Наталья Дудина
Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Проблема обучения дошкольников навыкам безопасного поведения актуальна, в связи с современными условиями интенсивно развивающейся транспортной среды, высокими статистическими данными о ДТП с участием детей. Профилактика дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. И всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, навыкам безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте следует именно с дошкольного возраста.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Цель: формирование у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице и в транспорте.
Задачи:
- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности;
-систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении;
-воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Длительность работы:
Проект долгосрочный, рассчитанный на один год работы,
с сентября 2016года по май 2017 года.
Ожидаемые результаты:
После завершения проекта дети должны будут уметь:
-Соблюдать правила дорожного движения;
-У детей будут сформированы представления об опасности, которую представляет транспорт;
- Выбирать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, подземный, надземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а также дорожные знаки.
1 этап. Подготовительный. Анализ литературы,
сбор информации по проблеме, диагностика, анкетирование родителей, разработка календарно - тематического плана.
2 этап. Основной. Работа с детьми, работа с родителями (законными представителями, работа с педагогами.
3 этап. Заключительный. Подведение итога работы, итоговая диагностика.
На первом этапе:
Проведена диагностика детей, которая показала, что у 75% детей не сформирован навык соблюдения элементарных правил поведения на улице и в транспорте, а у 25% детей находятся в стадии формирования.
Работа началась с предварительных бесед с детьми, а также проведения анкетирования родителей по теме: «Знаем ли мы правила дорожного движения».
В группе созданы необходимые условия:
- Дидактические игр: «Как избежать неприятностей», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода»
- Наглядные пособия по ОБЖ (Плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности: «Правила поведения на улице, в транспорте» «Устройство проезжей части» и др.)
- Макеты перекрестков, на которых представлены перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки.
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком)
- Дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети!»)
- Иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ
- Книги и плакаты по ОБЖ.
Разработан календарно – тематический план.
На втором этапе:
Расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил, проблемные ситуации.
Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
С детьми играли в сюжетно-ролевые игры:«Автомобиль», «Дорожное движение»,«Автобус». Для этого на уличной площадке и в группе обозначали проезжую часть, тротуары и пешеходный переход, светофор. Рассматривали плакаты по безопасности дорожного движения, читали стихи, рассказы, что позволило систематизировать знания детей по правилам дорожного движения. С детьми проводились комплексные занятия: «Азбука дорожных знаков», «Светофорчик»; открытое занятие с использованием ИКТ «Безопасность на дорогах».
Для закрепления знаний и практической отработки навыков, проводили дидактические игры по ПДД: «Мы пешеходы», «Подумай и ответь», «Красный, жёлтый, зелёный» и др.
Тренинги: «Как перейти улицу», «Как вести себя в транспорте» и др.
В процессе экскурсий, прогулок к проезжей части необходимо было донести до сознания детей понимание опасности, которую представляет собой автомобиль, дорога.
Теоретические знания дети отражали в практических работах – рисунках, моделировании улицы, аппликации, лепке и т. п., а также участии детей в интернет – викторинах: «Азбука безопасности», «Светофорик».
Совместными усилиями воспитателя, детей и родителей был изготовлен лепбук «Азбука безопасного поведения», где собраны вместе стихи, пословицы с поговорками, кроссворды, «советы светофорика», игры, раскраски и многое другое. Создание лепбука активизировало творческое мышление, способствовало развитию сотрудничества, развивало конструктивные способности.
Чтобы навыки и знания были прочными, они должны закрепляться не только в детском саду, но и дома с родителями. Для этого была разработана памятка для родителей «Дорожная безопасность», проведена консультация: «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге», проведено родительское собрание «Безопасность детей на улице и в транспорте», семейный конкурс рисунков «Безопасный путь от дома к детскому саду», что способствовало закреплению знаний по правилам дорожного движения у детей и их родителей.
С целью эффективности работы в организованной образовательной деятельности использовались технические средства обучения: DVD, музыкальный центр, детские комплекты дисков: «Академия Светофорчика», «Безопасность на улицах и дорогах», интернет ресурсы.
Итогом второго этапа было проведение театрализованного развлечения по ПДД «На Дне рождения у Мальвины».
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице, в транспорте» представлен на педагогическом совете, на родительском собрании, размещен на сайте детского сада.
На третьем этапе:
Работая по данной теме значительно повысился уровень сформированности у детей навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте. Диагностика показала, что у 85% детей на конец года (май) сформированы навыки соблюдения элементарных правил поведения на улице, дороге и в транспорте, а у 15% детей находятся в стадии формирования.
Таким образом, можно сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы: работа по формированию у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице и в транспорте через проектный метод поможет будущим школьникам своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения, чувствовать себя на улице и дорогах уверенно и безопасно.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н, Князева Н. Л, Стеркина Р. Б Безопасность//-СПб. :Детство- Пресс,2002
2. Веракса Н. Е, Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. «Мозайка – Синтез», 2015
3. Скоролупова О. А. Правила и безопасность дорожного движения. //ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007
4. Дошкольное воспитание. №3,2009.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. «Мозайка – Синтез», 2014
6. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с Правилами Дорожного Движения. «Мозайка – Синтез» Москва,2016