ГРИШУНИНА ОЛЬГА
Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство дошкольников с традициями и культурой жителей пензенского края
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольные образовательные учреждения, являясь звеном системы образования, формируют у детей первое представление об окружающем мире, среди которых одним из важнейших звеньев является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, которое включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство дошкольников с традициями и культурой жителей пензенского края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Пензенская область, Пенза
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2018
Много лет я работаю по проекту «Приобщение детей к духовно – нравственным идеям по средствам народного творчества». Девиз проекта «Сохраняя прошлое – воспитываем будущее!» Проект долгосрочный. Он рассчитан на всё пребывание детей в ДОУ. Помимо долгосрочного проекта я периодически использую краткосрочные подпроекты, которые составляю к определё нным этапам истории нашей Родины: «Традиции в нашей семье», «Рождественские святки», «Масленичная неделя», «Святая Пасха» и др. Все подпроекты и проект построены на изучении народного фольклора, народного творчества, изучении истории нашей страны, нашего края.
Основными задачами этих проектов и подпроектов является формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских народных традиций, устного народного творчества, предметов материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.
Работая по проекту и подпроектам я стараюсь формировать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду. Ведь чувство любви к Родине начинается у ребенка с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания, защиты. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Формировать у детей чувства любви к своему родному краю я стараюсь на основе приобщения к родной культуре и традициям. В каждой семье есть свои традиции, которые поддерживаются несколькими поколениями. В пензенском крае многие традиции - это отзвук традиций всего русского народа. Соблюдение этих традиций и помогают воспитанию любви к народу, к стране, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и вырос.
Зажечь искорки любви к своей малой Родине, её истории, культуре, проводя параллели с историей России, мне помогают встречи с интересными людьми, жителями нашего края. Например, родители из села Невежкино рассказывают детям на встречах о своих увлечениях вышивкой, а занятия «Вышивальщицы», «Народные кружева» раскрывают перед детьми всю красоту народного творчества, показывает умение народа обустраивать свой быт, делать жилище красочнее.
С Пензенским краем связано много известных имё н: Лермонтов, Белинский, Куприн, Гладков, Дина Злобина, Олег Савин и много-много других писателей и поэтов, кто воспел свою малую родину, её неброскую красоту в своих замечательных стихах и рассказах. С этим историческим наследием мы знакомим наших маленьких воспитанников в процессе бесед, разговоров, чтений художественных произведений. Воспитывать лучшие качества, присущие нашему народу: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие, сострадание помогают занятия, беседы, встречи.
Свою работу я начинаю с младшей группы, где знакомим детей с потешками сказками, традиционными праздниками. В младшей группе проводится занятие «Блин, блиночек», в средней группе, работая по проекту «Масленица» проводятся комплекс мероприятий по этой теме: беседы, встречи с бабушками и угощениями, а в старшей группе, работая по проекту «Широкая масленица» дети знакомятся с историей возникновения этого праздника с особенностями гуляния, в котором принимают участие родители и дети. Такая последовательная работа помогает усвоить материал и помогает формированию в ребенке национального духовного характера, уважение к культурному прошлому России, знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа.
На мероприятиях: «Красное яичко», «Русское гостеприимство», «Ярмарка на Чембарской сторонушке», «Русская печь», «Коляда, коляда», «Жаворонки» и др. позволяют знакомить детей с историей нашего народа, нашего Чембарского края, с укладом жизни русского народа. Дети знакомятся с бытом русского народа, изучают русские народные песни и дразнилки, знакомятся с народными играми, частушками, плясками, познают народную культуру, народные обычаи. Всё это помогает воспитать чувство гордости за свой народ.
Во время экскурсий в музей В. Г. Белинского происходит знакомство с народными промыслами нашего края, народными умельцами: невежкенскими вышивальщицами и языковскими горшечниками, путешествие в прошлое нашего края.
В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, прививаю детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и. т. д. Дети подводятся к пониманию, что мы - люди, мы любим, бережем и защищаем свою Родину.
Организуем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают о войне, о своих боевых товарищах, ходим к памятнику погибшим героям на 9 Мая и возлагаем с детьми цветы, проводим тематические занятия и беседы, слушаем военные песни и. т. д. Сейчас во многих семьях наших воспитанников стало семейной традицией участие в акции «Бессмертный полк».
Большое значение в данной работе имеет взаимодействие с родителями, которое способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей и ценностей. И надо отдать им должное они всегда готовы помочь нам в этой работе: оказывают помощь в оформлении выставок на «День Матери», «День защитника Отечества», «8Марта», «День семьи, любви и верности», «День Победы», оформлении альбомов: «Наша семья», поделок, стенгазет.
Ведь как сказал А. С. Макаренко «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Эту заповедь великого педагога, мы стараемся использовать при работе с детьми и их родителями.
В ходе этой работы ребенок начинает чувствовать себя сильным, значимым для своей страны, понимать, что может помочь, защитить, сохранить, что он созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.
Надеюсь, проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими и приумножающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.