Марина Роводзянова
Конспект мастер-класса «Знакомство с городецкой росписью» по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
тема: «Знакомство с Городецкой росписью»
Цель мастер - класса : создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы, через ознакомление с «Городецкой росписью».
Задачи мастер – класса :
Публикация «Конспект мастер-класса „Знакомство с городецкой росписью“ по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление о «Городецкой росписи».
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению деревянной поверхности, использующейся для декоративного рисования.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу декоративной росписи.
4. Передача опыта работы путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов, совместная отработка этих приемов.
5. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития творческих способностей детей, через ознакомление с декоративными росписями.
Оборудование: мультимедийный экран, ноутбук, карточки с элементами городецкой росписи, готовая расписанная досточка.
Раздаточный материал: кисти, краски, деревянные загрунтованные досточки, баночки с водой, палитра, влажные салфетки.
Ход мастер – класса :
Эпиграфом к своей работе я бы взял народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Много-много лет назад, в городе Городец, что недалеко от города Нижнего Новгорода, возник этот промысел. Отсюда и название – Городецкий. Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.
Легенда о Городецкой росписи
У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других - Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.
И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это ведь цветок счастья.
Давайте рассмотрим элементы городецкой росписи.
Обратите внимание на цветовую гамму. А теперь поговорим о последовательности выполнения работы. Я буду проговаривать этапы работы, а вы можете начинать прорисовывать узор.
Самостоятельная работа на готовых досточках.
(Классическая музыка)
Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка, изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны.
Заключительный этап росписи - нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.
В заключении я предлагаю вам не большую динамическую паузу «Наши алые цветки»
Художественная роспись по дереву, используется мной на занятиях как итоговая работа.
Рассматривание готовых работ
Все работы получились яркими и сказочными, ведь городецкую роспись называют «Сказочной росписью». Эти работы можно после того, как они просохнут покрыть лаком и оставить на добрую память.