Светлана Руднева
Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста с нарушением зрения на дорогах и улицах совместно с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит
его социальное рождение».
В. А. Сухомлинский
Обучение детей Правилам дорожного движения - жизненно необходимо. С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Темочки:
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Наибольшей опасности на дорогах подвергаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности с ослабленным зрением. Дети дошкольного возраста с нарушением зрения – это особая категория пешеходов и пассажиров. Таких детей отличает ряд особенностей: измененный процесс зрительного восприятия (нечеткость, фрагментность, схематизм образа окружающей действительности, затрудненная ориентация в пространстве (затруднения в видении предметов и объектов в пространстве, отклонения в развитии двигательной сферы (снижает двигательную активность и осложняет ориентирование, ослаблено боковое зрение, полное доверие своему искаженному зрению. Дети с нарушением зрения могут не видеть приближающийся транспорт, «зебру», плохо различать дорожные знаки, их цвет, форму и начать не правильно действовать. Они могут недостаточно быстро и правильно реагировать в сложившейся ситуации, совершать ошибки из-за невнимательности. Возникает необходимостью поиска новых методов и приёмов в формировании навыков безопасного поведения на дороге и на улице детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что по проблеме формирования основ безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста накоплен значительный теоретический и практический материал (Н. Н. Авдеева, Н. М. Бутырина, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина и др.). Но ни один из авторов методических пособий не учитывает особенности работы с детьми с нарушением зрения, а также зрительные возможности этих детей. Поэтому при отборе содержания и методов обучения детей с нарушением зрения правилам дорожного движения необходимо адаптировать предложенные материалы.
Формирование основ безопасного поведения на дорогах и на улицах у детей дошкольного возраста стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе нашего дошкольного учреждения. Свою педагогическую деятельность осуществляю в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Основная цель моей педагогической работы - обеспечение безопасности детей с нарушением зрения на дорогах через обучение их Правилам дорожного движения с использованием коррекционных задач (коррекция ощущений, восприятия, представлений, внимания, памяти, речи и т. д.). Решение этих задач позволяет развить у детей качества помогающие формировать безопасное поведение на дорогах и умение ориентироваться в различных ситуациях. Работу в этом направлении важно проводить, как с дошкольниками, так и с семьями воспитанников. Необходимо побуждать родителей к тому, чтобы они содействовали обучению своих детей с младшего дошкольного возраста и к продолжению такого обучения в процессе их взросления. Взаимодействие с родителями направляется на пропаганду роли семьи, в создании условий для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге, воспитание законопослушного гражданина. Педагог должен донести до родителей, что недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. Только их культура поведения, строгое выполнение правил дорожного движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка помогут им вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице. Работа с родителями по правилам дорожного движения проводится в трех направлениях: планирование работы с семьями, совместные мероприятия, педагогическое просвещение. Используются традиционные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания: «О значении обучения детей Правилам дорожного движения», «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов», «Безопасность детей - забота взрослых»; консультации: «Вы. Ребёнок. Транспорт и дорога», «Ребёнок в автомобиле», «Маршрут первоклашки»; папки-передвижки: «Изучаем разрешающие и запрещающие знаки», «Светофор», «Правила поведения в общественном транспорте»; индивидуальные беседы с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные на улицах и дорогах города, и, наоборот, неуверенные в себе, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Одновременно ведется поиск новых нетрадиционных форм организации общения педагога с родителями по проблеме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения : социологические срезы, опросы «Почтовый ящик»; «Круглый стол» с участием сотрудников ГИБДД; совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках; мастер - классы и тренинги по обучению детей совместно с родителями правилам безопасного поведения на дорогах; организована мини-библиотека; распространены среди родителей памятки и буклеты: «Пешеходом быть - наука!», «Улица требует к себе уважения», «Привитие навыков безопасного поведения на улице». Особой популярностью пользуются такие нетрадиционные формы общения с родителями как: «Устные журналы», «Семейный клуб», Дни открытых дверей. Многие из них строятся по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видя его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
На совместных мероприятиях родители получают советы, рекомендации по проведению интересных минуток по решению ситуаций, созданию семейных учебных пособий, примеры составления схем маршрутов «дом - детский сад - дом» На страницах непечатного журнала «Светофор» (стенд в родительском уголке) родители знакомятся с рекомендациями по тренировке внимания ребенка, превращая его знания в навыки поведения, знакомятся с успехами своих малышей. Рубрика «Это необходимо знать» помогает родителям пополнить свои знания и способствовать воспитанию грамотных пешеходов. Из рубрики «Умные книги для умных родителей» они узнают о новинках литературы по данной теме.
Систематичная и планомерная совместная работа с родителями и детьми помогает дать детям знания, привить навыки правильного поведения на улицах и дорогах, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и на дороге; способствует повышению компетентности родителей и заинтересованности их в совместной работе с педагогом.
Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах и дорогах [Текст] : Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», - 2003. – 32 с.
2. Бутырина, Н. М. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина. – М., - 2004. -180 с.
3. Деркунская, В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников [Текст] / В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика. - 2006. - №5, - С. 49-51.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под ред. Л. И. Плаксиной. - М. : Издательство «Экзамен», - 2003. - 173 с.
5. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице [Текст] : Учебное пособие / Т. Г. Хромцова; ред. Е. А. Андрюкова. – М. : Центр педагогического образования, - 2007. - 80 с.