Светлана Синявина
Проект «Нравственно-трудовое воспитание через сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Формирование нравственно-трудовых качеств дошкольников через сказку»
Проект : «Формирование нравственно-трудовых качеств дошкольников через сказку»»
Тип проекта : творческий, игровой
Возрастная группа: 5-6 лет.
Участники проекта : дети группы № 11, воспитатель группы Синявина Светлана Васильевна, родители.
Место реализации: МБДОУ- Детский сад №10 «Сказка»
Длительность: 1 год с 2014 – 2015 гг.
Вид проекта : групповой
Публикация «Проект „Нравственно-трудовое воспитание через сказку“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Цели
• Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка
• Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
• Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
• Организовывать в семье совместную творческую деятельность.
Задачи.
• Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
• Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
• Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
• Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
Предполагаемый результат:
• Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
• Воспитывать чувство патриотизма, потребности самоотверженного служения на благо Отечества.
• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
• Деятельное отношение к труду.
• Ответственное отношение за свои дела и поступки.
Этапы проекта :
1 Подготовительный
• Изучение методической литературы.
• Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки"
• Подбор русских народных сказок для дошкольного возраста.
• Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
2. Реализация проекта
• Слушание и пересказ сказок, беседы
• показ спектаклей и сказок
• продуктивная деятельность детей,
• изготовление книжки – малышки по русским народным сказкам
• Открытая ННОД: «В гостях у сказки»
3. Итоговый
• Родительское собрание: «Нравственное-трудовое воспитание через сказку»
• Оформление фотовыставки по материалам проекта
• Выставка рисунков, поделок.
• Инсценировка сказки : «Колосок».
Инсценировка сказки «Три медведя» совместно с родителями.
Учебно-тематический план
«Заюшкина избушка» Добро- зло, мудрость – хитрость. Гостеприимство- коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность- непорядочность.
«Зимовье зверей» Дружба, согласие
«Вершки и корешки» Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение
«Колосок» Трудолюбие, лень
«Привередница» Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям.
«Хаврошечка» Трудолюбие и терпение
Работа реализовывалась с помощью разнообразных форм (познавательные занятия, тематические прогулки, экскурсии по труду в природе, дидактические и подвижные игры, игры-путешествия) и интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).
Организован кружок «Волшебная мастерская».
Цель кружка:
формировать у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.
Занятия составлены с учетом интеграции образовательных областей:
Тема: Сказка «Зимовье зверей».
Методические приемы: беседа по содержанию р. н. сказки «Зимовье зверей», ряженье в костюмы, игра «Измени голос».
Задачи: дать детям представление о необходимости дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми. Дружить, мирно и согласованно выполнять общую работу.
Совместная деятельность педагога с детьми: лепка животных сказки.
Совместная детско-родительская деятельность: прочтение родителями сказок с подобным сюжетом (о дружбе и согласии).
Тема: «Хаврошечка».
Методические приемы: дид. игра «Хорошо-плохо», «Как узнать эту сказку», Этюд «Что я делаю?», «Назови действие», драматизация сказки «Расскажем сказку вместе».
Задачи: формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени.
Совместная деятельность педагога с детьми: рисование по сказке «Как бы я помог Хаврошечке».
Совместная детско-родительская деятельность: изготовление атрибутов к сказке.
Тема: «Колосок».
Методические приемы: знакомство с содержанием сказки, показ сказки на фланелеграфе, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. Игра «Хитрая лиса».
Задачи: формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени.
Совместная деятельность педагога с детьми: «Помоги ближнему своему» (оказывали помощь детям младшей группы в уборке игрушек).
Совместная детско-родительская деятельность: вместе с родителями находили пословицы о взаимопомощи, о труде, послушании, сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость.
Тема: «Привередница».
Методические приемы: рассматривание иллюстраций, дид. игра «Расскажи о своем герое сказки», задания на эмоции «Нарисуй любимого героя сказки».
Задачи: воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи.
Совместная деятельность педагога с детьми: этюд «Помощник».
Совместная детско-родительская деятельность: совместное сочинение сказки, используя данные качества этих героев.
С детьми было проведено итоговое, открытой формы, занятие для педагогов учреждения. В ходе занятия дети показали знания пословиц о труде, умение охарактеризовать героев, их поступки, дать характеристику их действиям, сумели выделить положительные и отрицательные качества героев. Через инсценировку сказки «Колосок» показали нравственно-трудовые качества героев.
Подведя итоги проведенной работы можно сделать вывод, что у детей сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Я считаю важным продолжить работу по формированию нравственно –трудовых качеств с детьми.
Информационные источники:
1. Пословицы и поговорки 2003
2. Книга для чтения 3- 5, 5- 7 лет Гербова В. В.
4. Лучшая книга сказок М. 2008.
5. Программа обучения и воспитания в детском саду. / под редакцией Н. Е. Вераксы, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
6. Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой. Л. Г. Гарбуза 2013 г.
7. Воспитание сказкой - Фесюкова Л. Б. М 2000