Елена Борисова
Консультация «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать +Заказ
1. Эмоциональное благополучие дошкольников как составляющее первой задачи ФГОС.
1.1. ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача.
ФГОС - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, разработанная на основе Конституции РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. Эти документы стоят на защите прав детей, в основе которых заложены принципы:
Публикация «Консультация „Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
*) Дошкольное детство как сиюминутное проживание, а не как подготовка к будущему периоду.
*) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. *) Уважение личности ребёнка.
*) Реализация программы в направлении «Учимся играя».
Главная и первая задача ФГОС – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
1.2. Эмоциональное благополучие дошкольника и его показатели.
Показатели эмоционального благополучия :
• Физическое здоровье;
• Самореализация в деятельности, которая основана на активности и позволяет пережить «гордость за достижения»;
• Наличие референтного круга общения, в котором ребенок получает признание своей личности и достижений со стороны сверстников и взрослых;
• Адекватно высокая самооценка, обеспечивающая ребенку самоуважение.
1.3. Компоненты эмоционального благополучия дошкольника и факторы, влияющие на него.
• Обеспечение развития вида деятельности и способы общения, соответствующие возрасту.
• Равномерное развитие психических процессов (соответствующих возрасту).
• «Социальная ситуация развития», определяющая особенности воспитания и обучения в каждой возрастной группе.
• Взаимодействие взрослого и ребенка.
1.4. Психолого-педагогические условия ФГОС необходимые для сохранения эмоционального благополучия дошкольников.
1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми. Соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
2. Совместная музыкальная деятельность как одно из условий обеспечения эмоционального благополучия дошкольников.
2.1. Занятие как основная форма совместной музыкальной деятельности с ориентированием ФГОС на «играющего ребёнка».
Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через игру. Поэтому многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень.
Занятия являются основной формой совместной музыкальной деятельности дошкольников, так как предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Чтобы она была более интересной и разнообразной необходимы не только традиционные, но и не традиционные виды занятий:
• Занятия-соревнования (кто быстрее назовет, найдет, определит и т. д.)
• Занятия-КВН (разделение детей на две подгруппы, викторина).
• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей).
• Занятия-сомнения (исследовательская деятельность детей)
• Занятия-путешествия.
• Занятия-фантазии.
• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
• Занятия типа «Угадай мелодию».
2.3. Методы и приёмы, здоровьесберегающие и инновационные технологии, игровая деятельность для реализации педагогической модели ФГОС «Учимся играя».
Для реализации педагогической модели ФГОС «Учимся, играя» необходимы
Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)
• Игровые и воображаемые ситуации.
• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
• Игры-драматизации.
• Сюрпризные моменты.
• Элементы творчества и новизны.
• Юмор и шутка.
• Соревнования.
• Поощрения.
Поскольку педагогическая модель в свете ФГОС переносится на «рельсы игры», то требуется больше игровых методических приёмов. Ребёнок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если педагог создаёт игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
Игровая методика вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов. В педагогической практике игровая деятельность выполняет функции:
• Развлекательную (развлечь, воодушевить, поднять настроение)
• Коммуникативную: доброжелательного отношения друг к другу
• Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей
• Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
Необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий продиктована возрастными особенностями детей. Физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковые гимнастики способствуют снятию напряжения, служат способом переключения.
Применение инновационных технологий также делает занятия интересными, насыщенными. Это коммуникативные танцы, координационно-подвижные игры, пальчиковые игры, «хор рук», ритмодекламация под музыку, игры звуками, элементарное музицирование.
2.4. Авторские игровые приёмы в совместной музыкальной деятельности.
Игровой приём на сбор внимания для развития восприятия
«Расправляем ушки» :
Расправляем дружно уши (взяться за мочки ушей пальчиками.)
Чтобы лучше было слушать (потихоньку потянуть мочки ушей в стороны.) Спину выпрями, замри (спину выпрямить, руки положить на колени.)
И внимательно смотри (посмотреть на музыкального руководителя.) Игровой приём для развития дыхательного аппарата «Ветер-ветерок» :
1) Осень в гости к нам пришла и листочки принесла.
Ты подуй-ка, ветерок, на осенний наш листок! (Дети держат листочки на ниточках и дуют на них.)
2) Что за чудо-чудеса? Выпал первый снег с утра. Дует ветер на снежинки, полетели как пушинки. (Дети держат снежинки на дождинках и дуют на них.)
3) Идёт красавица весна, тепло и свет несёт она.
Ты подуй-ка, ветерок, на весенний мотылёк! (Дети держат бабочки на ниточках и дуют на них.)
Игровой приём для развития дикционного аппарата «Звуковая сказка» :
Здесь, в природном мире, друг, много звуков есть вокруг. Отрываю я окошко, поиграем мы немножко.
Вот комар сейчас пищит («пи»)
Вот кузнечик здесь трещит («тр») Вот оса запела песню («з»)
Жук запел с осою вместе («ж») Зашипела грозно кошка («ш») Закрываю я окошко.
Игровой приём для подготовки к певческой деятельности
«Вы готовы песню петь?» :
Горлышко погладим дружно (правой рукой 1 раз погладить горлышко.) Плечи нам расправить нужно (расправить плечи.)
Улыбнёмся, вздох возьмём (небольшой вдох.) Вместе весело споём (слушаем вступление.)
Здоровье сберегающий игровой приём на расслабление мышц корпуса при певческой деятельности «Физкультминутка» :
Мы потянемся немножко (локти развести в стороны.) И поднимем вверх ладошки (поднять ладошки вверх.)
Спинку выгнем, отдохнём (выгнуть спину, руки поставить на пояс.) А потом ещё споём (расслабиться, руки опустить вниз.)
Игровой приём поощрения «Аплодисменты» :
Кто быстрей смог отгадать? (Имя ребёнка) Будем (Ваню) поздравлять!
Ване хлопаем в ладоши, постараемся мы тоже.
Игровой метод для подготовки к парному танцу «Вдохновение» :
Чтобы в паре танцевать нужно очень прямо встать, Голову поднять немножко, предложить свою ладошку. На партнёра посмотреть, улыбнуться, замереть. Слушать музыку вступленья, всем желаю вдохновенья!
Игровой приём для исполнения «Русского поклона» «Сердечко подарю» :
Я вас так люблю, что вам сердечко подарю. (Поклон с платочком в правой руке на слово «подарю».)
3. Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников через создание образовательной среды как одного из требований ФГОС.
3.1. Функции образовательной среды ДОУ.
Создание образовательной среды является одним из требований ФГОС, она:
*) Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; *) Обеспечивает эмоциональное благополучие детей; *) Способствует профессиональному развитию педагогических работников;
*) Создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; *) Обеспечивает открытость дошкольного образования; *) Создаёт условия для участия родителей в образовательной области.
3.2. ИКТ как значимый аспект образовательной среды ДОУ.
В настоящее время внедрение ИКТ влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. ИКТ является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, переносом центра тяжести с вербальных методов
образования на методы поисковой и творческой деятельности педагога и воспитанников. Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Компьютерные технологии педагоги применяют при введении новой темы или ее завершения, участии в проектах, тестировании, учебных играх, подготовке учебных материалов, досуге, диагностике и т. д.
Интерактивность образовательной среды так же предполагает открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. В связи с этим есть возможность вовлечения родителей в образовательный процесс. Посредством образовательных проектов, акций, совместных спортивных и развлекательных мероприятий, творческих гостиных, познавательных вечеров и т. д.