Светлана Москалева
Проект «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
Руководитель проекта
воспитатель группы №3 :
Москалева С. Н.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Перед дошкольными образовательными учреждениями, на современном этапе, в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства высоких нравственных качеств : основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её природе, историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Мной проведена работа по разработке, составлению и апробированию на практике материала по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. Основой является перспективный план работы по данному вопросу. В план входят занятия по познавательному развитию, ИЗО, развитию речи, экскурсии, игры, развлечения, праздники, изготовление пособий, конкурсы, совместные мероприятия с родителями, библиотекой.
Цель: Ориентация родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье. Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданской принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; помощь каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир.
Данная работа направлена на решение следующих задач:
Воспитание личности гражданина – патриота Родины;
Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, малой родине.
Расширение представлений о столице и других городах.
Расширять знания детей о России, развивать чувство гордости за свою Родину, народ.
Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.
Дать детям элементарные знания о правах человека, воспитывать высокие нравственные чувства, гуманизм, толерантность, терпимость и т. д.
Возраст детей, на который рассчитан проект : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Сроки реализации проекта : ноябрь – май
Этапы проекта :
1. Планирование работы
2. Работа с теоретической, педагогической, методической литературой.
3. Определение целей, задач, направлений работы по проекту.
4. Сбор и обобщение материала.
5. Оформление проекта.
6. Реализация проекта.
7. Выводы о проделанной работе.
8. Определение новой проблемы исследования.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о городе Балашихе, Москве и стране России в детских видах деятельности.
2. Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).
3. Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных будущих граждан своего города, страны.
Направление работы:
Вышеизложенные цели и задачи легли в основу проекта и были определяющими при планировании направлений по воспитанию в МБДОУ ДС №39 «Лучик» «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста» :
1. Патриотическое воспитание.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению символов Российской Федерации: герба, флага, гимна. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы. Важно понимать, что кроме официальных, есть и другие значимые символы для России – Московский Кремль, конституция, президент и др. С национально-государственной символикой воспитанники группы №3 «Почемучки» знакомятся на ставших уже традиционных занятиях «День России» и «День Города».
Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Курс «Окружающего мира», изучаемый дошкольниками, знакомит с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою родину и сохраняющего наследие своих предков. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети узнают о истории и культуре родного города. Занятия развитие речи, ознакомление с художественной литературой и изобразительная деятельность содержит богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Сочетание различных тематических занятий позволяет эффективно проводить работу по формированию у детей знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, композиторов и др. Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении воспитывает в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека, и в конечном итоге формирует осознанное патриотическое чувство. В детском саду ведется работа по ознакомлению детей с родным краем.
2. Воспитание правовой культуры.
Задачи правового воспитания в группе №3 «Почемучки» заключается в том, чтобы довести до сознания воспитанников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.
Воспитание правовой культуры – один из главных и в тоже время сложных вопросов. «Изюминкой» является систематическая и целенаправленная работа с детьми по пропаганде правил поведения в общественных местах и в транспорте, по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В группе ведется интересная и многогранная работа – проводятся конкурсы и викторины, выставки рисунков и поделки по тематике безопасности дорожного движения, тематические вечера и «минутки безопасности».
3. Воспитания в духе мира и ненасилия.
Важным элементом нравственно-патриотического воспитания в группе №3 является общечеловеческое воспитание. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях и принимают участие в акциях, направленных на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды. Традиционно в МБДОУ ДС №39 «Лучик» в конце учебного года отмечается День Защиты Детей 1 июня.
4. Нравственное воспитание.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой. В группе №3 проходили досуги и праздники детей и родителей это – «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «День матери»; совместные работы детей и родителей – «Моя семья», «Спортивная семья». Проходили консультации на темы: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома».
План работы с детьми
Ноябрь 1-2 неделя
Тема «Наша Родина – Россия»
Экскурсия по выставке рисунков «Моя родина».
Беседа о березке – символе России.
Стихи и песни о березке.
Народные игры.
Связь с другими видами деятельности
Рисование на тему «Моя Родина».
Беседа о народных приметах.
Беседа о народных промыслах.
Ноябрь 3-4 неделя
Тема «Живем в России»
Содержание занятия по развитию речи
Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.
Работа над понятием «гражданин».
Слушание песен о Родине.
Связь с другими видами деятельности
Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.
Изучение флага, герба, гимна.
Составление рассказов о Родине.
Оформление мини-музея «Наша Родина - Россия».
Семейные национальные праздники.
Праздник «День Матери».
Декабрь 1-2 неделя
Тема «Наше государство – Российская Федерация»
Беседа о государства – «Российская Федерация».
Знакомство с городами и регионами России.
Прослушивание гимна.
Связь с другими видами деятельности
Разукрашивание в альбомах Российского флага.
Оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети.
Декабрь 3-4 неделя
Тема «Новый год у ворот»
Содержание занятия по развитию речи
Загадки о зиме.
Беседа о праздниках.
Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
Беседа о Новогодних символах.
Рассказ о Новогодних обычаях.
Связь с другими видами деятельности
Оформление группы к празднику.
Зимние постройки из снега.
Акция «Поможем птицам зимой».
Новогодний праздник.
Январь 3-4 неделя
Тема «Я люблю свой детский сад и район, где я живу»
Содержание занятия по развитию речи
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.
Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий.
Связь с другими видами деятельности
Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад).
Семейный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
Февраль 1-2 неделя
Тема «Москва – столица нашей Родины»
Содержание занятия по развитию речи
Рассматривание макета города Москвы.
Рассказ об основании Москвы.
Обсуждение стихотворения Ф. Глинке «Москва».
Слушание песен о Москве.
Связь с другими видами деятельности
Рассказы детей из личного опыта (кто в каких местах Москвы бывал).
Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».
Оформление стенда.
Февраль 3-4 неделя
Тема «Сильны и могучи богатыри славной Руси»(ко дню Защитника Отечества)
Содержание занятия по развитию речи
Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова.
Слушание в записи былин об Ильи Муромце, Никите Селяниновиче, Никите Кожемяке.
Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.
Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов.
Связь с другими видами деятельности
Просмотр диафильмов «Защитники Отечества».
Изготовление подарков папам и дедушкам.
Спортивные развлечения «Веселые старты».
Праздник, посвященный дню защитника отечества.
Изготовление праздничных открыток.
Март
Тема «Очень я люблю маму милую мою»
Содержание занятия по развитию речи
Беседа о мамах.
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю маме».
Пение песен о маме, чтение стихов.
Связь с другими видами деятельности
Рисование портрета «Моя мама».
Изготовление подарка маме.
Семейные посиделки «Вместе с мамой».
Изготовление праздничных открыток.
Праздник, посвященный Международному Женскому Дню.
Тема «Масленица»
Беседа о празднике масленице.
Рассматривание фотографий об этом празднике.
Праздник посвященный масленице.
Круглый стол (угощение блинами).
Апрель
Тема «Наши космонавты»
Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотров диафильмов).
Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.
Игра «Космонавты».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».
Рисование на данную тему.
Конструирование космического корабля.
Май
Тема «Этот день Победы»
Беседа о войне с просмотром фотографий и диафильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.
Игры (соревновательного характера).
Экскурсия к вечному огню (по фотографиям и открыткам).
Изготовление праздничных открыток.
Оформление стенда.
1 июня – День Защиты Детей.
Праздник для детей.
Консультации для родителей:
1. «Воспитание самостоятельности и ответственности»
2. «Как организовать труд детей дома»
3. «Поговорим о наших правах»
4. «Воспитание у детей любви к родной природе»
Выставки, конкурсы.
1. Выставка предметов народно-прикладного искусства, принесённых из дома.
2. Акция «Поможем птицам» (изготовление кормушек родителями и детьми).
3. Конкурс рисунков «Моя Россия» (совместное творчество детей и родителей).
4. Мини-музей «Наша Родина - Россия».
Участие родителей в различных мероприятиях.
1. Помощь родителей в подборе иллюстраций, фотографий, картинок и других материалов для альбомов, стендов, панно.
2. Участие родителей в праздниках «День матери», «Мама, папа, я – спортивная семья», «В гостях у сказки», в митинге посвященному «Дню Победы».
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
1. Подбор исторической литературы
2. Подбор произведений русского народного творчества,
3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
4. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
5. Дидактические игры,
6. Выставки книг, рисунков, поделок,
7. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Диагностика
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Таблица 1. В начале проекта
Фамилия, Имя
ребенка Познавательная активность Усвоение знаний
1. Алешкина М - / - - / - -
2. Андреев Ваня - / + + / - -
3. Антипенко В + / - + / - -
4. Бойчук Миша + / - + / - -
5. Горюнова А - / + + / - -
6. Долгих Алина - / + + / - -
7. Кадырматов Э - /- - / - -
8. Кистанова П - / + + / - -
9. Клыков Иван + / + + / - -
10. Ковалев Дима - / + + / - -
11. Комарова В - / + - / - -
12. Михайлова А + / - + / - -
13. Мухин Н + / - + / - -
14. Пепелова Л + / - + / - -
15. Пепелова С + / - + / - -
16. Ромахина А + / - + / - -
17. Сапожникова Вероника + / - + / - -
18. Трунов Даня + / - + / - -
19. Якимова Н - / - + / - -
20. Жогова Юля + / - + / - -
21. Бушанова М - / - - / - -
22. Донцов Влад - / - - / - -
Таблица 2. В конце проекта
Фамилия, Имя
ребенка Познавательная активность Усвоение знаний
1. Алешкина М + / - + / - -
2. Андреев Ваня + /+ + / + -
3. Антипенко В + /+ + / + -
4. Бойчук Миша + /+ + / - -
5. Горюнова А + /+ + / - -
6. Долгих Алина + /+ + / - -
7. Кадырматов Э + / - + / - -
8. Кистанова П + /+ + / + -
9. Клыков Иван + /+ + / + -
10. Ковалев Дима + /+ + / - -
11. Комарова В + /+ + / - -
12. Михайлова А + /+ + / + -
13. Мухин Н + /+ + / + -
14. Пепелова Л + /+ + / + -
15. Пепелова С + /+ + /+ -
16. Ромахина А + /+ + / + -
17. Сапожникова Вероника + /+ + / + -
18. Трунов Даня + /+ + / + -
19. Якимова Н + / - + / - -
20. Жогова Юля + /+ + / + -
21. Бушанова М + / - - / - -
22. Донцов Влад + / - - / - -
ниже среднего: - / - -
среднее: + / - -
выше среднего: + / + -
Достигнутые результаты:
1. Рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
2. Анализ результатов усвоения знаний показал: среднее развитие у 33% детей, выше среднего у 63% детей, ниже среднего 4%.
В результате претворения в жизнь нашего проекта мы пришли к следующим выводам:
1. Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.
2. Данный проект способствует эффективному приобщению дошкольников к патриотизму, решает проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи.
Работа в этом направлении будет продолжена.