Елена Верещагина
Проект на тему «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Я выбрала эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех - как энергия Солнца, как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И вспоминать об этом надо не только в трудную годину, а помнить - всегда!
Публикация «Проект на тему „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
Воспитать детей любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу – вот одна из поставленных мною задач. Во время каждого приема пищи видно, как дети сейчас относятся к хлебу, а ведь без уважения к труду пекарей, хлеборобов, не представить самой ценности хлеба. Всю организацию целесообразно провести через проектную деятельность.
Основная часть
В основу проекта «Хлеб – наше богатство» положены научно-методические основы нравственного воспитания, изложенные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы переработанной в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Проблема:
«Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь. В наш век передовых технологий и открытий, мы перестаём ценить и беречь хлеб. Он стал нашей ежедневной пищей. После беседы с детьми, я поняла, что большинство детей даже не имеют представления о том, как хлеб выращивают, пекут, сколько труда и души в него вкладывают. Необходимо детям помочь самим узнать весь долгий путь, который он проходит, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе, тогда дети смогут понимать ценность хлеба, научатся его беречь. С этой целью был и создан данный проект «Хлеб-наше богатство»
Актуальность:
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода и солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб всему голова» — гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб является одним из основных продуктов питания и всегда присутствует в рационе человека. Хлеб никогда не приедается и содержит почти все необходимые компоненты: белки, углеводы, немного жиров, витамины и минеральные вещества. Все люди едят хлеб, но не все задумываются о том, какой хлеб они употребляют в пищу.
Цель:
Формирование у детей культуры отношения к хлебу, как к богатству и достоянию страны.
Гипотеза: Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий
Задачи:
1. Закрепить знания детей о злаковых культурах, учить распознавать эти растения по характерным особенностям, помочь запомнить обобщающее слово «злаки».
2. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
3. Подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий.
4. Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свою страну.
5. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
6. Формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба, учить соблюдать санитарно-гигиенические нормы при работе с продуктами в процессе продуктивной деятельности.
Методы и способы:
- Групповая дискуссия;
- Анализ конкретных жизненных ситуаций, решение задач;
- Создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
- Элементы наблюдения, эксперимента;
- Ролевые игры; и др.
Ожидаемый результат:
- Дети знают о ценности хлеба, важности труда хлебороба;
- Сформированы представления об этапах выращивания и приготовления хлеба;
- Развита культура отношения к хлебу.
Проект состоит из трех этапов:
1. Подготовительный:
Разработка календарного планирования, предварительное наблюдение.
2. Основной:
Реализация календарного планирования
3. Заключительный:
Обобщение полученной информации, создание единого пособия.
По времени проведения: долгосрочный
Тип проекта :
По тематике: информационно – исследовательский.
По числу участников: групповой (23 человека)
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели.
Возраст участников: дети 6-7 лет.
Данный проект предстоит реализовать в течение 2018-2019 учебного года.
Перспективный план реализации проекта
Месяц Содержание деятельности Образовательные области
Сентябрь Выявить знания детей о злаках, профессиях, хлебе. Подготовка к реализации проекта. Сбор материалов.
Интервьюирование «Зачем нужен хлеб?»; Пальчиковая гимнастика «Зернышко»; Аппликация «Пшеничные колосья»; Прослушивание песен «Колосок», слова В. Орлова Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие
Октябрь Злаки – какие они?
Изготовление тактильного пособия «Злаки»
Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами и с\х работами в поле; Чтение стихотворения Э. Боксе «Зернышко»; Инсценировка укр. народной сказки «Колосок» Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие
Ноябрь «Кто выращивает хлеб?»
Профессии, техника
Моделирование ситуации «Если мы не будем работать на полях»; Д/игра «Назови действия людей, работающих на земле»; Конструирование «Сельскохозяйственные машины»; Беседа «Сельские профессии»; Чтение рассказа В. Бианки «Колхозный календарь» Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие
Декабрь Пословицы, поговорки, загадки о хлебе.
Отбор детьми пословиц и загадок для создания картотеки.
Физкультминутка «Каравай»; Проблемная ситуация «Если не будет хлеба, то что? …»; Подобрать пословицы и поговорки «О хлебе»; разучить заклички; Рисование «Работа на поле» Речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
Январь Хлеб той зимы. Блокада
НОД с презентацией «Хлеб блокадного города»; Артикуляционная гимнастика «Язычок в гостях у колобка» Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Февраль Рецепт хлеба. (Опытно – экспериментальная деятельность)
Замес теста детьми, выпечка. Физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Март Посадка зерен. «Огород» на окне.
Экспериментирование «Посадка зерен в землю для проращивания»; Составление рассказа по картинам «Жатва», «Рожь». Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие
Апрель Систематизировать полученные знания. Создание единого пособия «Хлеб-наше богатство»
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Май Выводы.
Выявить итоговые знания о хлебе по окончанию проекта. Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие
Проектная деятельность весьма увлекательна, и теоретически, для начинающих, казалось бы всё понятно. Но, вот, применение на практике, реализация задуманного и оформление материалов проекта обычно вызывает затруднения.
Предлагаемый материал предназначен воспитателям. Представленный на теоретическом уровне, он раскрывает специфику организации, подготовки и проведения проектной деятельности по теме: «Хлеб-наше богатство». Овладение опытом применения и использования предлагаемого метода может стать основой для проведения образовательных мероприятий в различных образовательных областях. А главное, получением практического результата – образовательного продукта: занятия, беседы, презентаций, фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, игры, книга, сделанная в совместной деятельности с взрослым, проектная папка, альбомы, театральные инсценировки и многое другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. В проекте присутствует активная самостоятельная деятельность, а воспитатель лишь «наставник и помощник». Для проектной деятельности важным является правило: каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. В данном проекте результатом становится единое пособие «Хлеб-наше богатство», которое можно использовать при организации совместной деятельности детей подготовительной группы с детьми средних и старших групп, для воспитателей при организации ознакомления с предметным и социальным окружением.
Серьезной поддержкой при разработке и реализации проекта является консультирование воспитанников. Дети самостоятельно избирают для себя способы работы. Воспитатель лишь координирует, направляет действия детей в нужное русло. В течении проекта детям предлагается самостоятельно замесить тесто, посадить зерна, отобрать понравившиеся пословицы, загадки и вырезать картинки для оформления. Как правило, дети с удовольствием принимают такое предложение. Иногда консультирование может сыграть негативную роль в случае, если воспитатель фактически станет навязывать детям единственно правильные решения, выполнять за них работу.
Согласно образовательной программе «От рождения до школы» ребенок должен расширять представления о людях разных профессий; через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности; поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения; воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др., что можно проследить в данном проекте.
Для закрепления полученного результата в группе подобраны наглядно – демонстрационные материалы по теме проекта, муляжи хлебобулочных изделий, костюмы для сюжетно – ролевых игр. Для создания положительного отношения к изучению материала при календарном планировании учитывалось развитие эмоционально – волевой сферы с помощью физминуток, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.
Список источников
1. https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/poslovitsy/70-poslovitsy-i-pogovorki-o-khlebe
2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. — М. : Мозаика- Синтез», 2004. — 40с.
3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах) : Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. — Волгоград: учитель, 2004. — 160с.
4. Т. А. Шорыгина. Злаки. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Издательство Гном и Д, 2007 – 48 с.
5. Т. А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012 – 41 с.
6. Т. В. Цветкова. Хлеб всему голова. Комплект тематических наглядных материалов. М. : ТЦ Сфера, 2015 – 16 с.
7. Э. Емельянова. Откуда что берется. Хлеб. Наглядно – дидактическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2011 – 8 с.