юлия пескова
Долгосрочный проект в средней группе «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Феде-ральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.
Публикация «Долгосрочный проект в средней группе „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Цель проекта : Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.
Задачи проекта :
Для работы с детьми
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы;
2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отноше-ние к окружающему миру.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, офор-мить зоны познания играми на тему проекта.
4. Помогать детям добывать знания.
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Время реализации проекта : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых мето-дов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Формы реализации проекта :
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематиче-ские прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Этапы реализации проекта :
I этап –установочный (сентябрь)
-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;
-Анкетирование родителей;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
II этап – подготовительный (сентябрь)
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории.
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.
- Разработка игр, конспектов занятий с элементами экспериментирования.
III этап – реализация проекта (октябрь – май)
Тема
месяца Организован-ная образова-тельная
деятельность Совместная деятель-ность взрослого с детьми Самостоятель-ная деятель-ность детей Работа с
родителями
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Н
О
Я
Б
Р
Ь Песок Цель: По-знакомить детей с особенно-стями песка Занятие «Пу-тешествие к Песочной фее» Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок».
Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» : «О связи нежи-вой и живой природы». Исследовательская деятельность
Опыт 1. «Легко ли сыплется песок?»
Опыт 2. «Из чего состоит песок?
Опыт 3. «Легкие ли песчинки и частички глины?
Опыт 4. «Куда ис-чезла вода?»
Опыт 5. «Лепим из влажного песка»
Опыт 6. «Пропуска-ем воду через песок»
Игра «Испечем пи-рожки для куклы Кати».
Конкурс на лучшую постройку из песка. Рисование па-лочкой на пес-ке.
Создание «пес-чаных картин».
Эксперименты:
«Песчаные бу-ри», «Норка для мышки»,
«Следы на пес-ке». Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмот-ри!»
Анкетирование «Эксперимен-тальная дея-тельность и ваш ребёнок»
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь Волшеб-ница Во-да
Цель: формиро-вать пред-ставления о значе-нии воды в жизни человека, продол-жить зна-комить детей со свойства-ми воды. Познако-мить де-тей с кру-говоротом воды в природе. Занятие «Хо-дят капельки по кругу»
Занятие «Чтение рас-сказа Д. Пе-рина «Живая вода»;
Беседа по рассказу «Как люди речку обидели» Исследовательская деятельность
Опыт №1 «Вода жидкая, она льется»
Опыт №2 «Прозрач-ная вода».
Опыт №3 «У воды нет запаха и вкуса».
Опыт №4 «У воды нет формы»
Чтение стихотворе-ния Б. Заходера «Те-чет река».
Отгадывание зага-док, заучивание по-тешек, стихов о во-де, чтение текстов из энциклопедий с рас-сматриванием иллю-страций. Игра с водой «Тонет – не тонет», «Раз-ноцветная во-да»
Эксперименты «Цветочек рас-пускается». «Где быстрее исчезнет вода: в тени или на солнце»
Наблюдение за облаками, со-сульками, мо-розными узо-рами на окне. Опыты с во-дой, льдом
П/и «Ручеек», «Мы–капельки Подборка с детьми стихо-творения и за-гадок о явле-ниях природы, связанных с водой (роса, снег, лед, дождь).
Изготовление книжек-малышек о во-де.
Подготовка с детьми расска-зов «Как мы с мамой дома проводили опыты с во-дой».
Я
Н
В
А
Р
Ь Снег и лед – это тоже во-да.
Цель: Формировать представ-ления о снеге и льде, их свой-ствах. Занятие по рисованию)
«Зимние за-бавы»
Исследовательская
деятельность
Опыт№1 «Замора-живание воды» Опыт №2 «Таяние снега»
Опыт №3 «В какой воде снег тает быст-рее»
Опыт №4 «Сравне-ние кусочка льда и кусочка снега»
Чтение: Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежин-ка», Т. Новицкая «Белый снег пуши-стый», А. Мельни-ков «Художник кар-тину всю ночь рисо-вал», М. Лесна-Раунио «Мы сне-жинки, мы пушин-ки» Наблюдение за падающими снежинками.
Рассматрива-ние альбома «Зима».
Лепка «Снего-вик» (из снега)
Рассматрива-ние снежинок через лупу.
Игра «Пройди по следам на снегу» Сооружение построек из снега.
Изготовление с детьми цвет-ных льдинок и сосулек для украшения де-ревьев на групповом участке.
Консультация «Развитие ис-следователь-ских способно-стей детей до-школьного возраста в игре на прогулке»
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь «Воздух
вокруг нас»
Цель: Познако-мить де-тей со свойства-ми возду-ха, и ро-лью в жизни че-ловека, растений, живот-ных. Занятие «Зна-комство со свойствами воздуха» Исследовательская деятельность
Опыт№1 «Воздух невидимка»
Опыт №2 «Чем мы дышим»
Опыт №3 «Что лег-че: воздух или во-да?»
Опыт №4 «Как пой-мать воздух?»
Опыт №5 «Можно ли взвесить воздух?»
Опыт№6 «Загадоч-ные пузырьки» Игра на духо-вых музыкаль-ных инстру-ментах.
Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки».
Игра-эстафета с воздушными шарами, лен-точками, вер-тушками, мыльными пу-зырями
Рисование «Нарисуй ве-тер» Консультация «Эксперимен-тирование в различных ви-дах деятельно-сти».
М
А
Р
Т «Знаком-ство с ветром»
Цель: По-знакомить детей с природ-ным яв-лением – ветер, по-казать роль ветра в природе и в жизни людей. Беседа «Ве-тер, ветер, ты могуч!» Исследователь-ская деятель-ность
Опыт №1 «Как рождается ветер»
Опыт №2 «Плывет, плывет кораблик»
Фокусы: «Подводная лодка», «Упрямый воздух»
Чтение: Т. А. Шоры-гина «Зеленые сказ-ки», «Прозрачный невидимка», «Юж-ный ветерок» Наблюдение за флюгером на участке.
П/и «Попади в обруч»
(с бумажными самолетиками) Образователь-ный маршрут для родителей «Такой важный воздух».
Изготовление с детьми вер-тушек и вее-ров.
А
П
Р
Е
Л
Ь
М
А
Й «Чудес-ная кла-довая – почва»
Цель: Дать пер-воначаль-ные пред-ставления о составе почвы, ее свой-ствах. Занятие «Удивитель-ная почва» Исследовательская деятельность
Опыт №1 «В почве есть воздух»
Опыт №2 «Сжима-ние почвы»
Опыт №3 «Загряз-нение почвы»
Чтение Т. А. Шоры-гина «Зеленые сказ-ки» «Наша корми-лица – земля», «Дождевой червяк» Помощь в со-здание карто-теки опытов экспериментов с детьми 4-5 лет.
Участие в суб-ботнике по озеленению территории детского сада.
IV этап – обобщающий
-Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.
-Обобщение результатов инновационной деятельности.