Любовь Новикова
Исследовательский проект «Хлеб-всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект "Хлеб- всему голова"
Авторы: дети средней группы № 9
МАДОУ «Детский сад «Гусельки»,
Руководитель: Новикова Любовь Сергеевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад «Гусельки»
Югорск, 2018
Аннотация
В данной работе представлена исследовательская деятельность воспитателя
с детьми, способствующая формирование и развитие познавательно – речевой активности у дошкольников.
Публикация «Исследовательский проект „Хлеб-всему голова“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В жизнь каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.
При исследовании использовались следующие методы и приемы работы: изучение литературы и интернет – сайтов, беседа с детьми по данной теме, творческая и практическая деятельность, наблюдение, экспериментирование.
После исследования дети сделали вывод: хлеб достается человеку большим трудом, во время нужды даже один хлеб способен сохранить человеку жизнь.
Оглавление
План исследования….…
• Основная часть….
• Обобщение полученной информации: практическая деятельность….
Заключение….
Список используемой литературы….
Приложение….
План исследования
Актуальность работы для педагога заключается в том, в дошкольном детстве ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. А что дети знают про хлеб? Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?
Проблема для педагога: у детей недостаточно сформированы знания о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба, о труде людей, участвующих в производстве хлеба. Низкий уровень заинтересованности родителей к воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, уважение к традициям русского народа.
Цель исследовательской работы для педагога: формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека через практическую деятельность.
Задачи для педагога:
-давать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
- формировать навыки исследовательского мышления детей, создавать условия для детского экспериментирования;
-формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности;
-развивать творческие способности детей;
-способствовать детской любознательности, расширять кругозор;
-воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.
Актуальность для детей:
В группе есть ребенок – Т. Влад, который кушает только хлеб, отказываясь от горячего, второго. Дети удивляются, как при таком скудном питании он остается бодрым и веселым на протяжении дня, им хочется больше узнать о хлебе, о том, насколько он полезен, почему люди так ценят хлеб, не смотря на его доступность?
Я считаю, что участие детей в проекте «Хлеб всему голова?» позволит ребятам максимально обогатить знания и представления детей о зерновых культурах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность. При этом дети смогут познакомиться с профессиями людей, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий пополнится активный словарь детей.
Проблема для детей: почему люди так ценят хлеб, несмотря на его доступность?
Цель исследования для детей: создание мини- музея «Откуда берется хлеб?»
Задачи исследования для детей:
-узнать, как хлеб выращивали раньше;
-выяснить, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
-выяснить название профессий людей, которые непосредственно связаны с хлебом;
-методом экспериментирования выяснить, как получается мука;
- посадить пшеницу, наблюдая за ее ростом;
- подготовить выставочный материал для создания мини-музе
Методы и приемы работы:
-изучение литературы;
-изучение интернет – сайтов;
-беседа с детьми по данной теме;
-творческая и практическая деятельность;
-наблюдение;
-экспериментирование.
Итог работы: оформление мини- музея «Хлеб всему голова»
Основная часть
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный
-Предварительная работа с родителями, деление на группы;
-постановка проблемы;
- беседа о том, что мы знаем о хлебе, что хотим узнать о нем, где мы можем найти нужную информацию;
2 этап: Основной
- презентация «От зернышка до булочки»;
- просмотр ТВ передачи (профессии, путь зерна, хлебоуборочные машины);
- посадка семян пшеницы, наблюдение;
- ООД ХЭР аппликация «Колосок»;
- эксперимент: перемалывание зерен пшеницы на кофемолке (знакомство с процессом дробления, перетирания, рассматривание под лупой;
- экскурсия на пищеблок;
- творческая работа дома по теме «Хлеб - всему голова»;
- прослушивание песен, стихотворений, сказок, рассказов, потешек, поговорок и пословиц о хлебе, изготовление книжек –малышек с загадками о хлебе;
- создание мнемотаблиц по рассказыванию пословиц о хлебе;
- создание модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба;
- оформление мини –музея «Откуда берется хлеб?»
3 этап: Заключительный
- Посещение мини-музея, подведение итогов работы.
Обобщение полученной информации: практическая деятельность.
На первом этапе воспитатель и дети поставили проблему, и попытались самостоятельно ответить на интересующие их вопросы.
На втором этапе подбирали нужный материал, обращаясь к разным методам сбора информации: разучивали пословицы о хлебе по мнемотаблицам, мололи зерна пшеницы на кофемолке, обсуждая свойства муки, изготовляли книжки- малышки по загадкам о хлебе, посещали пищеблок с целью наблюдения за тестом, выполняли творческое задание дома (пекли с мамой, бабушкой, садили злаковые с целью наблюдения, рассматривали муку и пшеницу под лупой, играли в дидактические игры, смотрели ТВ передачи о профессиях людей, занимающихся выращиванием хлеба.
На третьем заключительном этапе подводили итоги работы, посещали мини- музей «Откуда хлеб пришел?»
Заключение
Как же научить ребенка уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. В годы ВОВ хлеб спас миллионы человеческих жизней. Вместе с ребятами средней группы мы попытались проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидели разнообразие хлебобулочной продукции. Теперь дети знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий (батон, хлеб, пирожки, баранки, пряники); дети знают роль пахаря, мельника, пекаря; знают пословицы о хлебе, активно участвуют в сюжетно-ролевых играх, бережно относятся к хлебу, зная, как тяжело и трудно хлеб попадает на стол человека. Знают о его пользе организму человека.
Литература
1. Гулидова Т. В. Проектная деятельность в детском саду. – Волгоград: Учитель. - 135с.
2. Котлякова Т. А. Пестрый мир детских проектов. -М. :АРКТИ, 2013.- 160с.
3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. -2-е изд., доп. и пераб. -М. : Национальный книжный центр, 2017.-240с.
4. Ресурсы сети интернет.
Приложение
Приложение 1
Работа с родителями
Уважаемые родители! Со 2 апреля мы с ребятами начинаем работу по проекту «Хлеб- всему голова». Работать будем по подгруппам (всего 5 групп по 5 детей в каждой). Ваша задача- выбрать ту группу, которая вам понравится больше. У каждой группы будет свое индивидуальное задание. Вся ваша работа с ребенком по заданию должна быть сфотографирована. Во время работы с ребенком вы должны спросить его, где можно найти нужную информацию? Если он затрудняется с ответом, подскажите сами от наименее подходящего способа к более подходящему, ребенок выбрать должен сам: книга (сказки, энциклопедии, журналы с картинками, компьютер - сбор информации в сети интернет, спросить у взрослого (бабушки, рассмотреть хлеб в реальности, посмотреть познавательную передачу или мультфильм о хлебе по ТВ, понаблюдать.
Рисунок на тему хлеба прошу принести каждому, из них будет сделан альбом.
1. группа найти загадки о хлебе, создать книжку-малышку с загадками о хлебе.
2 группа создание мнемотаблиц по пословицам о хлебе (требуется цветной принтер. Мнемотехника – искусство запоминания – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет, таким образом вся фраза зарисовывается. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений, пословиц, поговорок увлекает детей, превращает занятие в игру.) Например:
Большому куску рот радуется
.-Без денег проживу, а без хлеба не проживу. -Хлеб да вода — здоровая еда. -Горек обед без хлеба. -Хлеб поспевает — колхозник не гуляет. -Хлеб ногами топтать — народу голодать. -Пот по спине — так и хлеб на столе. -Горькая работа, зато сладок хлеб.
-И пес перед хлебом смиряется. -Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска. -Где хлеб, тут и мыши.
Пословицы вы можете выбрать сами, но они не должны быть сложными для понимания ребенком.
3 группа создание дидактическая игра - «Разрезные картинки» (требуется цветной принтер, на листе формата А4 печатается какое либо хлебобулочное изделие, ламинируется или заклеивается скотчем, затем разрезается на крупные части (до 8 деталей). задача игры: сложить пазл)
4 группа Домашняя выпечка: процесс приготовления (фото) Обязательное участие ребенка.
5 группа Посадка и выращивание злаковых культур с последующим наблюдением. Фотографировать обязательно.
Индивидуальное задание.
1. Сделать небольшое панно со стихотворением.
Пример:
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы.
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
Лаврова Т.
2. Сделать небольшую мельницу.
3. Посещение пекарни, хлебного магазина, с последующим коротким рассказом об этом.
Уважаемые родители, если у вас есть следующие предметы, пожалуйста, принесите нам их на время проекта. Оборудование: кофемолка ручная или электрическая, зерна пшеницы, сухие декоративные колосья, хлебоуборочные машины (игрушки, книги о хлебе, репродукции картин о хлебе.
После завершения проекта, мы с ребятами оформим небольшой мини- музей «Откуда берется хлеб?»