МААМ-картинки

Формирование социальной компетенции у старших дошкольников в условиях социально-коммуникативного развития

Масютина Татьяна
Формирование социальной компетенции у старших дошкольников в условиях социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование социальной компетенции у старших дошкольников в условиях социально-коммуникативного развития

Введение

В общественном сознании людей 21 века получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, агрессивность. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого является личность и ее внутренний мир. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Публикация «Формирование социальной компетенции у старших дошкольников в условиях социально-коммуникативного развития» размещена в разделах

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека. Именно поэтому на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Государственный стандарт дошкольного образования, федеральные государственные требования, выделяют несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, изучающего влияние социальной направленности на развитие личности ребёнка.

Становится очевидным противоречие между необходимостью социализации дошкольников и отсутствием системы комплексного взаимодействия «ДОУ- семьи – социума», направленной на повышение уровня социального развития ребенка, предоставление возможности для благополучной адаптации в дальней жизни.

Под социальной направленностью понимается ориентация человека на общепринятые ценности, включенность в социальную среду, интерес к социальным событиям, стремление создать что-либо положительное для себя и общества.

В дополнение к вышесказанному, считаем важным отметить, что одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения является социально – личностное развитие ребенка, что еще раз подтверждает правильность выбора и говорит о необходимости формирования социальной направленности дошкольников.

Решить данное противоречие можно добившись цели: создание условий комплексного взаимодействия «ДОУ- семьи- социума» для освоения дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включения их в систему социальных отношений.

Были поставлены конкретные задачи:

- воспитать положительное отношение ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- привить детям социальные навыки : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

создать условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

Глава 1. Общая характеристика процесса социализации

Развитие человека – очень сложный процесс. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Так что же делает человека человеком?

Превращение биологического индивида в социального субъектапроисходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество. Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Социализация достаточно часто понималась как процесс приспособления ребенка к социальной среде через усвоение социальных норм. Такое понимание утверждало пассивную роль ребенка, выступающего только в качестве объекта социальных воздействий. Однако еще Л. С. Выготский отмечал ошибочность и неправомерность такого подхода к развитию и воспитанию ребенка. По его мнению, “ребенок, в конечном счете, воспитывается сам” : только то, что было воспроизведено в его личном опыте, может считаться усвоенным.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Таким образом, можно считать, что социализация - это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации.

Такое понимание термина “социализация” практически совпадает с понятием “развитие личности”, так как в отечественной психологии оно определяется как становление личности субъектом социальной деятельности, которое невозможно вне социального развития, вне усвоения системы социальных отношений и включения в них, активного взаимодействия с социальной средой.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности. Выделяют три сферы, в которых этот процесс, прежде всего, осуществляется: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Взятые в целом, выделенные сферы создают для индивида расширяющуюся действительность, в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только микросреду, но и всю систему социальных отношений. Возрастной стандарт социализации - набор требований к личности ребенка, его умениям и навыкам, обеспечивающий решение задач социализации на определенном возрастном этапе развития.

Глава 2. Содержание работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" утверждены и введены в действие Федеральные Государственные Стандарты. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров. Стандарт учитывает: самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;социокультурное разнообразие детства;возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья; возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка. Особое место в ФГОСотводится процессу социализации дошкольников. Оно направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Реализация образовательной области «Социализация» в нашем в детском саду началась не с нуля. Многие годы в ДОУ «Солнышко» приоритетным направлением является социальное и личностное развитие детей дошкольного возраста. Для успешной реализации этого направления работы мы использовалипарциальнуюпрограмму развития навыков общения у детей 3-6 лет «Азбука общения» Л. М. Шипицыной. Основные принципы данного методического руководства легли в основу содержания воспитательно- образовательной работы образовательной области «Социализация» основной общеобразовательной программыМБДОУ детского сада КВ №24 «Солнышко» :

• Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры.

• Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов.

• Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития ( микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др. ; мезофакторы: этнокультурные условия, климат; макрофакторы: общество, государство, планета, космос).

• Системно-структурный подход предполагает организацию работы по социальному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с детьми.

Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе.

• Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

В основной общеобразовательной программе детского сада, разработанной на основе программы Вераксы «От рождения до школы», определены задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте : развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др. ; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др., о семье.

В среднем дошкольном возрасте : развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте :обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.)Воспитывать культуру поведения и общения. Углублять представления о семье, родственных отношениях. Активно выражать доброе отношение к близким: знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой. Развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях;

Но основная направленность работы во всех возрастах – это сквозная, т. е. проходящая через все образовательные области линия, отражающая принцип интеграции, централизованная на личностных потребностях ребёнка.

И создание развивающей среды, и тесная работа со школой, и активное участие в культурной жизни посёлка, и привлечение семьи-всё это направлено на формирование социальных навыков детей. Работу по взаимодействию ребенка с окружающим в процессе социализации мыразделили условно на ряд блоков, раскрывающих основные сферы социализации :

1. Социальное познание (о самом себе, взаимоотношениях с другими людьми, о социальных и культурных ценностях, о построении общества, в котором живешь);

2. Овладение навыками практической деятельности (как предметный, так и социальный мир);

3. Усвоение определенных норм, ценностей, установок, ролей, что обеспечивает соответствие поведения требованиям конкретного социального окружения;

Современное дошкольное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого взаимодействия с социумом. Мы разработали программу взаимодействия ДОУ и социума, в которой выделены основные институты взаимодействия. В основу программы положены договорные отношения между социальными партнерами. На сегодняшний день подписано 5 договоров с учреждения различного профиля. В числе социальных партнеров ДОУ средняя школа №20, детская музыкальная школа, библиотека, ДК «Горняк», совет ветеранов поселка. В процессе взаимодействия для каждого из них определились конкретные направления совместной деятельности, предполагающие различные формыработы. В зависимости от вида деятельности социальных партнеров в договорах о сотрудничестве прописаны различные цели и содержание работы в рамках сотрудничества. Опытно-экспериментальная работа определила необходимость сотрудничества ДОУ со «СОШ №20», которое проявляется через организацию мероприятий по проблеме повышения мотивации культуры здоровья у дошкольников : совместное проведение весенней спартакиады здоровья с учениками 1 класса, велокросса. Участие дошкольников в праздничных мероприятиях: «День знаний», «Праздник букваря», дни открытых дверей, проведение совместных творческих выставок воспитанников дошкольного образовательного учреждения и учащихся школы, музыкальных гостиных, а также участие педагогов в проведении круглых столов, родительских собраний, педагогических советов. В свою очередь дети старших классов школы создали волонтерское движение в помощь детскому саду: изготовление кормушек, посильный труд совместно с малышами на территории детского сада.

Сотрудничество с детской музыкальной школы нашло отражение в посещении нашими воспитанниками подготовительного класса детской театральной студии. Итог деятельности совместные театральные постановки, организация концертов детской художественной самодеятельности.

Очень плодотворной и результативной оказалась работа по сотрудничеству детского сада и библиотеки. С детьми были организованы несколько целевых экскурсий в библиотеку. Библиотекарь провел несколько викторин «Знатоки сказок», «Знакомьтесь, Агния Барто!» Заинтересовав детей книгой, мы смогли повысить их познавательную активность. Многие воспитанники стали постоянными абонентами библиотеки. В свою очередь дети организовали «мастерскую» по ремонту книг.

В план работы детского сада с советом ветеранов поселка вошли мероприятия социально- значимых акций «День пожилого человека», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Я такой же, как ты!». Члены совета ветеранов частые гости в детском саду. Они рассказывают интересные моменты своей биографии, участвуют всовместной организованной деятельности с детьми.

Нам удалось удовлетворить общие интересы сторон. Во-первых, произошло обновление и совершенствование образовательного процесса в ДОУ; во-вторых, обогащение информационного поля, развитие творчества и способностей субъектов сотрудничества. Социальные отношения получили направленность на развитие содержательных связей с партнерами, на выдвижение и реализацию идей в целях повышения качества воспитания, образования и оздоровления дошкольников, их успешную социализацию.

Глава 3. Результативность

Для анализа результатов проделанной работы по комплексному взаимодействию «ДОУ –семья - социум» были проведены в октябре 2012 года мониторинговые исследования детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные были сравнены с результатами аналогичных исследований детей старшего дошкольного возраста 2012 года. Цель данного мониторинга– выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в нашем детском саду, способствовал позитивным изменениям в личности ребенка, формированию ключевых компетенций, усвоению социальных навыков.

К формированию ключевых компетенций мы отнесли способности ребенка:

контролировать свое поведение

Сформулировать свой интерес, предпочтения;

Высказывать свое отношение;

Комментировать свои действия;

Выполнять простые правила;

Договариваться о правилах;

Устанавливать контакты;

Поддерживать разговор;

Использовать элементарные нормы общения;

Сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

Форма проведения : игровые тренинги : «Социометрия» (Репина, рисуночные тесты «Моя семья», «Моя группа д/с», наблюдения за играми детей, беседы, разыгрывание проблемных ситуаций.

Было отмечено, что у детей сформировано представление о многообразии человеческих отношений. Они знают о правилах и нормах жизни в обществе. Могутвыражать свои чувства: радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах. Способныиграть в коллективе сверстников,быть партнером в игре и в совместной деятельности. Целенаправленная работа в данном направлении создала основу для развития у детей положительных нравственных качеств, среди которых важнейшими являются взаимопомощь и отзывчивость, доброта и терпение. Дети в процессе воспитания приобрели практический опыт применения этих качеств в повседневной жизни.

Уровень освоения воспитанниками первоначальных представлений социального характера

Рисунок 1

Сравнительный анализ социальных навыков

(ключевых компетенций) воспитанников

Рисунок 2

Уровень положительного самоощущения воспитанников

Рисунок 3

Мы отслеживает результаты успеваемости своих выпускников. По результатам тестирования учителя отмечают высокий уровень социализации у наших бывших воспитанников: дети умеют самостоятельно подготовиться к уроку, у них сформированы устойчивые навыки учебной дисциплины, коммуникативные навыки, уважительное отношение к старшим, умение слушать учителя и правильно воспринимать его информацию. Все это обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования.

Итогом работы явился перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволил расширить круг его взаимоотношений.

Заключение

Д. И. Фельдштейн подчеркивает: «Детство — это не “социальный питомник”, а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые». Посредством реализации проекта мы смогли создать для ребенка условия для гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы:

дошкольный возраст — сенситивный период в социальном развитии человека;

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.

целенаправленное социальное развитие предполагает саморазвитие ребенка, т. е. его личностное развитие как способность к самооценке и самоконтролю своих действий и поступков;

социальное развитие осуществляется в активной деятельности по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между людьми, а также в ходе влияния социальных факторов и в организованном образовательном процессе. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

эффективность социального развития предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов (с учетом особенностей каждого ребенка).

Библиография

1. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях дошкольного образования [Текст] : учебное пособие / Б. В. Авво. – СПб. : КАРО, 2005. – 96 с.

2. Гогоберидзе, А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. – № 1. – С. 10–19.

3. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : учебное пособие / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998. –160 с.

4. Коломийченко, Л. Концепция социального развития детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / Л. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. –№ 5. – С. 8–28.

5. Кузнецова, Г. Н Особенности взаимодействия родителей и детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Г. Н. Кузнецова // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования : интеграция образовательного процесса в ДОУ». – Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», – 2011. – С. 145 – 148.

6. Кузнецова, Г. Н. К проблеме социального развития ребёнка дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Г. Н. Кузнецова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара: СНЦ, 2011. – № 2(3).- С. 536 – 539.

7. Лебедева, С. С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства [Текст] : учебное пособие / С. С. Лебедева, Л. М. Маневцова. – СПб. : Детство-Пресс, 2001. – 96 с.

8. Никольская, О. Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования : теоретическое обоснование [Текст] : учебное пособие / О. Д. Никольская. – М. : Академия, 1998. –160 с.

Публикации по теме:

Стимулирование социально-коммуникативного развития через игровую деятельность в рамках ФГОС до Всем известно, что в настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы.

Диагностика социально-коммуникативного развития (старший дошкольный возраст). Старший возраст (5 – 6 лет) Тема: «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДОУ» Кулик Марина Геннадьевна,.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников на занятиях Доклад на тему: «Реализация задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на занятиях" Социально- коммуникативное.

Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников Доклад на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников» Выполнили:.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО (из опыта работы) Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике,.

Использование современных «Кейс-технологий» для социально-коммуникативного развития старших дошкольников Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста.

Продуктивная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников. Социальный опыт приобретается ребенком в общении.

Проект по реализации задач социально-коммуникативного развития детей Проект по реализации задач социально-коммуникативного развития детей Возрастная группа: средняя группа Тема: Наш друг светофор Тип проекта:.

Сборник русских народных подвижных игр для социально-коммуникативного развития дошкольников Пояснительная записка Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера,.

Возможности речевого и социально-коммуникативного развития на краткосрочных образовательных практиках по ручному труду Одним из средств социально – коммуникативного развития дошкольника можно выделить продуктивную деятельность на краткосрочных образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальной компетенции у старших дошкольников в условиях социально-коммуникативного развития
Опубликовано: 16 октября 2017 в 11:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социальной компетенции у старших дошкольников в условиях социально-коммуникативного развития» (включая файлы) размещена пользователем Масютина Татьяна (УИ 1286289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД