Светлана Кириченко
Проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ : «Хлеб – всему голова!»
Выполнила: воспитатель МБДОУ Д/с № 4 с. Овсянка высшей квалификационной категории Кириченко Светлана Викторовна.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Вид проекта : познавательно - исследовательский, краткосрочный
Срок реализации: 1 неделя (с 9.09.16г. - 16.09.16г.)
Актуальность:
Хлеб это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.
Публикация «Проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.
К сожалению, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу неуважительно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки и т. п.).
Цель:
расширить знания детей о хлебе.
Задачи:
Образовательные:
изучить историю возникновения хлеба;
познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
Развивающие:
развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых;
воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Проблемная ситуация
Никита на земле увидел брошенный, заплесневевший кусок хлеб и спросил : «А разве хлеб можно бросать. А из чего пекут хлеб?».
Разработка проекта :
• создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• эксперименты;
• анализ.
Интегрируемые образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие; художественно-эстетическое.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».
Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что где растет»;
«Что из какой муки испекли»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом»;
«Превращения»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
Познавательное развитие:
Беседы:
«Как хлеб на стол пришел»;
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб дома»;
«Берегите хлеб».
Наблюдения и рассматривание альбомов:
подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
репродукций картин русских художников на заданную тему;
Просмотр фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб».
Знакомство с профессиями:
Агроном;
Комбайнёр;
Пекарь. Экскурсия на кухню детского сада «Как замешивают тесто»
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание соленого теста для изготовления хлебобулочных изделий для сюжетно-ролевых игр.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы о хлебе.
Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка».
Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека», Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».
Проговаривание скороговорок о хлебе :
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе :
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
Покуда есть хлеб, да вода - все не беда
Без хлеба всё приестся
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе :
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.
Составление узоров и рисунков из круп.
ОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
«Кем бы ты хотел стать» (профессии хлебороба, пекаря);
«Мельница» (аппликация);
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий
Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
Посетить отдел хлебобулочных изделий в универсаме.
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Вывод:
У детей повысился уровень знаний по данной теме. Дети получили новые знания о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь, доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!» Хлеб нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдавать животным, птицам. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий.
Литература:
1. Хрестоматия «Наша родина». – изд. «Просвещение» 1984г.
2. Сборник загадок. Пословиц и поговорок– М., изд-во «Экзамен», 2008
3. Емельянова Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
4. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
5. Рыжова Н. А. Почва — живая земля. М. : Карапуз-Дидактика, 2005.
6. Т. А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.