Татьяна Дзюба
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая среда по сенсорному воспитанию в младшей группе.
Подготовила воспитатель: Дзюба Т. М.
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности является одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - говорится в пункте 4.7 ФГОС. В соответствии с новым законом "Об образовании в Российской Федерации ", вступившим в силу с 1 сентября 2013 года дошкольная ступень приобретает статус полноценного уровня системы дошкольного образования. Новая образовательная программа исходит из того, что младший дошкольный возраст имеет определяющее значение для всего последующего развития личности. По мнению известных российских и зарубежных ученых, педагогов и психологов, посвятивших всю свою жизнь изучению развития ребенка, таких как П. Я. Гальперин, Л. Н. Павлова, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина, М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, дети младшего дошкольного возраста обладают огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В этот период происходит такое интенсивное развитие мозга, которое не будет ни в одном из последующих периодов жизни. Основным видом деятельности в этом возрасте является предметная. В рамках этой деятельности происходит зарождение универсальных предпосылок учебной деятельности. Основные достижения - это развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и, конечно же, сенсорики. Если малышу в это время не будет уделено достаточно внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, времени, чтобы наверстать упущенное. Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать. Полноценное развитие ребёнка невозможно без опоры на восприятие-это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность различать, усваивать явления внешнего мира. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорикой.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Сенсорное развитие ребё нка-это формирование представлений о внешних признаках предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем. С восприятия предметов и явлений начинается познание - поэтому сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, который необходим для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величины, формы, цвета. Эталонная система включает в себя: - основные цвета; -пять форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) ; -три величины (большая, средняя, маленькая). - Основной задачей сенсорного развития детей раннего возраста является подготовка их к усвоению сенсорных эталонов, накоплению представлений оцвете, форме, величине предметов и других его свойств. В этом возрасте нужно знакомить малыша, давать ему представления о цвете, форме и величине, но при этом не следует добиваться от ребенка запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, что б он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.
Основная образовательная программа нашего дошкольного учреждения нацеливает нас на то, социальная ситуация развития ребёнка раннего возраста, т. е. становление предметной деятельности, осуществляется совместно со взрослыми, создавая "зону ближайшего развития". С этой целью я организую с детьми совместное рассматривание предметов, игрушек, ориентируюсь на цвет, форму величину путём использования дидактических игр и упражнений.
Таких как "Чудесный мешочек", "Сложи пирамидку ", "Катаем шары", "Коробочка с секретом" и др. В ходе этой деятельности я стараюсь эмоционально заинтересовать детей, используя потешки, стихи, прибаутки, чтобы у малышей формировался познавательный интерес и желание действовать с предметами и при этом ненавязчиво даю знания о цвете, форме, величине игрушки, предмета. Ежедневно с детьми провожу два занятия-одно утром, другое вечером, по подгруппам, использую методические разработки В. В. Гербовой, О. А. Смоленцевой, Т. С. Комаровой, Л. Н. Павловой.
Непосредственно организованную образовательную деятельность я организую так, чтобы вызвать у детей желание играть, заниматься со мной и с другими детьми. Для этого использую яркие. красочные игрушки, картинки, книжки, предметы. В моей группе много дидактических игр, пособий, изготовленных своими руками по сенсорному развитию детей. Игры на цвет: -"Разложи шарики по коробочкам" -"Разноцветные кармашки" -"Четвертый лишний" -"Радужный зонтик". Игры на величину: -:Три медведя" -"Большой-маленький" -"Собираем урожай". Игры на форму: -"Найди предмет такой же формы" -"На что похож" -"Одень матрешкам платочки". Игры на количество: -"Много-один" -"Наполни баночки". Игры на развитие целостного образа предмета: -"Картинки-половинки" -"Собери картинку из кубиков" -"Собери целое" - Овладение детьми навыками по сенсорному развитию проходит не только на специально организованных занятиях, играх, но ив режимных моментах, в самостоятельной деятельности. Для этого в группе созданы и оборудованы пять основных центров, содержание которых регулярно меняется в соответствии с тематикой планирования работы с детьми. - Период раннего развития ребенка-время развития мозговых клеток.
Именно в возрасте от 1 года до 3 лет происходит формирование способностей, зарождение универсальных предпосылок учебной деятельности. Цель раннего развития - не сделать из ребенка гения, а дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, был сообразительным, добрым, инициативным, способным на творческий подход к любому делу, с активной жизненной позицией, с высокоразвитыми сенсорными способностями.