Анна Геннадьевна Ляшенко
Проект по математическому развитию дошкольников «Разноцветная страна геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Проект «Разноцветная страна геометрических фигур» предназначен для развития элементарных математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесса по формированию элементарных математических представлений.
Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников „Разноцветная страна геометрических фигур“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
В проекте предложены разные методы и приёмы, необходимые для формирования элементарных знаний о форме и цвете предметов.
В раннем возрасте ребенок пытается все сделать сам. Игры, игровые ситуации проекта дают возможность ребенку делать собственные открытия, давать правильные и неправильные варианты ответов, обсуждая которые совместно с воспитателем, они могут исправляться. Такой подход раскрепощает детей, снимает страх, делает их более уверенными и самостоятельными.
В группе создается специальная игровая среда в соответствии с поставленными задачами: цветные палочки, ленточки разной длины, ширины, матрешки высокие, низкие, цветные круглые пуговицы, кубики, геометрические фигуры разного цвета и размера, воротца для прокатывания, домики большие и маленькие, мелкие игрушки, коробочки разного цвета, большие и маленькие, клубочки ниток разного цвета и пр. Их разнообразие, красочность, вариативность являются непременным условием комфортности и продвижения каждого ребенка в соответствии с его зоной ближайшего развития.
Актуальность проекта.
Актуальность данной работы заключается в том, что ведущим видом деятельности в дошкольном, а тем более в раннем возрасте является игра. Поэтому элементарные занятия по математическому развитию детей раннего возраста можно объединить в систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, не замечая, что идет обучение. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности, и в то же время решаются основные задачи ООП ДО и стандарта ДО.
Кроме того, актуальность данной работы объясняется и тем, что не все дети уже в раннем возрасте развиваются одинаково и наша задача обеспечить продвижение ребенка в развитии своим темпом, в соответствии с зоной ближайшего развития. Поэтому в системе математических игр можно определить задания, которые дети могут решать самостоятельно, и такие задания, которые требуют смекалки, догадки, наблюдательности. А в итоге без перегрузки все дети освоят необходимый для его продвижения минимум, но при этом не будет тормозиться развитие более способных детей и будет обеспечен вариативный, разноуровневый подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, и прослеживающийся в стандарте дошкольного образования.
Проект предназначен для занятий с детьми 2-3 лет.
Цель проекта : развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей; повышение интереса к математике посредством создания условий для развития математических и творческих способностей детей раннего возраста.
Задачи проекта :
• формировать у детей первоначальный интерес к познанию и развивать элементарные математические представления у детей.
• систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и геометрических формах (шар, куб).
• формировать цветовосприятие, умение различать и называть основные цвета, группировать предметы по цветовому признаку.
• развивать мышление и творческие способности детей раннего возраста.
• создать для каждого ребенка ситуации успеха, что обеспечит познавательное развитие детей, сохранение и поддержку его здоровья.
• развивать внимание и память, мыслительные операции, речь.
• расширять и активизировать словарный запас детей.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 1 неделя.
Итоговое мероприятие: развлечение «Зайка в гостях у деток»
План работы
Дни недели Цели и задачи Дидактические игры и задания математического содержания Работа с родителями
Понедельник Расширять представление о форме и цвете, развивать навыки сравнения предметов.
Развивать мелкую моторику рук. Отгадывание загадок по теме.
Д/и «Геометрические фигуры и их основные признаки: цвет, форма, величина», «Овощной магазин».
«Испечем колобок» - лепка круглого колобка. Подготовить консультацию для родителей на тему «Математика для малышей»
Вторник Закрепление знаний о геометрических фигурах.
Учить детей делать узоры из геометрических фигур,,), развивать восприятие формы. Д/и «Вспоминайка» : вспоминаем геометрические фигуры с манипуляциями на мольберте.
Настольные развивающие игры «Подбери по цвету и форме», «Цвета и форма».
Д/и «Сделай узор».
Индивидуальные беседы и рекомендации родителям на тему: «Развитие логического мышления»
Среда Учить объединять предметы по цвету, форме.
Учить находить предметы заданной формы. «Бусы» – нанижем на ниточку красные бусы, желтые, синие.
Д/и «Найди домик» - зайцу круглый, медведю – квадратный.
«Страна геометрических фигур» - геометрическое лото.
Мастер- класс для родителей «Изготовление дидактических игр для малышей»
Четверг Учить детей рисовать по памяти геометрическую фигуру, развивать память ребенка, тактильное восприятие. Просмотр анимационного фильма на тему «Разноцветные формы»
Развивающая игра «Рисование по песку».
Консультация для родителей «Развитие математических способностей ребёнка дома» -практический материал (игры).
Пятница Закреплять знания геометрических фигур. Создать радостную атмосферу в группе. Развлечение на тему «Зайка в гостях у деток»
Родительский клуб «Математика вокруг нас»
Формирование математических представлений не ограничивается одним занятием. Игры включаются во все режимные моменты.
Индивидуально для работы можно использовать ситуации одевания, раздевания, прогулки. Например, при одевании, обратить внимание на форму пуговиц, их цвет. На прогулке обращать внимание на форму листочка, цветочка, домика и пр.
В каждом занятии используются физкультурные паузы, физкультминутки, пальчиковые игры, что переключает внимание детей, чередует разные виды деятельности - умственную, двигательную, речевую.
Пальчиковые игры.
Движения пальцев и кистей рук имеют особенное развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Включение пальчиковых игр в образовательную деятельность является важной составляющей при формировании элементарных математических представлений у малышей.
1. Постарайся – ка, дружок сложить пальчики в КРУЖОК! РАЗ – КРУЖОК, ДВА – КРУЖОК, теперь ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ – начинаем всё опять (соединить подушечками большой палец с указательным, затем со средним, безымянным и с мизинцем).
2. ДВЕ ЗЕЛЁНЫЕ лягушки скачут к пруду по опушке (сжать руки в кулачки, положив на стол пальцами вниз, резко выпрямить пальцы «прыжок», затем снова сжать в кулачок).
3. Наши КРАСНЫЕ цветки распускают лепестки (прикладывают округлые ладони друг к другу «бутон» и медленно разводят пальцы).Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (медленно перебирают пальчиками). Наши красные цветки закрывают лепестки (медленно соединяют пальцы). Головкой качают, тихо засыпают (покачивают «бутон» вправо – влево).
Физкультминутки, разминки:
Двигательная активность является важнейшим компонентом как физического, так и психологического развития детей раннего и дошкольного возраста. Динамические паузы, подвижные игры можно и нужно использовать с детьми раннего возраста, включая их в разные режимные моменты. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают общими движениями. Все упражнения для детей раннего возраста проводятся по подражанию. И динамические паузы, и подвижные игры являются источником положительных эмоций для детей – дошкольников.
1. Растянули КРУГ, и стал он похожий на ОВАЛ (руки сомкнуты перед грудью, образуя круг, пальчики сжаты в кулачок; разводим руки в стороны и возвращаем на место). ТРЕУГОЛЬНИК загрустил: «Кто бы мне угол подарил?» (пожимаем плечами). Улыбается КВАДРАТ,он всегда всему был рад (ноги широко расставлены, дети движениями рук «растягивают» улыбку). «Это я, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ваш слуга и ваш поклонник!» (наклоны вперёд – в стороны). Кто еще не знает? Это РОМБИК убегает (дети разбегаются).
2. Мы, матрешки вот такие крошки. Посмотрите вот у нас ЗЕЛЕНЫЕ сапожки (наклоны вперёд, дотягиваясь до носочков). Мы, матрешки вот такие крошки. Посмотрите вот у нас РОЗОВЫЕ щечки (показываем руками щёчки). Мы, матрешки вот такие крошки. Посмотрите вот у нас СИНИЕ платочки (повороты головы вправо – влево).
3. В парке на полянке танцевали обезьянки,
Много обезьянок прыгали, играли,
Одна обезьянка потерялась на полянке.
4. Ветер тихо клен качает, влево, вправо наклоняет:
Раз – поклон и два – поклон, зашумел листвою клен
Загадки
1. Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы.
Ответ: Овал
2. Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Ответ: Круг
3. Четыре палочки сложил,
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его.
Ответ: Квадрат
4. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я?
Ответ: Треугольник.
5. Встал квадрат на уголок-
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать?
Ответ: Ромб
6. Два квадрата-близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
Ответ: Прямоугольник
Полученные результаты:
В процессе реализации проекта нам удалось добиться устойчивых результатов. У детей повысился познавательный интерес, внимание, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое практически у всех детей. Кроме того, дети научились общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в игровую и в общественно-полезную деятельность. Большинство детей самостоятельно анализируют, сравнивают и обобщают, выбирают заданные фигуры, находят лишние, называют квадрат, круг, определяют цвет предметов.
Кроме того, в группе царит атмосфера доброжелательности, постоянно создается для каждого ребенка ситуация успеха и таким образом сохраняется и поддерживается здоровье детей.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений в группе раннего возраста. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
3. Колесникова Е. В. Математика для детей 2-3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Всероссийский сетевой журнал «Дошкольник. рф» №11 (72) декабрь 2015.
5. Коршунова И. Г. «Занимательная геометрия». Статья с сайта maam.ru