Инна Барышникова
Проект по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Знакомство с творчеством детских писателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по художественно – эстетическому развитию дошкольников
«Знакомство с творчеством детских писателей как средство формирования читательского интереса и развития творческих способностей у дошкольников»
Разработала:
Барышникова Инна Кузьминична
Вид проекта: художественно - творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (8 месяцев).
Сроки реализации: с 01.10.18г. по 30.05.19г.
Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию дошкольников „Знакомство с творчеством детских писателей“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта: воспитатели; дети 6 -7лет, родители, специалисты детского сада.
Направление деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, развитие творческого потенциала.
Цель проекта: формирование у детей читательского интереса, развитие творческих способностей, в процессе ознакомления с творчеством детских писателей и приобщению к театру.
Задачи:
- расширить знания детей о творчестве детских писателей и поэтов;
- учить владеть средствами художественной выразительности;
-приобщать к многообразию художественных образов;
-формировать устойчивый интерес к чтению художественной литературы;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности;
-развивать коммуникативную и интеллектуальную компетентность детей;
-развивать творческие способности детей дошкольного возраста средствами театрального искусства.
Актуальность темы
Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольников читательских умений и интересов как на предпосылку формирования грамотного читателя и творческой личности.
Не секрет, что чтение перестало быть главным из любимых занятий детей, а книга перестала быть единственным источником знаний. У ребенка появилась возможность получать необходимую информацию из Интернета, да и старое доброе телевидение не сдает позиций.
Но остановить бурный рост информационных технологий невозможно и бессмысленно пытаться запретить детям пользоваться современными носителями информации. Поэтому сегодня детей как никогда ранее нужно учить читать книги и воспринимать это занятие как удовольствие, знакомить с творчеством детских писателей. Сами по себе они этому не научатся. И важно успеть раньше, чем ребенок познакомится с безграничными возможностями электронных сетей.
Художественная литература формирует духовный мир детей, в этом она тесно перекликается с театром. Книга и театр пробуждают в ребенке эмоционально – творческое начало, побуждают творить, фантазировать. Художественно – творческая деятельность и самодеятельность детей способствует эстетическому воспитанию. Познакомившись с литературным героем, который вызывает эмоциональный отклик, ребенок хочет подражать ему. Театрализация дает ему такую возможность. Сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Знакомство с творчеством детских писателей и поэтовдолжнопривлекать внимание ребенка новизной, художественным своеобразием.
Проблема
Большую роль в привлечении к чтению играет семья, ее традиции. Заинтересованность родителей в эффективном и всестороннем развитии ребенка приводит к тому, что в доме появляются детские книги. Однако семейное чтение часто ограничивается как временными рамками, так и узкой направленностью. Данный проект расширяет вариативную направленность, формирует умение слушать, сочувствовать, сопереживать в минуты коллективного восприятия прочитанного, дает возможность учить работе с той информацией, которую несет книга, развивать воображение и творческие способности детей. Данный проект возрождает традиции домашнего театра, которые способствуют живому творческому общению родителей и детей.
Формы реализации проекта
-экскурсиив библиотеку детского сада и школьную библиотеку;
-рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий;
-чтение художественной литературы;
-заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений;
-инсценировка понравившихся произведений;
-музыкальные этюды;
-беседы по прочитанным произведениям;
-выставки книг, рисунков,творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
-взаимодействие с семьей.
Предполагаемый результат
- проявление детьми интереса к процессу чтения;
-понимание скрытых мотивов поступков героев литературных произведений;
-умение поддерживать беседу, высказать свою точку зрения, согласие, несогласие;
-дети имеют предпочтение в литературных произведениях, узнают портреты писателей и поэтов и называют их;
- создание творческих работ по собственному замыслу, используя различные техники;
- работают над созданием коллективных работ.
- проявляют позитивный интерес к участию в театрализованных играх, стремятся проявить свою индивидуальность.
-родители - активные участники реализации проекта.
В результате проекта расширится кругозор детей, их знания о творчестве детских писателей. Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве. Пополнится словарный запас; сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и у родителей. Повысится заинтересованность в формировании читательского интереса. Ребенок, заинтересованный сюжетом произведения способен вступать во внутренний диалог с героями, примерять на себя их опыт. Он рисует любимых героев, разыгрывает спектакли с их участием, придумывает новые повороты сюжета.
Реализация проекта
1 Этап. Подготовительный
Изучение специальной литературы и опыта коллег
Разработка проекта: определение цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результата
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможности, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта
Мониторинг формирования читательского интереса детей;
Создание развивающей предметно – пространственной среды
Составление перспективного плана
2 Этап. Основной
Реализация проекта.
3 Этап. Заключительный
Повторный мониторинг
Конкурс чтецов
Организация детской библиотеки в группе
Обобщение опытом на уровне ДОУ, в сети Интернет
Деятельность по осуществлению проекта
Подготовительный этап (октябрь)
1. Экскурсия в библиотеку детского сада.
2. Коллективная экскурсия в библиотеку школы.
3. Познавательно- исследовательская деятельность «Откуда книга к нам пришла»
4. Д/и «Профессии» Знакомство с профессией писателя.
5. с/р игра «Библиотека»
6. Проведение анкетирования родителей
7. Проведение консультаций для родителей «Десять «почему» детям необходимо читать книги», «Как помочь привить любовь к чтению вашим детям»
8. Беседа «О чем может рассказать книга?»
9. Знакомство с видами театра
10. Пополнение центра «От книги к театру» магнитным и пальчиковым театром, расширить тематику представленных произведений
Перспективный план (ноябрь – апрель)
Тема Сроки Формы работы
Знакомство с творчеством К. И. Чуковского ноябрь Презентация о жизни писателя
Выставка книг К. И. Чуковского
Художественное чтение стихотворений «Федорино горе», «Путаница»,«Краденое солнце», «Чудо - дерево», «Приключения Бибигона»
Аппликация «Чудо - дерево»
Консультация для педагогов «Пути формирования читательского интереса в дошкольном возрасте»
Создание альбома с иллюстрациями к сказкам К. И. Чуковского
Знакомство с творчеством Михалкова С. В. декабрь Оформление выставки «Дядя Степа Михалков»
Чтение стихотворений «Дядя Степа», «Щенок», «Сказка о глупом мышонке»
Игра-инсценировка «Сказка о глупом мышонке»
Оформление выставки рисунков «Мы родом из детства»
Подготовка родителями атрибутов к игре-инсценировке
Консультация «Традиции домашнего театра»
Семейный досуг «Мы играем в театр»
Знакомство с творчеством Саши Черного январь Оформление выставки книг Саши Черного
Просмотр видеопрезентации «Саша Черный – детям»
Литературные посиделки «В стране удивительных стихов»
Музыкальные этюды «Снежная баба», «На коньках»
Рисование с элементами аппликации «Снегири»
Знакомство с творчеством Усачева Андрея Алексеевича февраль Оформление выставки книг писателя
Чтение рассказов об умной собачке Соне
Лепка «Собачка Соня»
Просмотр м/ф «Умная собачка Соня»
Социальная акция «Дарим радость детям» (изготовление перчаточного театра «Умная собачка Соня»)
Знакомство с творчеством Е. А. Пермяка март Оформление выставки книг писателя
Чтение сказок и рассказов писателя: «Самое страшное», «Про нос и язык», «Птичьи домики»
Социальный аспект «Беседа о добре и зле»
Изготовление скворечников, разучивание закличек о весне
Изготовление книжек – малышек по произведениям Е. Пермяка
Знакомство с творчеством М. М. Пришвина апрель Оформление выставки писателя
Чтение рассказа «Золотой луг»
Наблюдение за цветами одуванчика в утреннее, дневное и вечернее время
Рисование с использованием техники «Тычок жесткой кистью»
Консультация «Семейное чтение воспитывает будущего читателя»
Пластический этюд «Цветок»
Оформление выставки «Золотой луг»
Заключительный этап (май)
Конкурс чтецов «Мы учили всей семьей»
Организация детской библиотеки в группе
Обобщение опытом на уровне ДОУ, в сети Интернет
Коллективное сочинение сказки «Как кот Васька с мышами в прятки играли», создание книжки - малышки