Оксана Петрова
Проект «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Что в жизни бывает красивей,
Чем юности цвет по весне.
И спелое поле России.
В казачьей моей стороне?
Иван Варавва
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект „Казаков много не бывает, но мало не покажется!“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило меня к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Наша Кубань настолько многокрасочна и вольнолюбива, что в каждой станице или хуторе имеются свои особенные обычаи и традиции, и казаки этим гордятся.
«Помни, брат, что у казаков : Дружба - обычай; Товарищество - традиция; Гостеприимство – закон».
Интерес к прошлому родной земли всегда существует в людях. Какой был край в дальние времена, как жили люди, чем занимались, как трудились, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремесла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: уважение и почитание старших, любовь к родным и близким, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.
Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живет, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любви к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их край. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им как потомкам, приемникам лучших традиций. Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков – казаков, развитию интереса к традициям и обрядам, развитию чувства коллективного творчества. Через игры, песни и танцы, обрядовые действия дети знакомятся с традициями своих предков.
Цель:
Воспитывать у детей дошкольников любовь к родному краю его традициям, культуре казачества через игры и фольклор; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным традициям и реликвиям.
Задачи:
Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями казачества, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истории и культуре казаков.
Содействие развитию у детей:
- ощущения причастности к культуре казачества
- историческому прошлому
- осознанного отношения к родному краю.
Вид проекта : познавательно – творческий.
Срок реализации: проект краткосрочный 2 недели.
Формы и методы реализации проекта :
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, совместная деятельность взрослых и детей.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Этапы проведения проекта.
1 этап – подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; создание уголка кубанская хата (курень). Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2- этап – основной
Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю. Целью основного этапа стало расширение краеведческих представлений, обогащение кругозора детей конкретными сведениями о природе, людях, знакомство с традициями и бытом казаков;
- беседы;
- слушание музыки;
- разучивание песен, стихов;
- рассматривание иллюстраций и картин;
- презентация – экскурсия «Уголок казачества «Атамань»;
- разучивание народных казачьих игр;
- дидактические игры;
- работа с родителями.
3- этап – заключительный
- праздник «День рождение Кубани»;
- оформление проектной деятельности;
- подведения итогов.
Тема Цель Задачи Ход занятия
1. Неделя
Занятие «Знакомство с гимном и символикой Краснодарского края, г. Усть – Лабинска» Развивать интерес к истории предков, закреплять полученный знания.
Воспитывать у дошкольников интерес к истории родного края, его традициям.
Продолжать знакомить детей с символикой г. Усть – Лабинска и Краснодарского края; способствовать запоминанию слов гимна.
Виртуальная экскурсия ««Атамань – казачья станица»;
Знакомим детей дошкольников с историческим прошлым. Воспитывать
нравственные качества, эстетическое воспитание.
Познакомить с бытом казаков; показать, что казаки не только воины, но и ремесленники.
Беседа «Кто такие казаки?»
Развивать интерес к истории предков, закреплять полученный знания.
Приобщать к истокам казачества.
Рассказать кто такие казаки, почему их так назвали, их образ жизни.
Беседа «Мой Усть – Лабинск» Учить слушать и задавать вопросы знания. Воспитывать любовь к малой Родине, ее истокам. Дать понятие «Станица», ее поселенцы, рассказать о городе. Почему из станицы он превратился в город.
Беседа «Традиции семейного воспитания казачества»
Развлечение «Казаки – разбойники»
Дать доступные сведения о жизни казаков.
Способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости и координации движений;
Дать понятия, что казак это воин и мирный житель, казачонок – это будущий казак. Рассказать, как воспитывали будущих казаков, как они помогали взрослым, их обязанности игры.
«Кубань в стихах»
С. Донченко
«Праздник», «Идёт по площади казак»,
Е. Синчило «Наш город над Кубанью» Расширять знания детей о творчестве поэтов и писателей Кубани. Воспитывать любовь к малой Родине. Развивать интерес к художественному слову.
Пластилинография «Кубанский хуторок» Совместная работа воспитателя и детей.
Познакомить детей с бытом и жизнью кубанских казаков, повторение и совершенствование приёмов лепки; учить составлять сюжетную картинку из вылепленных деталей. Развивать творческую фантазию и инициативу, поощрять желание детей творить совместно.
Продолжать приобщать детей к культуре и истокам казачества. Выявить знания детей о жилище кубанских казаков.
2 Неделя.
Занятие «Традиции и быт кубанского казачества»
Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества.
Воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа
Беседа «Верный друг казака – конь» Воспитание любви к животным, вызвать желание заботиться о них, защищать. Дать понятие что конь – это надежный помощник не только в бою, но и в быту. Рассказать, что конь, это помощник и в быту (на нем перевозили грузы, работали в поле) и в бою (перевозили вещи казака, его самого, смело скакал в бой, погибал конь – это друг и товарищ воина)
Рассматривание макета «Кубанская хата» Развивать любознательность, развивать память и речь, учить задавать вопросы. Познакомить детей с бытом казачества, рассмотреть предметы старины. Рассказать о предметах быта, одежды, рассказать о происхождении и назначении предметов.
Лепка «Вареники для казаков»
Развивать познавательную активность; повторить пословицы и поговорки. Воспитывать уважение к труду и казачьим традициям (хлебосольство) Продолжать формировать умение работать с тестом.
19. Бабушкины посиделки (разучивание казачьих песен) Развивать память, воспитывать гордость за наш народ. Разучивание песен, объяснить понятия некоторых слов. Разучить с детьми казачьи песни, гимн Краснодарского края. «Ой милый варенечков хочешь?», «Мы с тобой казаки»
Итоговое мероприятие «С днем рождения Краснодарский край»
Закрепить знания о символике Кубани.
Воспитывать желание познавать и возрождать традиции Кубанского народа. Закрепить полученные знания с помощью кубанских игр, викторин, песен и танцев.
Работа с родителями:
- рассказали о цели проекта, его значении
- попросили родителей подготовить и подобрать материалы о видах одежды
- рассказать детям о казачьем быте и народном творчестве
- участие в празднике «С днем рождения Краснодарский край»
Ожидаемый результат:
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, организовывать кубанские народные игры.
Освоение доступных знаний: об истории родного города, края;
о быте, культуре, традициях казачества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
Совместно с родителями приобщать детей к историческому наследию Кубани.
Поднять уровень конструктивных и благоприятных взаимодействий ДОУ и родителей.
Итоговым результатом является праздник «С днем рождения Краснодарский край!», где дети покажут :
- свои знания о казаках их быте, родном крае, городе;
-умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее;
- продемонстрируют знание кубанских танцев, песен и игр.
Продукт проектной деятельности : оформление уголка кубановедения, изготовление куреня, презентации: Виртуальная экскурсия «Атамань - казачья станица», «День в музее», буклет «Идем с детьми в музей», «Кубанские вареники», праздник «С днем рождения, Кубань!»