Ольга Белозерова
Проект «Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад №135»
ПРОЕКТ
«Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста»
Авторы: Белозёрова Ольга Николаевна, воспитатель.
г. Краснодар
2018г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Публикация «Проект „Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Духовное наследие отечественной культуры сегодня по праву должно занять достойное место в социально-культурной сфере нашего общества. Без опоры на национально-культурные традиции невозможно целенаправленное развитие и совершенствование образования в России. Народная художественная культура и этнокультурное образование вносит определённый вклад в миростроительство, организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения. Поэтому необходимо целенаправленно формировать этнокультурную компетентность с детства. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребёнка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Для этого надо создать условия для целостного развития личности через приобщение его к традиционной культуре, воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, что особенно актуально в современном мире.
Описание проекта :
Творческий, исследовательский, долгосрочный.
Участники:
Дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Цель:
-создание у дошкольников представления о традиционной народной культуре;
-изучение фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, традиций, понимание их значимости;
-воспитание духовности и формирование эстетического сознания дошкольников;
-формирование готовности признавать этнокультурные различия как что-то позитивное;
-знакомство с культурой других народов, понимать их своеобразие и ценность
Задачи:
-знакомство с обрядом, его обычаями;
-знакомство с русским костюмом, предметами быта;
-развитие познавательной активности, стимулирование к поиску дополнительной информации;
-развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
-воспитание бережного отношения к малой Родине, к ее традициям;
-гендерное воспитание;
-накопление опыта жизни в своем Отечестве;
-знакомство с культурой других народов.
Ожидаемый результат:
Участие в проекте детей, педагогов и родителей позволит воспитать
у детей опыт общения, поведения и обогатит новыми впечатлениями.
Содержание проекта :
Данный творческий проект включает в себя : непосредственно-организованную деятельность: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую – на основе единого содержания; беседы, видеопросмотры, целевые прогулки, экскурсии, индивидуальные и подгрупповые репетиции, фольклорный праздник.
Время проведения:
Октябрь 2016 – май 2017г.
Этапы:
1 Подготовительный :
-работа с детьми: формулируется проблема : Для чего? Зачем? А хотите
узнать?; планируется дальнейшая деятельность с детьми;
-работа с родителями: анкетирование, привлечение родителей к проведению мероприятий, устройства презентаций, предоставления альбомов с фотографиями, участия в выставках семейного творчества;
-работа с педагогами: повышение профессиональной компетентности, моделирование проекта, семинар-дискуссия.
2 Практический – это непосредственная работа над проектом : разучивание
песен, хороводов, обыгрывание «свадебного обряда», кубанские игры. Этап
направлен на развитие познавательной активности, творческих способностей,
художественно-эстетического вкуса детей, формирование коммуникативных навыков, воспитание духовности и патриотизма.
3 Заключительный - «Ярмарка педагогических идей» (круглый стол с участием педагогов) (МАЙ)
Формы работы :
-«Семья и ее традиции» (занятие) - рассматривание семейных альбомов, рас-
сказы детей о семье, разучивание поговорок и пословиц о семье, изготовление семейного древа. (НОЯБРЬ)
-«Мы живём на Кубани» (презентации семейных традиций, национальных раритетов) (МАРТ)
-«Народы Кубани» (занятие – читальный зал, (презентация семейных традиций, национальных раритетов). (МАРТ)
-«Во что играли наши прадеды?» (досуг) - знакомство с кубанскими играми
(подвижные, словесные, игры-драматизации). (НОЯБРЬ)
-«Звучи,Кубанская песня»(досуг)-знакомство с кубанскими песнями, разучивание и обыгрывание их. (АПРЕЛЬ)
-«Ах ты, русская игрушка!» (практикум для родителей с детьми по изготовлению русской игрушки. (ДЕКАБРЬ)
-
-фольклорный праздник «Казачья свадьба». (МАЙ)
-«Масленица» (досуг, с показом сказки «Морозко» участников театрального кружка). (ФЕВРАЛЬ)
-«Святочные посиделки»(досуг с участием родителей). (ЯНВАРЬ)
-«Домовой – хранитель дома» (занятие). (ЯНВАРЬ)
-«Рождение ребёнка» (занятие, (изготовление альбома колыбельных песенок).(ДЕКАБРЬ)
-«Народный календарь» (составление альбома «Народные приметы, народные праздники: осень, зима, весна, лето»). (НОЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАЙ)
-«Выставки семейного творчества» к праздникам.
Пополнение развивающей среды:
Создан уголок «Кубанское подворье», где размещены предметы кубанской старины, кубанские костюмы, фонотека музыкального фольклора, народные инструменты.
Ресурсное обеспечение проекта :
- информационные ресурсы :
• М. Куракаева «Быт и традиции казаков Верхней Кубани».
• Т. Поштарева, С. Мажоренко «Формы и методы формирования этно-культурной осведомленности» Дошкольное воспитание, 2007
• Н. Дорохина «Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников», Дошкольное воспитание, 2007
• «При солнышке - тепло, при матушке – добро» Русские пословицы и поговорки, М. «Детская литература», 1979
• Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса Г. Н. Волков. М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. 160с.
• Гришина, Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: автореф. дис. канд. пед. наук /Г. Н. Гришина. -М. ,1990.- 17с.
• Дробижева, Л. М. Формирование культуры межнационального общения Л. М. Дробижева. М. : Просвещение, 1982. 114с.
-материальные ресурсы:
• мультимедийное оборудование;
• дидактические и развивающие пособия.
Самоанализ проектной деятельности
Каждый год, готовясь ко Дню города, я искала новые подходы в приобщении детей к истокам кубанской культуры, где ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником, чтобы его жизнь наполнялась радостью и смыслом. Это были досуги «Казачья ярмарка», «Капустная вечеринка на Кубани», «Край родной – земля кубанская».
Возникла необходимость в создании новой дополнительной информации, связанной с культурой и бытом кубанского казачества, русского народа. Была создана поисковая ситуация. Детям задано домашнее задание – узнать у родителей и других родственников о семейных традициях, национальном приоритете, о народных обрядах, приметах, принести в качестве экспонатов предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства.
В непосредственно организованной деятельности использовались методы дифференцированной и индивидуальной работы с детьми. Например, при разучивании отдельных диалогов и танцевальных движений. Использовался интегрированный метод (при рассматривании репродукции картины и сравнении ее со звучащей, схожей по настроению музыкой). Работа педагогов была построена на интеграции образовательного содержания, использования наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей. Также был применен гендерный подход. Например, при разучивании отдельных сцен (сцена сватовства, девичник и др.). У детей сформировалось представление о других народах и их культур. Участие в фольклорном празднике детей, педагогов и родителей позволило воспитать у детей опыт общения и обогатило новыми впечатлениями. В результате совместной творческой деятельности у детей появилась уверенность в своих силах, а так же проявились способности к творчеству.