Наталья Ральникова
Совместный проект «Кто много читает, тот много знает»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Структурные компоненты проекта
Автор проекта Воспитатели МБДОУ «ДСОВ № 93» : Мизерева Ирина Васильевна, Ральникова Наталья Михайловна.
Сроки реализации проекта
Тип проекта Сентябрь 2015 – май 2016 учебный год; (частично реализованный)
Творческий, познавательно - исследовательский
«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо вести его в мир книги» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Совместный проект „Кто много читает, тот много знает“» размещена в разделах
Тесное сотрудничество с социальными партнерами, родителями помогает дошкольникам понять значимость, полезность и необходимость в заинтересованности к чтению книг; служит важной предпосылкой для формирования системы нравственных убеждений и взглядов на окружающий мир.
Цели и задачи проекта
Цель проекта :
Способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге, художественной литературе, через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.
Задачи проекта :
- подготовить детей к восприятию того, что книга – источник знаний;
- повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, родителей;
- воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда людей многих профессий;
- сформировать у детей интерес к посещению библиотеки;
- увеличить степень участия родителей в формировании интереса и потребности детей в чтении книг.
Формы реализации
Реализация основывается на следующих принципах:
- принципы комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи, влияющие на развитие ребенка;
- принцип сотрудничества между родителями, ДОУ и библиотекой;
- принцип гуманного и деликатного отношения к членам семьи и к самому ребенку;
- принцип личной заинтересованности родителей и их активности;
- принцип развивающего образования;
- принцип практической применимости.
1 этап - подготовительный или организационный:
- отбор участников проекта, подбор методической, справочной литературы по теме;
- заключение договора с городской библиотекой № 4; библиотекой на базе СОШ № 9.
- помощь родителей в оснащении Центра Книги и пополнение предметно – развивающей среды группы детской художественной литературой.
- создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, которое обеспечит условия для успешного развития ребенка при целенаправленном использовании развивающих техно- логий, в первую очередь игровых, с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.
- определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом : работа с педагогами, воспитанниками, родителями, партнерами.
- разработка планов по реализации проекта с социальными партнерами
2 этап - практический:
- сотрудничество с родителями, организациями дополнительного образования, социальными партнерами.
Организация комплексной работы по реализации задач проекта :
- беседы с детьми; экскурсии в библиотеку, книжный магазин, типографию; видеоэкскурсии, презентации; конкурсы рисунков, поделок; игры – драматизации, дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, интерактивные, речевые игры; викторины; КВН; досуг посвященный произведениям детских писателей – юбиляров; участие в городских мероприятиях посвященных книге; тематические вечера организованные сотрудниками библиотеки, творческие встречи с детским писателем г. Братска, совместная выставка детских работ по прочитанным произведениям, коллективное и индивидуальное изготовление книжки – малышки; придумывание собственной сказки, создание в ДОУ мини – музея авторской книги.
3 этап – итоговый:
- анализ решения поставленных задач и полученных результатов.
- творческие отчеты и представление опытов работы всеми участниками проекта в виде презентаций, мастер-классов, портфолио, фотоматериалов, и т. д.
- В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, результаты анализируются
Реализация проекта через :
- непосредственно образовательную деятельность;
-совместную деятельность педагогов, детей, социальных партнеров, родителей;
- работу педагогов с родителями;
- создание предметно-развивающей среды;
- совместную и самостоятельную деятельность детей и родителей.
Дальнейшее развитие проекта
- вовлечение в проектную деятельность детей параллельной возрастной группы;
- разработка мультимедийных презентаций и фотовыставок по созданию продуктов детской деятельности;
- разработка информационных буклетов для родителей;
- дальнейшее тесное сотрудничество с библиотеками, детскими писателями, типографией, издательским Домом.
Продукты/ результаты проекта (что будет создано, в результате его реализации) Изготовление совместно с родителями блокнотов, читательских билетов, конструирование книжек – малышек; изготовление папок – передвижек для детей, родителей, библиотек; атрибуты для сюжетно – ролевых игр; карточек для дидактических игр, атрибутов для театрализованной деятельности, создание в ДОУ мини – музея книги, совместное оформление выставки рисунков по темам, лепка собственной книжечки и ее роспись, гастроли в детском саду с показом театрализованных представлений, презентации, фотовыставки.
Пояснительная записка
Одна из задач воспитания и развития дошкольников в детском саду – это приобщение их к миру книг, бережному отношению к книге, чтению художественной литературы.
Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитывать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является проектная деятельность по теме: «Кто много читает, тот много знает». Совместная партнерская работа ДОУ с библиотекой, позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развитие его индивидуальных способностей, проявление творческого потенциала, укрепление здоровья.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро.
Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения дошкольников к художественной литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка.
На начальном этапе, мы стали помогать родителям стать волонтерами книжной культуры. Ее претворение в практику, потребовало от нас, воспитателей, творческого подхода.
Семья – основа формирования личности ребенка, где каждый из нас приобретает различные умения, в том числе и навыки читательской культуры. Именно родители выступают первыми и главными посредниками между книгой и маленьким человеком. Большую роль в этом процессе играет совместная партнерская работа ДОУ, библиотеки и семьи. Главный смысл работы в том, чтобы с детских лет и на всю жизнь выработать у растущего человека внутреннюю потребность в чтении книг. Совместные чтения рождают близость взглядов на жизнь, помогают сохранить связь поколений.
Проблема приобщения старших дошкольников к чтению является на сегодняшний день актуальной. Один из главных путей воспитания духовной культуры личности ребенка – дошкольника – это активное приобщение к чтению, интерес к которому, к сожалению, стремительно снизился. Современные дети живут и развиваются в окружении огромного количества источников информации: телевидение, компьютер с его возможностями, Интернет. Поэтому, мы, взрослые, окружающие ребенка, должны сделать все возможное для того, чтобы общение с книгой стало необходимой частью жизни наших детей.
Общение с книгой – важное условие развития фантазии малышей, формирует нравственные принципы и культурные ценности. Ни один художественный и мультипликационный фильм не заменит тесного контакта с книгой. Книги всегда привлекают внимание детей, особенно, если она оформлена красочными иллюстрациями с изображением природы, животных, детей, персонажей сказок. Дети учатся правилам пользования книгой: не рвать и не мять страницы, не пачкать, брать только чистыми руками, после рассматривания, ставить на место. Мы всегда закрепляем правила пользования книгой, объясняя детям, что мягкие и испачканные страницы трудно читать, а порванные, вообще невозможно прочесть и, поэтому, мы не сможем узнать, о чем хотел нам рассказать автор. Учим рассматривать книги, сидя за столом.
С родителями группы провели «Круглый стол» по теме: «Домашнее чтение», где у каждой семьи была возможность поделиться опытом семейного чтения.
Обсудили пополнение предметно – развивающей среды группы сказками, художественной литературой по тематическим неделям, книгами – юбилярами, авторами – юбилярами.
Познакомили с методами и приемами приобщения детей к художественной литературе. В ходе совместной деятельности оборудовали Центр Книги и пополнили его яркими и красочными книжками.
Для развития интереса у старших дошкольников к художественным произведениям, предлагаем вниманию детей и их родителям различные дидактические игры: «Из какой сказки герой?», «В какой сказке я живу?», «Кто это сказал?», «Сложи сказку», «Что сначала, что потом?» и т. д. Детям нравится обыгрывать понравившиеся эпизоды и сюжеты прочитанных произведений.
В старшем дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей детей, программой воспитания предусмотрено продолжать развивать у воспитанников интерес к чтению художественной литературы, и тогда в Центре Книги появляются книги – юбиляры, с портретами детских писателей и поэтов – юбиляров. Знакомим дошкольников с детскими поэтами и писателями города Братска, т. к. региональный компонент содержания дошкольного образования определяет систему воспитательно – образовательной деятельности в дошкольном учреждении по формированию у воспитанников знаний о родном крае, поэтах, писателях, художниках, замечательных людях нашего города и его литературной жизни. Совместно с работниками городской библиотеки № 4, с которыми у нас длительное партнерское сотрудничество; делаем подборку произведений, проводим конкурсы, викторины, поэтические часы, творческие встречи с интересными людьми, презентации, экскурсии, видеопросмотры…
Один раз в месяц, по традиции, у нас, «Книжкин день». Дети приводят в порядок книжные полки, сортируют художественную литературу, производят мелкий ремонт и реставрацию пострадавших книг.