ольга леднева
Проект «Мы против террора». Обеспечение безопасности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мы против террора»
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное? Ни для кого не секрет, что сложившаяся обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Понятие «экстремальный», «безопасность», для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Публикация «Проект „Мы против террора“, Обеспечение безопасности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- День солидарности в борьбе с терроризмом, 3 сентября
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него.
Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину : берегись бед, пока их нет.
В ноябре 2015 г. было проведено анкетирование родителей воспитанников подготовительной к школе группы (в опросе приняли участие 23 родителя) с целью выяснения заинтересованности родителей с проблемой ознакомления детей с основами безопасной жизнедеятельности.
Среди предложенных форм ознакомления детей с основами безопасной жизнедеятельности, родители отдали предпочтение совместному проекту.
Таким образом, учитывая мнение и пожелания родителей воспитанников, была определена тема проектной деятельности с детьми по данному направлению.
Проблема:
Наш проект создан по учебно - методическому пособию: Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» авторы: Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.
Проект направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способность предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать. Таким образом, главная задача взрослых – подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях. Тесный контакт с родителями поможет не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятии.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
Цель проекта
• Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ противодействия терроризму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях.
Задачи проекта :
1. Учить ответственно относиться к себе и собственной безопасности, познакомить воспитанников с необходимой информацией как вести себя в экстремальной ситуации.
2. Учить пользоваться номерами телефонов 01, 02, 03, 112.
3. Обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей, между детским садом и семьей.
4. Развивать навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях.
5. Развивать речь, память, мышление, внимание
6. Развивать понимание того, кто является «своим», «чужим», ««знакомым».
7. Воспитывать в детях толерантного отношения друг к другу и умение жить в мире с другими людьми;
8. Воспитывать ответственность за себя и других, умение оказывать посильную помощь.
Тип проекта : познавательный
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта - краткосрочный
Сроки реализации проекта - с 09.11.15 – 27.11.15 учебный год
Участники проекта- дети подготовительной к школе группы, воспитатели, руководитель МУЗО, родители.
Разделы программы, содержание которых включено в проект :
• познавательное развитие.
• речевое развитие
• художественно – эстетическое
• социально – коммуникативное
• физическое развитие
Успешность развития дошкольников при знакомстве с правилами безопасного поведения, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, обучение, совместную и самостоятельную деятельность.
Обеспечение проектной деятельности :
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
1. подбор художественной литературы;
2. подбор наглядного материала
3. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
4. дидактические игры, настольные игры;
5. настольный театр;
6. выставка книг, рисунков;
7. создание условий для проведения мероприятий;
8. подбор видеозаписей, аудиозаписей;
9. разработка памяток, буклетов для детей и родителей.
Необходимые условия реализации проекта :
• интерес детей и родителей;
• методические разработки,
• интеграция со специалистами детского сада.
Стратегия осуществления проектной деятельности :
Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ ДСКВ № 31 «Берёзка»
С 09.11.15 – 27.11. 15 учебного года с детьми подготовительной к школе группы:
• в специально организованной деятельности;
• в совместной деятельности педагога и ребенка;
• в самостоятельной детской деятельности;
• в совместной деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, развитию чувства взаимопомощи и товарищества. Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к другим. Все это, несомненно, создает предпосылки для их успешного развития в будущем.
Предполагаемый результат проекта :
1. Пробуждение в детях интереса к навыкам безопасного стиля жизни
2. Повышение интереса родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
3. Расширение и систематизирование знаний о правилах безопасного поведения в современных условиях;
4. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
5. Ознакомление с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми;
7. Оформление выставки детского творчества «Мы против терроризма»
8. Занятие по противодействию терроризму «Кто помог Красной шапочке?».
9. Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный».
10. Беседа «Разговор с детьми о терроризме».
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Подбор и анализ методической литературы.
3. Прослушивание сказок в аудиозаписи, презентация, мультфильмы о безопасности, настольно – печатные, дидактические, подвижные игры, настольный театр.
4. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
5. Определение направлений практической деятельности детей и родителей.
6. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно -образовательному процессу в ДОУ, с целью воспитания детей не только в детском саду, но и дома используя положительные формы семейного воспитания.
7. Подготовка материала в центрах активности в группе.
II. Организационно – практический
Непосредственная образовательная деятельность:
1. Занятие «Кто помог Красной шапочке?»
2. Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный»
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
1. Беседа «Разговор с детьми о терроризме»
2. Дидактические игры, игры – эстафеты:
«Если я остался один дома», «Если я нашёл коробку», «Похититель и находчивые ребята», «Куда бежать если за тобой гонятся», «Незнакомец»,
«Спасатели», «Территория риска».
Чтение художественной литературы:
Г. Блинов «Непослушный СТО бед», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»,
С. Михалков «Три поросёнка», Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
Сказки: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят».
Проблемно-игровые ситуации
“Что мы знаем об опасных предметах?” «Помоги Незнайке”.
Ситуативный разговор: «Нам на улице не страшно»
- Ситуации - загадки об опасных предметах
Видеоматериалы: просмотр мультфильмов: “Кеша, Зина и террористы», мультфильмы о безопасности, антитеррористические мультфильмы ФСБ, презентация.
Игра-тренинг с телефоном “Звоним 01, 112”, игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами.
- Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).
- Проведение тактико-практических учений по отработке эвакуаций детей.
-Встреча с сотрудником ГИБДД.
Самостоятельная деятельность детей :
- Продуктивная деятельность.
- Сюжетно – ролевая игра: «МЧС».
- Настольно – печатные, подвижные игры.
Взаимодействие с семьёй и соц. партнё рами:
1. Проведение бесед с родителями о режиме посещения МБДОУ.
2. Оформление информационных уголков (папки–передвижки, листовки, консультации, памятки, буклеты).
3. Анкетирование родителей
4. МБУК «Клуб «Современник» : представление по безопасности
«Приключение Лунтика»
III. Презентационно – завершающий
Итоговое мероприятие: Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный».
• Выставка продуктов детской деятельности.
• Оценка этапов реализации проекта детьми.
• Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.
IV.Контрольно-рефлексивный
• Подведение итогов.
• Познавательная беседа “Разговор с детьми о терроризме».
Достигнутые результаты:
1. Повысился рост познавательной активности детей, способность предвидеть опасные ситуации по возможности избегать их, по необходимости действовать.
2. Актуализировались знание детей по основам безопасности жизнедеятельности, представления о способах безопасного поведения.
3. Совершенствовались личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль, появилось чувство взаимопомощи и товарищества.
4. Устанавилась тесная взаимосвязь по созданию совместного проекта с родителями, что повысило качество реализации образовательного процесса и положительной оценки деятельности ДОУ.
Выводы: Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, отслеживание результатов работы по проблеме доказывает верность нашей гипотезы. Действительно, использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к безопасному стилю жизни, способность предвидеть опасные события и умение по возможности избегать их, а по необходимости действовать. Поэтому формирование осознанного выполнения правил безопасного поведения в современных условиях приобретает особую значимость. Проводимая работа в определенной системе по проблеме, способствует:
• формированию и накоплению у детей конкретных представлений об обеспечении безопасности жизнедеятельности;
• самостоятельному действию в повседневной жизни (в различных видах детской деятельности);
• развитию навыков уверенного поведения в экстремальных ситуациях.
Библиографический список использованной литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб., 2005.
2. Абаскалова Н. П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. - М. ,2004.
4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. ,2005.
5. Как обеспечить безопасность дошкольников : Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста : Книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина и др. - М. ,2001.
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010
7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. ,2005.
8. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. -сост. Т. И. Кандала и др. - Волгоград,2010.
9. Ребенок и домогательства Растем вместе. 2006.№6. с. 14.
10. Телегина Т. КВН «Моя безопасность» Дошкольное воспитание. 2005.№10. с. 65.
11. Шипунова В. А. "Детская безопасность", 2013
12. Использование интернет ресурсов.