Анна Александровна Калёнова
Проект по художественно-эстетическому развитию «В гости к Дымковским мастерам» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно-творческий.
Направление: художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы.
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность темы.
Образ дымковской игрушки – это образ красивых, выразительных по пластике и сказочно нарядных людей, фигурок животных народной пластики, которые легко узнают дети и радуются их красочными яркими орнаментами.
Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию „В гости к Дымковским мастерам“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Применение в ДОУ дымковской народной игрушки дает возможность решать задачи художественного развития в воспитании детей. Продуманное знакомство с промыслом, целенаправленное и планомерное обучение росписи и лепке игрушек поможет добиться хороших изобразительных навыков у детей, развивая у них уверенность, творческую инициативу, самостоятельность и активность.
Русская народная игрушка является одним из видов народного творчества, который будит фантазию и мысль ребёнка-дошкольника. В ходе данного проекта у ребёнка развивается воображение и фантазия, так как вся планомерная деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать и обобщать предметы, выделяя их отличительные признаки, декоративность, красоту и развивает умение любоваться дымковской игрушкой.
Знакомство с дымковской игрушкой даёт возможность не только художественно-эстетическому развитию старших дошкольников, но и повышению их нравственно-патриотических качеств.
В современном мире мало внимания уделяется знакомству дошкольников с народными традициями и с различными видами декоративно-прикладного искусства, по-этому у детей слабо развит познавательный интерес. Знания о народных мастерах, об истории народной дымковской игрушке и её особенностях росписи не сформированы. Недостаточно созданы условия для приобщения дошкольников к народному творчеству, а ведь благодаря занятиям по декоративному рисованию можно детей научить воспринимать доброе и прекрасное, научать любоваться красотой. Дошкольников дымковские игрушки привлекают своей оригинальностью и яркостью. Эти изделия не только радуют глаз, но и раскрывают мир весёлого праздника, а также поднимают настроение.
Дошкольникам во время декоративного рисования дымковской игрушки предоставляется возможность почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе красоту окружающего мира, природы и эстетическое видение.
Цель проекта. Формировать у старших дошкольников познавательно-творческий интерес к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой.
Задачи проекта.
1. Познакомить старших дошкольников с дымковской игрушкой;
2. Научить украшать силуэты игрушек и другие предметы дымковскими узорами;
3. Развивать интерес к русской художественной культуре и изобразительной деятельности;
4. Развивать творческий потенциал старших дошкольников;
5. Развивать восприятие цвета, а также закрепление знаний цветов и их оттенков;
6. Совершенствовать навыки использования материалов и инструментов для рисования, аппликации и лепке из пластилина.
Этапы проведения проекта.
1 этап. Организационный этап.
-Объявление детям и родителям о начале проекта.
-Создание развивающей среды: подборка материал, атрибутов для игровой деятельности, дидактических игр, иллюстраций, подбор литературы, музыкальных произведений, подготовка презентаций.
2 этап. Планирование деятельности.
Интегрируемые области: познание, социально-коммуникативное развитие, развитие речи и чтение художественной литературы, художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, физическое развитие, взаимодействие педагога с родителями.
Познание.
1. Беседы по ознакомлению с народно-прикладным творчеством: "Ознакомление с понятием "народное творчество", "История дымковской игрушки", "Ласковое слово «Дымка»";
2. НОД по ознакомлению с окружающим миром "В гости к дымковским мастерам";
3. НОД по ознакомлению с окружающим миром "Из чего делают дымковские игрушки";
4. Просмотр презентаций: "В гости к народным умельцам", "Дымковская игрушка";
5. Рассматривание демонстрационного материала "Дымковская игрушка".
Социально-коммуникативное развитие.
1. Сюжетно-ролевые игры: "Семья", "К нам пришли гости", "Магазин сувениров".
2. Дидактические игры: "Красота дымковской игрушки", "Составь узор", "Узнай по силуэты", "Наряди барыню", "Найди лишний", "Парные картинки", "Обведи элемент", "Обведи и раскрась", "Дымковское домино", "Собери картинку", лото "Русский сувенир", "Чудо узоры".
Развитие речи и чтение художественной литературы.
1. Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: "Определи место игрушки", "Сравни игрушки", "Имитация".
2. Чтение и обсуждение русских народных сказок: "Мужик и медведь", "Иван-царевич и серый волк";
3. Чтение В. Клементьев "Дымковская игрушка", А. Дьякова "Сивка-бурка", "Весёлая дымка";
4. Чтение стихотворений о дымковских игрушках, отгадывание загадки, разучивание народных песенок и потешек.
Художественное творчество.
1. НОД по рисованию "Дымковские игрушки" (лошадки, козлик, барыня)
2. НОД по рисованию "Роспись дымковского индюка";
3. НОД по декоративно-плоскостной лепке "Дымковские игрушки";
4. НОД по лепке из пластилина "Дымковский петушок";
5. НОД по аппликации "Дымковские животные";
6. Создание тематических альбомов: "Дымковские узоры", "Рисуем дымковскую игрушку", "Фотоальбом «Дымковские игрушки»";
7. Создание и внесение в развивающую среду лэпбука "Дымковская игрушка".
8. Раскраски "Дымковские сюжеты";
9. Пазлы "Дымковские игрушки".
Физическое развитие.
1. Русские народные игры: "Золотые ворота", "Жмурки", "Растеряхи", "Ручеек";
2. Пальчиковая игра "Дымковские барышни";
3. Физкультминутка "Дымковская игрушка".
Взаимодействие педагога с родителями.
1. Беседа о дымковских игрушках "Игрушки не простые - глиняные, расписные";
2. Буклеты: "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой", "Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством";
3. Консультации "Знакомство с дымковской игрушкой", "Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста";
4. Папка-передвижка "Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе".
3 этап. Заключительный этап.
1. Развлечение "Путешествие к дымковским мастерам";
2. Выставки детских работ (продуктивная деятельность, выполненная на 2 этапе);
3. Презентация проекта "По пути дымковских мастеров".