Татьяна Каримова
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Маленькие исследователи» по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста.
Тип проекта: опытно – экспериментальный.
Длительность: долгосрочный (январь - август).
Участники проекта: педагог, дети второй группы раннего возраста, родители.
Пояснительная записка
Детская любознательность,
Если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н. С. Лейтес
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности „Маленькие исследователи“ во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Использование метода экспериментирования пропагандировали классики педагогики, как Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н. Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Проблема
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становиться всё разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребёнка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно-репродуктивному процессу обучения объективно приходит проблемно- творческий.
Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.
Актуальность
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Ожидаемые результаты:
• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
• Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
• Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
• Качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
Цель проекта:
развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире.
- Развивать понимание взаимосвязей в природе.
- Развивать мышление, речь в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.
Формы реализации проекта:
- наблюдение;
- чтение художественной литературы;
- игра;
Этапы проекта:
I этап - предварительный
- Составление плана реализации проекта;
- Изучение методической литературы;
- Создание экспериментальной лаборатории в группе;
- Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
- Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
II этап - Основной этап:
• подбор оборудования для проведения опытов;
• организация предметно-развивающей среды;
• оформление картотеки опытов.
Работа с детьми: - чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик, кап-кап-кап»; чтение стихотворения: «Рыбалка», «Водопад», «Экспериментирование», «Кто разбудил котенка?»;
- рассматривание иллюстраций: «Времена года», «Озёра, реки и моря».
- наблюдение: за снегом, дождём, метелью, падающими капельками с веток деревьев, с крыши веранды.
- отгадывание загадок о неживой природе.
- чтение сказок: «Времена года», «Как зайка сок делал», «Сказка о том, как радуга в воде купалась», «Почему кораблики не плывут?», «Как вода гулять отправилась».
- физминутки: «Снег», «кораблик», «Погреем пальчики», «Самолет».
Работа с родителями.
- консультации для родителей: «Опытно – экспериментальная деятельность детей дома», «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребенка - дошкольника»
- Папка - ширма «Гуляем и наблюдаем»
- Рубрика «А знаете ли вы…Интересные факты».
III этап проекта – заключительный.
o Проведение опытов и экспериментов согласно перспективному плану.
o Изготовление лэпбука для детей «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду».
Перспективный план работы по проекту «Маленькие исследователи» во второй группе раннего возраста
Январь
1. «Вода холодная и горячая». Эксперимент
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Задачи: Развивать тактильные ощущения.
2. «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент
Цель: Развитие слухового внимания.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Февраль
1. «Лёгкий - тяжелый». Опыт
Цель: Знакомство детей с весом предметов.
Задачи: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
2. «Снег. Какой он?». Рассматривание
Цель: Знакомство со свойствами снега.
Задачи: Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Развивать тактильные ощущения.
Март
1. «Прищепки». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.
2. «Мыльные пузыри». Рассматривание
Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
Апрель
1. «Бумага». Эксперимент
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.
Задачи: Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде). Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
2. «Найди по звуку». Эксперимент
Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.
Задачи: Определять и различать издаваемые шумовые звуки. Создание положительного эмоционального настроения. Закреплять названия музыкальных инструментов.
Май
1. «Что в пакете?». Эксперимент
Цель: Обучение детей действиям по показу.
Задачи: Формировать умение детей выполнять действия по показу воспитателя. Вызывать чувство радости и интереса.
2. «Поиграем с солнечным зайчиком». Рассматривание
Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.
Задачи: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Развивать смекалку, любознательность. Формировать умение детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Вызвать чувство радости и удивления.
Июнь
1. «Рябь на воде». Экспериментирование
Цель: Развитие дыхательного аппарата.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
2. «Игры с губкой». Эксперимент
Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.
Задачи: Познакомить со свойствами губки. Формировать умение набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Июль
1. «Воздух под водой». Эксперимент
Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
Задачи: Развивать дыхательный аппарат.
2. «Тень». Опыт
Цель: познакомить детей со свойством солнечного света.
Задачи: Развивать смекалку, любознательность. Вызвать чувство радости и удивления.
Август
1. «Знакомство детей с разноцветной водой». Опыт
Цель: познакомить со свойством воды – принимать любой цвет.
Задачи: Продолжать знакомить детей с таким свойством воды как окрашивание. Поднятие эмоционального настроения у детей.
2. «Ветер по морю гуляет». Опыт
Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Задачи: Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер. Учить различать и самим регулировать его силу. Поднятие эмоционального настроения у детей.
Вывод:
Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планируем продолжать опытно-экспериментальную деятельность.
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина, О. В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ,2008. – 64 с.