
• Теория развивающего обучения (самостоятельная мыслительная деятельность).
• Теория проблемного обучения (создание проблемных ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность).
• Технология ТРИЗ (активизация мыслительной деятельности).
• Технология сотрудничества (совместные игры).
• Развивающая педагогика оздоровления (развитие физических качеств, двигательной активности).
• Физкультурно – оздоровительная технология (развитие физических качеств).
Работа с педагогами
1. Мастер-класс «Организация предметно – развивающего пространства по теме «Путешествие в страну математики»: Февраль.
Воспитатель Дюжина Т. В.
2. Открытый показ для воспитателей НОД «Путешествие в страну математики»: Апрель.
Воспитатель Дюжина Т. В.
3. Создание компьютерных презентаций: Октябрь – март.
Воспитатель Дюжина Т. В.
4. Изготовление картотеки подвижных и дидактических игр, физ. минуток, динамических пауз по теме «Путешествие в страну математики»: Март.
Воспитатель Дюжина Т. В.
Конспект НОД «Путешествие в сказку»
Задачи:
• Продолжать учить решать логические задачи на основе слуховой информации.
• Продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, воспроизводить количество движений по названному числу.
• Закрепить знание геометрических фигур, знание цвета и формы.
• Упражнять в порядковом счете.
• Совершенствовать умение ориентироваться на заданной местности.
• Развивать логическое мышление.
• Повышать двигательную активность детей путем использования двигательных игровых навыков.
• Формировать умение рисовать художественную композицию, добавлять недостающие детали, развивать фантазию и цветовое восприятие.
• Учить размешивать краску в палитре для достижения более светлого оттенка.
• Совершенствовать умение рисовать концом кисти и всей кистью в одном направлении, и один раз.
• Воспитывать умение работать самостоятельно.
Материал и оборудование:
• Мяч, карточки с рисунками, карточки с цифрами, воздушные шарики,
конструктор, обручи.
• Альбомные листы, акварельные краски, кисти, салфетки, палитра, вода.
Технологии:
• Технология сохранения и стимулирования здоровья, технология обучения
ЗОЖ, информационно-коммуникативная технология, деятельностная
технология, личностно-ориентированная технология.
Предварительная работа:
• Решение логических задач, прямой и обратный счет, работа по схемам (блоки Дьенеша, состав числа из двух меньших.
• Рассказывание сказки «Три поросенка», рисование простым карандашом
набросков.
Ход
Сюжет – завязка:
Воспитатель: - Ребята, я вас приглашаю сегодня в увлекательное путешествие по стране сказок. Послушайте начало сказки и отгадайте, что это за сказка. Жили были три веселых брата, и звали их Нуф – Нуф, Наф – Наф, и Ниф – Ниф.
Дети: «Три поросенка».
Воспитатель: - Правильно, а что с ними случилось?
Дети: - Их чуть было не съел волк.
Воспитатель: - А ведь волк прислал нам письмо, сейчас я его вам прочитаю: «Дорогие детки, если вы не выполните мое задание, то я съем ваших глупых поросят, а потом доберусь и до вас, посылаю вам свое задание».
Воспитатель: - Ребятки, поможем нашим поросятам? Вы готовы?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда читаю первое задание. Отгадайте, в каких еще сказках присутствуют цифры?
Дети: - «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Три медведя».
Воспитатель: - Молодцы, второе задание, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Назови число» (воспитатель кидает мяч и ребенок должен назвать число, например: любое число больше 5, ниже 4, больше двух и т. д.).
Воспитатель: - Задание третье. Волк требует назвать, какие домики были у поросят и нарисовать их.
Дети: - Первый домик – из соломы, второй из веток, а третий – из камней.
Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю разделиться на две команды. Первая команда будет рисовать домики для поросят. Давайте вспомним, какого цвета у нас будут домики?
Дети: - Из соломы будет желтый. Из веток будет коричневый. А из камня будет темно – коричневый или красный, как из кирпича.
Воспитатель: - Напоминаю, рисуем сначала концом кисти контур домика и окошко, прорисовываем контур соломы, камня, веток, краска для этого должна быть яркой и насыщенной. Затем после того, как краска подсохла, продолжаем закрашивать домик. Для этого мы используем более нежные оттенки тех же самых цветов, мы разводим краску на палитре. Для того, что бы получилась художественная композиция, мы нарисуем осенние деревья, небо, облака. Можно приступать к работе.
Воспитатель: - Ну а вам, ребята, я предлагаю продолжить выполнение заданий. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам придумал Волк (воспитатель достает карточки, на которых нарисованы елочки, бабочки, точки, дети выполняют соответствующие движения): сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. Сколько елочек?
Дети: - Семь!
Воспитатель: - Покажите мне цифру 7.
Воспитатель: - Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.
Дети: - Пять.
Воспитатель: - Покажите мне цифру 5.
Воспитатель: - Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
Дети: - Четыре.
Воспитатель: - Покажите мне цифру 4.
Воспитатель: - Сколько шариков у нас, столько и присядем раз.
Дети: - Три.
Воспитатель: - Покажите мне цифру 3.
Воспитатель: Молодцы, еще одно задание волка выполнили. Что у нас дальше. А дальше у нас игра «Разложи все по местам» (На полу лежат геометрические фигуры из конструктора, а рядом лежат два обруча, дети должны разобрать эти фигуры сначала по цвету, а затем по форме).
Воспитатель: - Следующее задание будет еще сложнее. У нас в группе спрятан, какой - то важный для Волка предмет и нам нужно его найти. Посмотрите, в обручах разложены цифры, мы должны прыгать из обруча в обруч по правилам порядкового счета, давайте посчитаем вместе 1, 2, 3, 4, 5, 6…и т. д. Находим цифры друг за другом и перепрыгиваем.
Воспитатель: Молодцы! Но, что–то я, никакого предмета не нахожу, а вы ничего подозрительного не видите?
Дети: - Нет.
Воспитатель: Давайте я еще раз загляну в задание волка, оказывается, он еще и карту нам нарисовал.
Воспитатель дает задание одному из детей на ориентировку в пространстве, другие дети наблюдают и помогают.
Воспитатель: - Ну что, нашли загадочный предмет?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Ну вот, я думаю, что мы все задания выполнили. Сейчас посмотрим. Да нет, не все. Осталось еще одно задание, и оно мне кажется самое сложное, это решение задач, считаем на пальчиках. Кто правильно решил задачу, тот перебегает на другую сторону группы. Условие этого задания таково – вы должны думать и считать быстро. Приготовились? Начали.
Проводится физ. минутка «Три медведя»
Три медведя шли домой: (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой – большой, (Поднимают руки над головой)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок – малютка просто, (Приседают)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил, (Имитируют движения)
Дзинь – дзинь, дзинь – дзинь!
Подгруппы меняются местами.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось сегодняшнее наше путешествие?
Дети:- Да, понравилось.
Воспитатель: - А что понравилось больше всего? Какое задание Волка вам понравилось? А еще, какие задания мы выполняли? Молодцы, теперь мы спасли наших поросят!
Проводится выставка работ.