Елена Мещерякова
Проект развивающей предметно-пространственной среды направленный на формирование экологической компетенции воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема экологического образования подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Публикация «Проект развивающей предметно-пространственной среды направленный на формирование экологической компетенции воспитанников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Эколого-развивающая среда – это понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
познавательному развитию ребенка;
эколого-эстетическому развитию;
оздоровлению ребенка;
формированию нравственных качеств;
формированию экологически грамотного поведения;
экологизации различных видов детской деятельности.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Проект по созданию экологической предметно-развивающей среды нашего ДОУ включает в себя следующие компоненты : уголки природы в каждой группе, уголки по экспериментированию (мини – лаборатории, центры дидактической игры, уголки книги, наглядный и демонстрационный материал, групповые участки, клумбы, огород и экологическую тропу, лабораторию и музей Самарского края «Юный краевед».
I. Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности : практико-ориентированный.
По времени проведения: продолжительный.
По характеру контактов: в рамках МБДОУ «Детский сад №62» г. о. Самара.
По числу участников: педагоги дошкольного учреждения, дети, родители.
II. Цель проекта воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
III. Задачи по экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:
• познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
• эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);
• оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);
• становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);
• формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);
• экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его в изобразительной, игровой деятельности, конструировании и других, совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.
Перечень материалов и оборудования:
Уголки природы:
Комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.
Уголки по экспериментированию или мини - лаборатории:
Уголок по экспериментированию включает в себя:
1. Картотека опытов и экспериментов данной возрастной группы.
2. Приборы помощники; стаканчики, тазики, пластиковые колбы, пипетки, различные гирьки и магниты, лупы, палочки, сосуды из разного материала, бумагу, звуковые инструменты, песочные часы, весы, карточки для последовательного проведения опыта и т. д.
3. Плакаты.
4. Образцы различных видов почвы, песка, глины и т. п.
5. Макеты разных природных зон
6. Различные коллекции.
7. Природный материал.
Лаборатория ДОУ
Камни
Коллекции :
1. Строительный камень
2. Украшения из камней – самоцветов
3. Морские камни
4. Искусственные камни
5. Камни
6. Природные камни – минералы
Вода Макеты:
1. Рак
2. Обитатели пруда
3. Камыш
4. Водоем
Сосуды разной формы
Птицы
1. Копилка для корма
2. Корм для птиц
3. Макеты птиц
4. Шапочки птиц
5. Стихи и загадки про птиц
6. Собери птицу
7. Кто лишний? (птицы)
8. Кормушки
Приспособления для опытов 1. Лупы
2. Магнит
3. Компас
4. Термометр
5. Ватные палочки
6. Воронки
7. Пробирки
8. Микроскоп
Мир животных Дидактические игры
1. Парочки. Птицы.
2. Парочки. Обитатели рек, озёр, морей, океанов.
3. Парочки. Деревья, злаки, содовые и луговые цветы.
4. Лото. Животные.
5. Загадки о животных.
6. Земля и её жители. Млекопитающие.
7. Зоолото.
8. Друг или враг (лесные звери)
9. Что растёт в лесу, на лугу, в саду, на огороде?
10. Угадай мой домик
Демонстрационный материал:
1. Трафареты животных.
2. Трафареты домашних животных.
3. Трафареты животных жарких стран.
4. Макеты животных жарких стран.
5. (большие и маленькие.)
6. Модель животный мир.
7. Лесные животные (карточки)
8. Взаимосвязь животных с окружающей средой (карточки)
Коллекция :
1. Насекомые
Воздух - невидимка:
1. Модель парашюта.
2. Вееры.
3. Вертушки
4. Трубочки.
5. Зеркала
6. Семена – парашутики (одуванчики)
7. Кораблики
8. Воздушные шары
9. Мыльные пузыри
Почва Макеты
1. Рыхлая почва
2. Уплотнённая почва
3. Слои почвы
4. Буря в пустыне
5. Глина
6. Чернозём
7. Земля
8. Песок
9. Песок речной
10. Песок морской
11. Морская галька
12. Что находится в почве?
Почва.
Подземные жители (карточки)
Мир растений Коллекции
1. Шишки. Плоды, семена.
2. Семена (баночки)
3. Кора деревьев
4. Мох
5. Лекарственные травы
6. Гербарий
7. Фитотерапия
Макеты
1. Грибы
2. Овощи
3. Фрукты
4. Луг
5. Лес
6. Водоём
Дидактические игры и пособия :
1. Трафареты листьев
2. Дид. игра «Природа не природа»
3. Этажи леса
4. Животные и птицы леса
5. Растения леса
6. Схема развития растений
7. Лес. Взаимосвязь живой природы с неживой.
8. Лес.
9. Экологические пирамиды.
10. Знаки напоминающие правила поведения в природе.
Дидактические пособия и материал
1. Шапочки животных
2. Маска ощущений
3. Макет вулкана
4. Глобус
5. Макет злаки
Музей Самарского края «Юный краевед»
1. Альбомы: «Наша семья», «Герои ВОВ в улицах нашего города», «Мой город», «Наш детский сад», «Книга памяти»
2. Художественная литература: стихи, рассказы, загадки; рассказы и стихотворения о родном городе, стране; книги самарских авторов.
3. Старые предметы быта народов населяющих Самарский край.
5. Аудио и видеокассеты о природе родного края.
6. Куклы народностей населяющих нашу область.
7. Фото экспозиция природы самарского края созданная воспитанниками ДОУ и их родителями.
8. Поделки детей «Достопримечательности моего города».
9. Макет Самарской луки.
10. Макет детского сада.
Центры дидактических игр:
В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.
Уголки книг:
В уголке книги подобраны различные произведения познавательной, художественной и научной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
Групповые участки:
В летний период с участием родителей на участках были оформлены следующие природные зоны:
• «Уголок леса»
• «Искусственный водоём».
В зимний период воспитатели и родители украшают участки фигурами из снега.
Экологическая тропа :
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.
Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Она в себя включает:
1. Клумбы с лекарственными растениями «Зелёная аптечка»
2. Липовая аллея
3. Ягодник
4. Огороды «Грядки тётушки Тыковки»
5. «У дядюшки Пня»
6. Места скопления насекомых (жуков – солдатиков)
7. Цветники.
8. Метеоплощадка.
Перечень учебно – методических материалов
Плакаты:
1. Солнечная система
2. Живое – неживое
3. Размножение, рост и развитие животных.
4. Домашние животные и их дикие предки.
5. Арктика
6. Космос
7. Перелётные птицы
8. Тела природы
9. Формы поверхности суши
10. Лес
11. Пустыня
12. Водоём
13. Луг
14. Животное – живой организм. Как животные передвигаются
15. Животное – живой организм. Как животные питаются
16. Растение – живой организм
17. Культурные растения
18. Круговорот воды
19. Состояния воды
20. Погода
21. Горные породы
22. Деревья
23. Цветы
24. Животные леса
25. Знакомые птицы
26. Времена года
27. Овощи
Дидактические пособия и материал
1. Шапочки животных
2. Маска ощущений
3. Макет вулкана
4. Глобус
5. Макет злаки
Методическая литература:
1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» ; С-П «Детство – Пресс» 2004
2. О. М. Филиппенко, А. А. Масленникова «Экологические проекты в детском саду»; Волгоград «Учитель» - 2009
3. Н. М. Зубкова. Научные ответы на детские «Почему». Опыты и эксперименты для детей 5-9 лет. С-П -2007
4. Н. М. Зубкова «Воз и большая тележка чудес. Ппыты и эксперименты для детей дома. Набор развивающих карточек. И-«Речь»-2010
5. О. А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето»; М- «Скрипторий 2003» - 2006
6. Времена года. Стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе. Ярославль – 2006
7. Е. И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных. ; М-Просвящение -1982
8. А. Ф. Мазурина «Наблюдения и труд детей в природе»; М-Просвящение -1976
9. «Чаша жизни». Учебно – методическое пособие. ОДОУ ОАО «АВТОВАЗ» ДОУ №99 «Капелька», ДОУ №190 «Дюймовочка» - 2
В течение года планируется дополнение и обогащение экологической среды ДОУ, а именно:
• изготовление макета по добыче дёгтя в Самарской области;
• обогащение новыми лекарственными растениями Экологической тропы;
• пополнение новыми атрибутами и приборами помощьниками мини – лабораторий;
• обновление картотек опытов и экспериментов во всех возрастных группах;
• проведение праздников и развлечений по экологической тематике;
• проведение новых экологических акций, и продолжение уже существующих;
• показ воспитанникам ДОУ познавательных фильмов по сохранению окружающей среды.