Валентина Морковкина
Проект «Трудовое воспитание» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1208 имени Героя Советского Союза М. С. Шумилова"
СП 10
Проект на тему «Трудовое воспитание» в старшей группе «Улыбка»
Публикация «Проект „Трудовое воспитание“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Цель и направление деятельности проекта : расширять интерес детей к трудовой деятельности, формировать познавательные способности, пополнять знания о видах трудовой деятельности, развивать умение поддерживать порядок в группе, закреплять умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять.
Место проведения: групповая комната, участок детского сада
Задачи:
- Формировать умение планировать последовательность своей работы.
- Самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия : подготовить место и инвентарь для работы; совершенствовать умение мыть игрушки, строительный материал, протирать пыль на мебели, наводить порядок в книжном уголке, в центре природы.
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла.
- формировать знания о безопасных правилах обращения с ножницами;
- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к комнатным растениям;
- совершенствовать стиль партнёрских отношений при создании общей работы.
Вид или тип проекта : творческий, долгосрочный.
Ожидаемый результат: фотовыставка, стенгазета о проделанной работе;
материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.)
Проект на тему «Трудовое воспитание» в старшей группе «Улыбка»
Подготовили воспитатели : Морковкина В. А.
Актуальность проекта :
В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом
План работы над проектом
месяц мероприятие Примечание
сентябрь Знакомим детей с трудом
Вечер пословиц и поговорок о труде»
Ремонт книги
«скорая помощь для книги» В виде игры купаем кукол,знакомим с бережным отношением к игрушкам и книгам
В конце месяца проверяем книги, заклеиваем порвавшиеся книги «скорая помощь для книги»
октябрь • Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду»
• Работа над лексической темой «Детский сад. Профессии».
• Экскурсия на тему «Наш детский сад» (знакомство с профессиями сотрудников ДОУ и местом их работы) с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
Совместное изготовление карточек для уголка «Больница».
ноябрь-декабрь Выявление у детей знаний о членах своей семьи:
• Беседы с детьми на тему «Моя семья», «Где и кем работают наши родные»
• Музыкальное развлечение «Мамины помощники»
• Участие в смотре – конкурсе уголков ручного труда и конструирования с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;
с воспитанниками и их родителями (по программе «Зеленый огонек здоровья» Картушиной Н. Ю.)
январь • Беседа с детьми «Как я забочусь о членах моей семьи».
• Работа над лексическими темами «Профессии», «Инструменты»
• Размещение информации для родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»
• Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье» с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;
в родительском уголке;
индивидуальная работа с родителями
февраль • Реализация краткосрочного проекта «Кто любит труд, того люди чтут»
• Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в ДОУ». организация процесса трудового воспитания на прогулке;
в родительском уголке;
март • Показ детям презентации «Кто любит труд, того люди чтут»
• Оформление фотогазеты «Судят не по словам, а по делам!».
• «Трудовое воспитание старших дошкольников» с презентацией проекта «Кто любит труд, того люди чтут» с использованием средств мульти-медиа;
в родительском уголке;
с использованием средств мульти-медиа;
индивидуальная работа с семьями воспитанников
оформление продуктов проектной деятельности
апрель • Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится»
• Презентация проекта «Кто любит труд, того люди чтут» на уровне ДОУ Выход проекта
Примечание.
Педагоги систематически детей знакомят с пословицами и поговорками о труде; используют художественную литературу, соответствующую теме проекта, организуют участие детей в трудовой деятельности в группе. Регулярно на «Кругах общения» подводятся итоги участия детей в трудовой деятельности и по результатам получают наклейку – символ старания, которую приклеивают в личный «Дневник успехов».
СЕНТЯБРЬ
Д. игра «Кому, что нужно для работы»
Коллективный труд : «Ремонт книг»
Формировать представление детей об инвентаре для труда (дворник, пом. воспитателя, садовник)В процессе работы донести до сознания детей, ценность каждой книги; умение бережно относиться к книгам. Вторник
Вечер пословиц и поговорок о труде»
Формировать умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой (сервировка стола)
Развивать умение детей понимать смысл каждой поговорки, вызвать желание заучить понравившуюся поговорку или пословицу наизусть.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
-Ребята, когда люди пользуются книгами,те могут постепенно терять свой внешний вид. Посмотрите, корешок книги потёрт,края загнулись, обложка может оторваться от книги. Что надо сделать, чтобы ею можно было пользоваться дальше (подклеить корешок,уголки,обложку)
-Посмотрите на эту книжку (показ отремонтированной книги).Её починили умелые руки,она снова стала нарядной, её приятно брать в руки, рассматривать картинки.
2. Основная часть.
-Давайте и мы с вами отремонтируем наши книги,а заодно приведём в порядок и книги для малышей. Что нам понадобится (клей, бумага, ножницы)
-Теперь рассмотрим,как работали эти умелые ручки, что они делали сначала, а что потом. (Совместно с детьми определяется последовательность работы).
-А что для этой работы понадобиться (подобрать бумагу по цвету обложки и отрезать от неё полоску).
-Теперь я покажу вам, как нужно подклеивать сначала корешок, затем обложку к книге.
-Сначала цветная полоска была сложена по длине пополам,затем был нанесён клей на внутреннюю сторону полоски, затем полоска была аккуратно наложена на верхнюю сторону обложки,а затем- на нижнюю. И тогда подклеена аккуратно, тщательно, чтобы не отклеивалась.
-Теперь рассмотрим,как подклеивать внутри верхнюю и нижнюю обложки к книге. (белая полоска намазывается клеем не по внутренней стороне, а по внешней,чтобы лучше приклеилась)
-Ну, а теперь очень просто догадаться,как укрепить уголки книги. Кто предложит,как это сделать (надо вырезать квадрат из цветной бумаги, разрезать его по диагонали пополам,каждый треугольник приклеить к уголкам.
3 .Заключительная часть.
-Вспомните, что мы с вами хотели сделать (подклеить книги)
-В какой последовательности выполняли своё дело? Что у нас вышло? Порадуются ли малыши нашей работе (конечно, да)
-Теперь вы научились «лечить «книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку. А если, кто увидит у нас в группе потрёпанную книгу, то сможет сразу её отремонтировать. И наша библиотека будет всегда аккуратной.
-Стихотворение:
Заболела эта книжка,
Изорвал её братишка.
Я больную пожалею,
Я возьму её и склею.
Дидактическая игра для детей 4-5 лет "Кому что нужно?"
Цель. Формировать представления детей о профессиях повара, дворника, парикмахера, врача. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии
Ход. Игра включает в себя картинки с изображением людей (дворник, парикмахер, врач, повар) и картинок с изображением орудий труда и материалов. Картинки складываются по типу пазлов. Ребёнку предлагается сложить цепочку из картинок с изображением разных предметов труда, необходимых для работы врачу, дворнику, повару, парикмахеру.
Пословицы и поговорки о труде
• Человек рожден для труда.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
• Что потрудился, то и поел.
• Воля и труд дивные всходы дают.
• Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
• Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
• Труд человека кормит, а лень портит.
• Наше счастье в общем труде.
• Кто трудиться, тот и пользуется.
• Без труда нет добра.
Поможем Крарлсону запомнить, где живут наши игрушки»Стирка кукольного белья, одежды, мытьё посудки. Вызвать интерес к знакомству Карлсона с групповой комнатой, игрушками.
Формировать умение старательно и аккуратно трудиться, видеть результат своего труда.
ОКТЯБРЬ
Ручной труд. Совместное изготовление карточек для уголка «Больница».
Труд в природе. Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью собирают урожай, сгребают листья, перекапывают грядки. Зимой подкармливают птиц, принимают участие в расчистке дорожек от снега. Весной перекапывают и рыхлят землю, делают грядки и сажают семена. Летом ухаживают за растениями, поливают, рыхлят и пропалывают. Дети должны научиться правильно пользоваться рабочим инвентарё м: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.
Труд на участке. Сбор листьев с участка. Очищаем игрушки от песка.
Беседа «Какие профессии ты знаешь?»
Цель: учить детей наблюдать за трудом взрослого, оказывать посильную помощь, развить, трудолюбие, интерес к природе
.Д/и «Кто чем занимается»
Наблюдение на улице за работой дворника.
Цели:продолжать наблюдения за работой дворника. Способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса. Воспитывать интерес и уважение к профессии дворника, природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде
Вечер. Рассматривание иллюстраций, репродукций на тему-«Строители»
Цель: расширить представления детей о труде строителей, уточнить знания о профессиях маляра, плотника, каменщика, расширить и уточнить знания об инструментах, применяемых строителями в работе, развивать речь.
2. Строительные игры Цель: упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, развивать конструкторские навыки, воображение.
3. Чтение художественной литературы В. В. Маяковский «Кем быть?» Цели: учить анализировать художественное произведение; выражать свое отношение к персонажам рассказа, развивать речевую активность, диалогическую речь, расширять словарный запас.
Индивидуальная работа с подгруппой детей по познавательному развитию на тему «Профессии».
Цели: продолжать закреплять представления детей о том, что такое профессия, учить употреблять в речи слова “профессия”, развивать речь, внимание, вызвать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни.
2. Игровая деятельность. Д/и «"Кому что нужно для работы?"
Цель - закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи — орудия труда, воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться
3. Трудовые поручения наведение порядка после игр.
Цель: формировать у детей соответствующие трудовые навыки, учить действовать рационально, поощрять желание участвовать в совместном труде, стремление к поддержанию и наведению порядка.
НОД 1. Развитие речи. «Все работы хороши – выбирай на вкус».
2. Лепка / Аппликация «Поможем повару сделать крендель».
Мини – экскурсия в пищеблок. Цель: расширить и уточнить представление детей о профессиях людей, работающих в детском саду. Закрепить представление о необходимости и значении труда взрослых людей. Активизировать словарь детей.
2. Игровая деятельность. Д/ и «Сварим суп из овощей»
Дидактическая задача: Закрепление, уточнение и углубление знаний детей о труде людей разных профессий. Учить называть орудия труда, используемые в работе, предметы спец. одежды. Развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать уважение к людям труда, интерес к различным профессиям
Словарь: овощевод, птичница, садовод, тракторист, механизатор, музыкант, строитель, художник, ферма, сад, поле, вырастить, ухаживать, трудолюбие, заботливые, приносить пользу.
Игровое правило: о содержании картинки, рассказывает ребёнок, названный ведущим
Игровое действие: выбирать, рассказывать.
Ход игры: Воспитатель беседует с детьми о людях разных профессий. Рассказывает, что труд ценится всеми и приносит радость им самим, Люди труда заботливы, честны и всегда готовы прийти на помощь друг другу. Они правдивы, трудолюбивы, скромны, веселы и радостны. Воспитатель показывает детям картинки, дети выбирают понравившуюся профессию, рассказывают о ней подробно и интересно. Говорят, кем хотели бы быть, когда вырастут
Итог: Дети наиболее удачно и полно рассказавшие о профессии, поощряются воспитателем.
НОЯБРЬ
1. Индивидуальная работа с подгруппой детей по развитию речи - составление описательного рассказа по теме «Профессии».
Цель: закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”, развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога); совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения.
2. Игровая деятельность. Словесная игра «Закончи фразу».
Цель: учить детей заканчивать предложения («Повар варит.», «Врач лечит.», развивать речь, обогащать словарь, продолжать формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Цели: учить детей работать с бумагой, пользоваться правильно ножницами, расширить знания детей об атрибутах врача.
НОД 1. Обучение грамоте «Деление слова на слоги».
Дидактические игры «Труд взрослых»
Цель: Закреплять знания детей о труде взрослых, развивать умение употреблять обобщённые названия профессий (строитель, рабочий, колхозник, различать трудовые действия. Развивать внимание, мышление. Воспитывать уважение к результатам трудалюдей разных профессий.
Игровое правило: Отвечает тот, кого выбрал воспитатель
Игровое действие: Выбор карточки, рассказ.
Ход игры: На столе разложены карточки с изображением людей разных профессий. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любую карточку и рассказать о профессии человека, изображённого на карточке.
Итог: За правильный ответ ребёнок награждается с фишкой.
«Назови профессию»
(средняя группа)
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера. Отмечать их особенности. Продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.
Словарь: грузовик, такси, трактор, самосвал, трамвай, пожарная машина, скорая помощь.
Игровое правило: Рассматривание карточек, классификация их по месту передвижения, ответы на вопросы.
Игровое действие: Поиск нужной картинки.
Ход игры: Воспитатель показывает карточки детям, говорит о том, что существуют машины, которые едут по земле, плывут по воде и летают в воздухе. Нужно карточки разделить на три этих группы. Дети по очереди подходят к столу, выбирают карточку, называют и описывают машину, говорят для чего она служит и кладут карточку к аналогичным видам транспорта, классифицируя их.
Итог игры: Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется и получит большее количество фишек.
ДЕКАБРЬ
Прогулка 1. Труд на участке-засыпка корней деревьев снегом
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам
2 П /и «Два мороза»
Художественная литература. «Чтение стихотворений о профессиях».
Прогулка 1. Труд на участке. Расчистка дорожек от снега; строительство горки для катания кукол на саночках.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.
БЕСЕДА Тема: «Где работают мама и папа?»
Цель: Знакомить детей с профессиями людей.
Материал: «Альбом», «Все работы хороши», Маяковский «Кем быть?»
Ход:
Читаю книгу «Кем быть?»
- О чем эта книга?
- С какими профессиями вы знакомы?
- А вы знаете, кем работают ваши родители?
- Что они делают на работе?
- Как называется место их работы?
(Если дети затрудняются ответить на эти вопросы, задаю домашнее задание.)
- Поговорите с родителями и расспросите их о работе и о важности их работы.
В помощь детям показываю альбом «Все работы хороши». По картинкам они рассказывают о работе родителей.
- Когда вы вырастете большими, то тоже будете работать и приносить пользу людям.
ЯНВАРЬ
• Работа над лексическими темами «Профессии», «Инструменты»
Задание 1. «Кто что делает?». Взрослый задает вопрос, ребенок отвечает. Увлекательным это задание сделает использование мяча. Взрослый задает вопрос и кидает ребенку мяч, ребенок ловит его и отвечает на вопрос.
Вариант 1. Цель: упражнение в подборе глаголов к существительным: повар - варит, учитель -, врач -, продавец -, воспитатель -, водитель -, писатель -, художник -, певец -, переводчик - .
Вариант 2. Цель: упражнение в подборе существительных к глаголам «Кто это делает?» : учит -, шьет - …
Задание 2. Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Задание способствует формированию навыка правильного словоизменения - употреблению винительного падежа имен существительных: повар варит (что) -. ; врач лечит (кого) -, пожарный, строитель, учитель, водитель, портной, фотограф, доярка.
Задание3. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?».
Вариант 1. Цель: формирование навыков словоизменения – употребление винительного падежа имен существительных:
Повару нужны (что) — кастрюля, поварешка. Учителю, парикмахеру, художнику, портному, маляру, продавцу, плотнику.
Вариант 2. Цель: формирование навыков словоизменения – употребление дательного падежа имен существительных: кастрюля, поварешка нужны (кому). повару и т. д.
Задание 4. Дидактическая игра «Найди ошибку». Цель: разви тие логического мышления, формирование навыков словоизменения. Ребенок должен отвечать полным ответом.
Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парикмахер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду.
Анкета для родителей «Трудовые поручения в семье».
1. Помогает ли ребенок по дому?___
2. Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому? Какие?
___
3. Охотно ли он их выполняет?___
4. Приходиться ли вам повторять просьбу?___
5 Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей?___
6. Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений? Каким образом?___
7. Есть ли у вас в семье общие трудовые дела?___
8. Делите ли вы домашнюю работу на женскую и мужскую?___
ФЕВРАЛЬ
• Реализация краткосрочного проекта «Кто любит труд, того люди чтут»
Цель проекта :
Формирование у детей сознательного отношения к труду, закрепление умения распределять коллективную работу и совместно ее выполнять.
Подготовительный этап:
Данный этап реализовывался в течение недели.
Определена тема проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Данный этап реализовывался в течение 2 недель, за истекший срок организовали:
Оформление уголка дежурства.
Беседа-развлечение «Труд кормит, а лень портит»
Альбом «Хлеб всему голова».
Привлечение детей к выполнению трудовых процессов «Мытье игрушек», «Мытье цветов», «Организация НОД»; к сбору пословиц и поговорок о труде.
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по сбору пословиц и поговорок о труде.
Альбом «Пословицы и поговорки о труде».
МАРТ-АПРЕЛЬ ВЫХОД ПРОЕКТА
Показ детям презентации «Кто любит труд, того люди чтут»
Оформление фотогазеты «Судят не по словам, а по делам!».