мардаровская екатерина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Космос»
▼ Скачать
Технологическая карта проекта
Подготовила проект : Мардаровская Е. В. МДОУ 1г. Коряжма.
Название проекта : «КОСМОС- 60 лет» для старшей группы.
Тип: обучающий – игровой
Вид: творческий- игровой.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации проекта : апрель 2021
Участники проекта : воспитатели старшей группы, дети, родители.
Основания для разработки проекта :
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о космонавтах. Способствовать развитию у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Солнечной системы.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, о солнце и о планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- расширять и уточнять представлений детей о космосе; о планетах;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, патриотизм.
- воспитывать навыки взаимопомощи и взаимовыручки в игре,
- привлечь родителей.
Ожидаемые результаты:
- получение знаний и представлений о космическом пространстве, о солнце, о планетах, подготовке и работе космонавтов;
- развитие коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнера) ;
- умение объединять разные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Актуальность проекта :
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Этапы реализации проекта
1 Этап подготовительный
1. Диагностика знаний детей о космосе.
2. Консультация родителям о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.
2 этап этап реализации
1. Художественно-продуктивная деятельность:
Лепка («Предметы космоса, рисование («Космос», «Созвездий»,«Путь к звёздам») конструирование («Наш космический корабль») .
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
3 этап заключительный
1. Организация выставки о космосе (совместная работа детей и родителей)
2. Коллективное изготовление планет солнечной системы
3. Сюжетно-ролевая игра: «Подготовка в космос»
4. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
Предварительная работа:
1. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Содержание проекта.
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое глобус, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля.
Подвести к пониманию уникальности нашей планеты.
Развивать воображение. Ассоциативное и творческое мышление.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: дать детям понятие о Луне – спутнике Земли, формировать познавательные интересы.
(Приложение 1.)
НОД
1. Познание
Тема: Хочу быть космонавтом.
Цель: познакомить детей с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях, о планетах Солнечной системы, космических путешествиях, о работе человека в космосе; закрепить знания детей о свойствах линз; обогатить словарный запас детей ( словарь: метеорит, скафандр, телескоп, космический спутник); воспитывать уважительное отношение к работе российских космонавтов, желание быть похожими на них.
2. Конструирование
Тема: «Космонавты у ракеты».
Цель: Учить из бумаги конструировать ракету, выделяя ее характерные особенности.
3. Рисование
Тема: Рисование созвездий.
Цели: знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Использование нетрадиционных способов рисования, в результате чего получаются удивительные, волшебные, сказочные картины.
4. Аппликация
Тема: «Полет на Луну».
Цель: закрепление умения создавать сюжетную картинку в аппликации.
5. Лепка
Тема: «Космос»
Цель: повышение интереса и расширение знаний детей о космическом пространстве.
(Приложение 2)
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая Эстафета», «Солнышко и дождик», «Солнце-чемпион», «Ракетодром», «Космонавты».
(Приложение 3)
Сюжетно-ролевые игры:
" Космонавты тренируются»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей : «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космодром»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры:
- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
-«Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа:
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”
Итог:
1. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями).
2. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
3. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос»
4. Оформление коллективного панно «Космическое путешествие» (с использованием фотографий детей).
Приложение 1.
Конспект «Беседа о космосе»
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
Воспитывать чувство гордости за нашу родину, ее героев-космонавтов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим? - Дорожку, асфальт или траву, а может землю.
- А если посмотреть вверх, что мы увидим? - Небо, солнце, а ночью — луну и звезды.
- Земля и небо это наша планета Земля. Посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты с морями, океанами и сушей. За ее пределами — космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы. Придумывали разные крылья из птичьих перьев, разгонялись и прыгали с горы, но часто такие попытки заканчивались печально — люди погибали. Н люди не оставляли свою мечту попасть в небо и прилагали все усилия, чтобы она осуществилась. И это им удалось.
- Теперь люди стали летать по небу. Но люди продолжают смотреть в небо, особенно ночью и мечтают полететь, а куда, отгадайте.
Ночь уже не та темна, если светит нам … (Луна)
Белые цветочки на синем платочке
Вечером расцветают, а утром увядают. (Небо и звезды)
Это страшные медведи-
Месяцу они соседи.
Сверху вниз на нас глядят,
Мед, малину не едят. (Большая и малая Медведица)
Ей, ребята, можно верить-
Нам укажет путь на Север
Ночью ясною всегда
Лишь …. (Полярная звезда)
Воспитатель: Куда хотели полететь люди? - К звездам, на Луну. Солнце — это самая большая звезда, оно освещает и согревает нашу планету — Земля. Около Солнца и её сестры — планеты. Назовите их.
(Дети называют Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий, Уран.)
Воспитатель: Ближе всех к Земле расположен ее спутник — Луна. Люди давно мечтали полететь в космос, побывать на луне. Для полетов в космос изобрели ракеты и космические корабли, и появилась новая профессия космонавт.
Воспитатель: Кто первым из землян покинул планету? - Юрий Алексеевич Гагарин — первый космонавт, а сын Земли, гражданин России. Первый космический корабль назывался «Восток». Ребята, а каким по вашему должен быть космонавт? (Смелым, сильным, умным, находчивым.)
- Кто расскажет о первом космонавте? Какая женщина первой полетела в космос? Откуда корабли стартуют в космос? Как живут космонавты в корабле и на космической станции? Кто из космонавтов вышел первым в космос? Люди каких профессий побывали в космосе? Как космонавты возвращаются на Землю?
Воспитатель: Расскажите о космическом корабле «Буран». Что такое космос? (Ответы детей)
- В космосе уж побывало более 100 Российских космонавтов.
Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Внизу, за стеклами кабины,
В молочных облаках летал
Далекий, маленький, любимый
Земной голубоватый шар.
Воспитатель: Космонавты должны быть очень образованными людьми, многому учиться и быть здоровыми. Постоянно тренироваться. Давайте и мы потренируемся. Физкульт минутка:
Что бы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать — нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить — и сесть опять.
Воспитатель: Ребята, космонавтам приходится много и упорно работать в космосе, заниматься исследованием космического грунта. Давайте попробуем и мы, справимся ли мы с этой задачей. (Детям предлагаю отправиться по группе - «исследовать грунт»). В группе разложены в разных местах блоки Дьеныша, дети находят их, описывают, складывают в мешочек (большой, красный, толстый, круглый камень и т. д.)
- Молодцы ребята, много нашли интересных находок.
Воспитатель: Иногда в космосе случаются непредвиденные ситуации, например погас свет, тогда космонавтам приходится трудится в полной темноте. Хотите представить себя в такой ситуации?
Я сейчас вас дам футлярчики, в которых лежат полоски ткани, на которых нашиты пуговицы. Вам нужно на ощупь определить, сколько пуговиц пришито на каждой полоске. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Все чаще экипажи космическихкораблей международные : американцы, немцы, японцы и др. летают вместе с Российскими космонавтами. Они дружно работают на международных станциях в космосе. Россия и Америка запускает космические корабли к планетам : Венере. ю Марсу. На Луне были наши автоматические аппараты, а первым побывал на Луне американский астронавт Нил Армстронг на корабле «Апполон-11» и еще 12 астронавтов побывали на Луне.
Когда вы вырастите и станете взрослыми, может быть, будете работать на ископаемых, которые нам необходимы. Может Луна поделится своими богатствами?
Воспитатель: День, когда наша страна отправила первого человека в космос стал великим праздником. Когда мы празднуем его? - 12 апреля.
- В этот день Ю. А. Гагарин полетел в космос. Это он открыл дорогу в космос для жителей планеты земля.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового, а теперь кто хочет рассказать, что знаем о профессии космонавта. (Детям предлагается мнемотаблица о профессии космонавт.)
Слушаем несколько рассказов, подводим итог.