Стрельцова Наталия
Тематический проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Хлеб и любовь к нему заложена прямо в подсознании. И дети любят хлеб, и взрослые. Тематический проект «Хлеб всему голова» познакомит детей с процессом выращивания хлеба, сформирует представление о содержании труда людей, которые участвуют в появлении хлеба на наших столах. Занятия помогут воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.
Публикация «Тематический проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Формы реализации проекта :
•Занятия; •дидактические, с\р игры; •беседы; •рассматривание иллюстраций, открыток; •работа с родителями.
Мероприятия по работе с детьми:
Мероприятия по работе с детьми:
1. Познавательно-речевое направление
Коммуникация:
- беседа о хлебобулочных изделиях, потешка «Оладушки».
Чтение худ. литературы:
Рассказывание русской народной сказки «Колобок»; Чтение Я. Тайц «Всё здесь».
Познание:
- «Каравай»; «РОЖДЕНИЕ ХЛЕБНОЙ КРОШКИ»; «Подарок для крокодила Гены».
- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций, и др.
Конструирование: «Машина для перевозки хлеба».
2. Социально-личностное направление
Социализация.
- Сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «Булочная», «Семья», «Угостим гостей чаем».
- Дидактические игры: «Угадай профессию», «Кому что нужно?», «Угадай на вкус», «Сравни по форме», «Угадай по описанию», «Придумай узор для печенья».
Труд: Знакомство с трудом взрослых — пекарь, сеятель.
3. Художественно-эстетическое направление
Художественное творчество. -Рисование: «Фартук для пекаря»; «Колобок»; «Крендельки и булочки».
-Лепка: «Колобок» из солёного теста;
-Аппликация: «Украсим рушник для каравая», «Колобок».
4. Физическое развитие
Разучивание физминуток, пальчиковых игр о хлебе.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
Центр продуктивных видов деятельности: подборка фотографий по тематике; природного материала; инструменты для рисования, лепки, аппликации.
Предполагаемый результат:
•Дети узнают, откуда пришел хлеб. •Пополнится словарный запас; •Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Работа с родителями: — Консультации: «Всё о хлебе»; «Выбирайте хлеб»;
- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из солёного теста;
- проведение индивидуальных бесед.
Заключительный этап:
- выставка детских рисунков «Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке!»;
- НОД: «Откуда хлеб пришёл?»
Инструментарий:
1. Программа воспитания и обучения в д/с «От рождения до школы» Комарова, Веракса, Васильева.
2. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
3. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
4. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада».
5. Затулина Г. Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи».
6. Волочкова В. Н. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста».
7. Петрова Т. И. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».
Проговаривание скороговорок о хлебе
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе :
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
Покуда есть хлеб, да вода - все не беда
Без хлеба всё приестся
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе :
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Дидактические игры: «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?» и другие
Сюжетно-ролевая игра: «Хлебный магазин»
Игра малой подвижности: «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки».
Хороводная игра «Каравай».
Физкультминутка: «Замесим тесто», «Колоски».
Утренняя гимнастика: «Колосья»
Исследовательская деятельность:
экскурсия на кухню детского сада во время подготовки к выпечке булочек;
рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка);
- выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса);
- замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).
Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе;
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями);
Театрализация русской народной сказки «Колобок» (Театр своими руками)
Содержание программы обучения для 2 этапа поисково- исследовательской деятельности (выращивание пшеницы).
Вводное занятие. «Как вырастить пшеницу на подоконнике?»
Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить пшеницу, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?
Зачем растениям семена?
Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?
Зачем семена растений отрываются от материнского растения и расселяются далеко?
Как подготовить семена к посадке?
Как правильно посадить растение?
Какие условия нужны для прорастания семян?
Почему растения зеленеют?
Конспект занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом.
(Звучит музыка к вступлению)
На фоне музыки в группу заходит воспитатель в русском- народном костюме, в руках на подносе лежит хлеб.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Василиса-Хозяюшка. Я к вам из сказки пришла. Посмотрите, что я вам принесла (показывает буханку черного и батон белого хлеба).
- Кто догадался, о чем сегодня мы с вами поговорим?
Дети: О хлебе!
Воспитатель: А кто из вас знает, как называется профессия человека, который выращивает хлеб?
Дети: Хлебороб!
Воспитатель: Правильно. А какой я вам хлеб принесла?
Дети: Хлеб у вас черный и белый!
Воспитатель: А еще он ароматный, аппетитный. Давайте вместе скажем. (Хоровые ответы детей). А еще какой он?
Дети: Ржаной и пшеничный! (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель дает ответ сам).
Воспитатель: А почему хлеб называется ржаной? Из чего его делают? Его делают изо ржи, из ржаной муки! А пшеничный? Из пшена?
Дети: Нет! Из пшеницы его делают.
Воспитатель: А что такое пшеница и рожь? Это деревья, кустарники или злаковые культуры?
Предполагаемые ответы детей: Злаковые культуры!
Воспитатель: А теперь послушайте мой рассказ. Рожь и пшеница – это злаковые культуры или просто злаки.
Они сами по себе не растут, их необходимо людям посеять, вырастить, обмолотить зерна, а зерна перемолоть в муку. А из муки вы хорошо знаете, что можно испечь.
Дети: Печенье! Булочки! Хлеб. (музыку остановить)
Воспитатель: Кто знает, как называется профессия человека, который всё это выпекает?
Дети: Пекарь (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: А что вы хотели бы испечь?
Дети: Печенье! Мы хотим печенье!
Воспитатель: Вы все перед занятием вымыли руки с мылом. Теперь спокойно вставайте и подходите к столу. Для приготовления печенья нам понадобится: пшеничная мука, вода, сахар, яйца. А еще ваше хорошее настроение. Давайте для этого песенку споем.
(Проводится физкультминутка под фонограмму песни «Я пеку, пеку, пеку…»).
Воспитатель: Что у меня в руках? (скалка). Для чего она нужна? (раскатывать тесто). Я раскатаю скалкой тесто, нарежу из него полоски. А вы смотрите, как я буду делать печенье, и повторяйте за мной. На что похоже получилось у меня печенье?
Дети: На улитку! На крендельки! На бантики! (дети изготавливают из теста печенье).
Воспитатель: Смажем наше печенье яйцом, посыплем сахаром и попросим Юлию Алексеевну отнести печенье поварам, чтобы они его испекли. В конце занятия все внимательные, старательные и послушные его попробуют. Пока повара выпекают наше печенье, хотите посмотреть и послушать сказку? Чтобы узнать, какую сказку, вам нужно отгадать загадку… (Загадка про колосок сопровождается слайдами).
Воспитатель: Дети, помогите мне эту сказку показать. Сейчас я выберу Петушка и двух мышат.
Звучит музыка и начинается инсценировка-импровизация сказки «Колосок». (В конце уточняются с детьми действия героев сказки, подчеркиваются положительные черты Петушка и отрицательные Мышат).
Воспитатель: Много нужно труда, чтобы хлеб к нам пришёл? Выращивают хлеб… (хлеборобы). Пекут нам хлеб… (повара, пекари). А раз мы с вами, дети, знаем, сколько труда в хлебушек вложено, то будем хлебушек беречь и уважать чужой труд.
- А вот и наше печенье (вносят поднос с печеньем). Милости просим всех к столу! Будем чай пить! Всех угощать!
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.
Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:
- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.
- Чем полезны овощи?
- Что можно приготовить из пшеницы?
Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.
Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:
Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике. Получить семена.
Семена растению нужны для дальнейшего размножения.
Пшенице для роста необходимы:
плодородная почва, свет, вода, тепло
уход (правильная посадка, полив, подкормка, окучивание).
Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).
Существует много разных сортов пшеницы, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами, сроками созревания.
Цель проекта достигнута. Дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, участвовали, совместно с родителями в познавательно-исследовательской деятельности. По общему мнению, подобные проекты занимательны и интересны детям.
Конспект занятия по художественному творчеству.
Рисование: «Лиса и колобок».
Цель: научить детей передавать содержание сказки «Колобок» и иллюстрировать ее, размещать предметы друг напротив друга (или друг над другом)и подчеркивать характерные особенности персонажей, совершенствовать технику рисования.
Оборудование: игрушка лиса и колобок, цветные карандаши.
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Игровая мотивация учебно-познавательной деятельности.
Приходит в группу Незнайка и сообщает,что-то случилось.
Незнайка:
-Вы только представьте:
принесла мне Пчелка книжку, я даже не успел ее рассмотреть,озорник Бобик успел оторвать обложку и спрятал мои очки.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, к какой сказке эти иллюстрации?
Дети : …. (Колобок).
Незнайка:
-Как же я эту сказку без очков прочитаю?
Воспитатель:
-А мы ее хорошо знаем. Давайте вашу книжку, я буду листать странице, ребята будут рассказывать.
Воспитатель:
-Кого же встретил Колобок?
Дети: ….(лису).
Воспитатель:
-Что предложила лисичка Колобку?
Дети:.
Воспитатель замечает, что в книжке нет одной страницы, что же делать?
Незнайка просит детей,чтобы они нарисовали ему иллюстрацию не достающей в книжке.
Дети:. (да).
3. Демонстрация и объяснение способа выполнения работы.
Воспитатель ставит изображение лисы и колобка.
Воспитатель: - Какой была лиса, когда ее увидел Колобок?
Давайте рассмотрим ее (размер, форму частей тела дети называют и обводят пальцем).
Воспитатель: Вспомним, с чего начинаем рисовать лису?
Дети. (с туловища).
Воспитатель: Правильно.
На что похоже туловище?
Дети:. (яйцо, груша ….)
Воспитатель :- Туловище имеет верх и низ. Верх зауженный, а низ более широкий.
Воспитатель показывает, как правильно рисовать туловище.
Карандаш ведем сверху вниз, постепенно расширяя к низу, закругляем и ведем вверх, постепенно суживая. Соединяем. Закрашиваем (штрихуем)-это мех у лисы.
Воспитатель: А теперь что надо нарисовать?
Дети:. (голову).
Показать как правильно нарисовать голову.
От шее ведем округленную линию вверх. Мордочка острая поэтому ведем прямую линию карандашом. Соединим носик с шеей. Закрашиваем голову (круговыми движениями) за контур не заходим. Уши два треугольника (показать,ниже шеи рисуем лапы. Два овала (показать,таким же приемом рисуем нижние лапы (показать). От нижней части туловища ведем округленную линию. Хвост длинный. Еще одной округленной линией дорисовать нижнюю часть хвоста. Закрашиваем. Нос и когти рисуем сами.
4. Самостоятельная работа.
Колобка вы знаете как рисовать, только подумайте, какой эпизод сказки вы хотите нарисовать:
Когда Колобок только встретил Лисичку или когда она ему предложила сесть на нос?
Вопрос с чего начинаем рисовать сказочный сюжет?
Воспитатель:
-Ближе к какому краю разместить лису, почему?
Дети.
Воспитатель:
Какую часть тела животного рисует первой?
Дети:. (туловище).
Воспитатель: Что рисуют последним?
Дети:. (хвост) и так далее.
5. Итог занятия.
В конце занятия, детские рисунки выставляются на доску.
Воспитатель и Незнайка рассматривают рисунки и укладывают их, как страницы в книжке.