Ирина Харченко
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через познавательное развитие и региональный компонент
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Одна из задач нравственного воспитания - воспитание патриотических чувств, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Ребенок буквально впитывает культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это - базовый компонент патриотического воспитания.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через познавательное развитие и региональный компонент» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Слайд 2
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Слайд 3
Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно - моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, городу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.
Тема нравственно-патриотического воспитания волновала во все времена и продолжает быть актуальной в наше время.
Цель:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Слайд 4
Задачи:
1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
4. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Слайд 5-6
В основу педагогического опыта положены следующие принципы:
• принцип личностно – ориентированного общения
• принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родная станица, родная страна;
• принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
• принцип научности - воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.
• принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры региона)
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Краснодарского края, Ейского района. Знакомясь с родной станицей, её достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Слайд 7
Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и метод работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.
Слайд 8
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Нами разработана система и установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. С целью углубленного изучения истории, природы и людей, живущих в родном крае, России, Ирина Григорьевна Харченко разработала программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой мир».
Слайд 9
Работу по патриотическому воспитанию осуществляем по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.
1. «Путешествие в историю» – Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.
2. «Вижу чудное раздолье…» - Цели: расширять представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.
3. «Быт и традиции» - Цели: знакомство детей с жилищем кубанских казаков; расширять знания об устройстве кубанской избы; пробуждать интерес к национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.
4. «Моя Родина - Россия» - Цели: знакомство детей с государственной символикой России, области, района.
Слайд 10
5. «Дерево моей семьи» - Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;
6. «Этих дней не смолкнет слава» - Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
7. «Как чуден наш родной язык» - Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.
8. «Руки – не для скуки» - Цели: формировать знания о народно-прикладном искусстве; вызвать восхищение талантами русского народа.
Тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Решая данные задачи необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей, включая ее в разные виды деятельности, предусмотренные программой.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Слайд 11
Специально организованная среда дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Краснодарского края, Ейского района, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны и области и поселка.
В детском саду организованы кубанские уголки.
Слайд 12
Начиная со второй младшей группы, патриотическое воспитание детей осуществляю с привития чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое. Они приобретают в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и взаимоотношения с родителями, с родственниками: «любовь к матери – любовь к Родине-матери», «любовь к отцу – преданность Отчизне».
Слайд 13
Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения. Проводятся экскурсии к Троицкому храму в станице, где рассказываю, что всё это создано руками талантливых русских мастеров.
Слайд 14
Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи кубанские песни, заучиваем русские народные потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. С произведениями кубанского фольклора знакомлю детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы
Слайд 15
Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.
Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства - одна из главных задач. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Слайд 16
У детей седьмого года жизни возрастает интерес к природе родного края, разнообразию флоры и фауны на территории области. Знакомство детей с природой России происходит посредством демонстрации иллюстраций лесов, полей, рек, морей, гор. Большая роль отводится проведению экскурсий. Беседуем с детьми о том, где они провели лето и обращаю их внимание на то, что дети были в разных городах, сёлах и видели, какая красивая и огромная наша страна. На различных экскурсиях дети знакомятся с особенностями таких природных зон как, поле, пригорок; знакомятся с трудом человека в природе (полевые работы, посадка цветов). Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы, им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).
Слайд 17
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию используем различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь проводим анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываем совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы.
Слайд 18
С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания («Воскресный день», «Семейные прогулки», «Воспитание в семье любви к родному краю»).
Слайд 19
Формируя нравственно-патриотическую культуру детей, считаем, что педагогам, следует находиться в постоянном творческом поиске – это даст право на успех.
Ежегодно составляется план работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Для оценки деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию нами была разработана диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах. Систематическая работа позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточно большой запас знаний по истории, привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Речь детей становится более образной, расширяется кругозор и словарный запас, усиливается познавательный интерес. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое мнение и отношение, а также придумывать, создавать что-то новое, свое.
Результатом нашей работы является то, что воспитанники нашего детского сада к концу дошкольного детства по патриотическому воспитанию имеют целостную картину сведений о родном крае и его символике, родной стране – России, её прошлом и настоящем.
Слайд 20
Сотрудничаем с Копанским хуторским казчьим обществом
Слайд 21
В жизни нашего детского сада укоренились такие традиции: ежегодно проводятся народные праздники - «Осенины», «Масленица»; отмечаются календарные праздники «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «9 мая»; привычным стал семейный спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», выпускной утренник.
Слайд 22
Во всех выше перечисленных мероприятиях воспитанники принимают активное участие, что способствует развитию творческого потенциала детей, учит детей соблюдать традиции, знакомит с народным творчеством, воспитывает гордость за своих соотечественников.
Слайд 23
В ходе совместной работы стараемся помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.
Слайд 24
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.