Татьяна Львовна Галкина
Проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Хлеб – всему голова»
Введение
Пояснительная записка
Паспорт проекта
Часть 1 Что такое хлеб и полезен ли он для человека?
- История возникновения хлеба.
-Почему хлеб стал называться хлебом.
-Каким был хлеб на Руси.
- Какие бывают хлебобулочные продукты
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Часть 2 «Своими глазами»
Знакомство с зерном
Знакомство со всходами
Экскурсия в супермаркет
Экспериментирование с мукой
Заключение
Пояснительная записка
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
С. Погореловский
Паспорт проекта
Тема
«Хлеб и хлебобулочные продукты»
Название проекта
«Хлеб- всему голова!»
Тип проекта
Исследовательский, краткосрочный
Сроки реализации
10февраля – 16 марта 2016 года
Участник проекта
Воспитанница подготовительной группы, воспитатель, родители.
Гипотеза
получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к хлебу.
Цель проекта
формировать представления о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба. Осознать, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.
Цель исследования:
формирование первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека.
Задачи проекта
Формировать гордость за Родину, учить ценить труд людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу.
Сформировать систему знаний о приготовлении хлеба. Дать представление о том, как выращивали хлеб в старину на Руси и в настоящее время. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.
Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло).
Приобщать родителей к воспитанию ребенка через совместные мероприятия.
- развивать свободное общение со взрослыми и ребенком в ходе познавательно-исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб; подвести к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки и используемых продуктов и способов приготовления (дрожжевые грибки и их значение в процессе приготовления хлеба); человек должен делать все сам; развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, мелкую моторику рук; прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас.
Актуальность проекта
недостаточные представления о производстве хлеба; о пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол.
В нашей стране относились к хлебу всегда по – особенному. Если человек в чем – то не очень разбирается о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Поэтому я решила выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина.
Ожидаемый результат:
- Понимание ценности хлеба, важности труда людей, занятых в этой области, необходимости бережного к нему отношения;
- получить знания о злаковых культурах, о производстве хлеба;
- понять важность труда хлеборобов;
- научится делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
-понять технологию приготовления хлеба.
Часть 1
Что такое хлеб?
Что такое хлеб? В первую очередь это пищевой продукт, который получают путем термической обработки – жаренья, паренья, выпекания. Основой хлеба всегда является мука и вода. Добавки могут быть самыми разнообразными, на свете существует огромное множество сортов хлеба.
Также хлеб имеет и более глобальное значение. Продукт является частью культуры, недаром практически у каждого народа есть свой национальный рецепт хлебопечения. Питательный продукт спасал от голода целые нации. Именно поэтому хлеб можно назвать не только кулинарным изделием, но и общечеловеческим достоянием.
Хлеб стал знаменит благодаря своим свойствам. В основе продукта злаки, а значит он является источником растительного белка и ценных аминокислот (метионин, лизин).
Хлеб – источник витаминов группы В, растительной клетчатки, и полезных минеральных веществ - калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа. Это высококалорийный продукт, богатый углеводами.
В современной жизни, где люди не испытывают больших физических нагрузок, и не имеют дефицита в питании – белый хлеб в избытке не является полезным. Поэтому сегодня мы предпочитаем хлеб на основе ржи и других грубых злаковых культур. Такой хлеб улучшает пищеварение
История возникновения хлеба.
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была – забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.
Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.
Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.
Почему хлеб стал называться хлебом.
Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».
Каким был хлеб на Руси?
С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. В XI столетии на Руси выпекали кислый, т. е. сброженный, хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники.
Какими бывают хлебобулочные продукты питания
Ассортимент хлебобулочных изделий
Хлеб;
Булочные изделия;
Рожки и рогалики;
Сдобные изделия;
Диетические изделия.
Часть 2.
Своими глазами
Знакомство с зернышком
В рамках реализации проекта, мы с мамой решили посадить зернышки пшеницы и посмотреть своими глазами, как растет зерно, узнать, что нужно для роста зерна. Для этого мы промыли зернышки от пыли и аккуратно посадили в землю, полили водичкой и поставили на окошко, так как там больше солнца. И стали наблюдать.
Несколько семян оставила в тарелочки для прорастания и убедилась, что вода важная составляющая для роста семени.
Мама рассказала мне, что, для дружного роста семян требуется: чистое семя, солнце, вода и любовь к этому делу.
Я поливала, шептала добрые слова.
Мы ждали несколько дней
И вот дождались первых всходов, чему были несказанно рады.
Экскурсия в супермаркет
Посетив большое количество магазинов, я убедилась, что в каждом из них на прилавках есть хлебобулочные продукты различных видов. Огромное разнообразие булочек меня удивил
Мы купили различные виды хлебной продукции и пошли домой.
Дома мы прочитали, что входит в их состав и убедились, что они очень полезны, а попробовав – что ещё и вкусные!
Экспериментирование
После всех экскурсий мне захотелось самой, в домашних условиях приготовить из муки, воды и дрожжей вкусные пирожки и убедиться, что они на самом деле вкусные. Мама согласилась мне в этом помочь.
Опыт № 1.
Превращение зерен в муку
Насыпаем зерно в мясорубку и перемалываем в муку.
Я убедилась, что благодаря железным жерновам, зерно превратилось в муку
Опыт №2.
Превращение муки в тесто
Мы просеяли измолотую муку в чашку, мама сказала, что так она насыщается кислородом, налили воды, насыпали дрожжей, соли, сахара, положили яичко и стали замешивать тесто.
Затем стала замешивать тесто, чем больше его мнешь, тем оно лучше, так сказала мама.
Я убедилась, что тесто стало мягким, тягучим, а еще вкусным.
Опыт №3.
Приготовление пирожков
Выкладываю тесто, делю на кусочки, раскатываю скалочкой, накладываю варенья
Оказалось, так их есть нельзя.
Опыт №4.
Тепло для пирожков
Мама нагрела духовой шкаф и я поставила жарить свои пирожки
Я наблюдала, как благодаря теплу поднимаются и подрумяниваются мои пирожки.
Ждала, ждала, ждала….
И наконец-то дождалась - вкусных, румяных, полезных, домашних пирожков.
Приятного аппетита!
Заключение:
Результаты проекта :
-узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.
-сформировалось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
- приобрели различные знания, уточнили и углубили представления о хлебе. -сформировались навыки исследовательской деятельности, развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Я считаю, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у ребенка, родителей, дал большой толчок в познавательном и творческом развитии ребенка. Работа над данным проектом сплотила воспитателя, ребенка и родителя, мы поняли, что без хлеба никто не может прожить
Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале работы, оправдалась: узнали, как приходит хлеб на стол и почему взрослые так ценят его, и сама стали бережнее относиться к нему.