Светлана Уразгулова
Проект «Моя семья». Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №11 Кировского района
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности – «Моя семья» в ДОО
Для детей подготовительной к школе группе
Используемые технологии:игровая технология, технология поддержки, педагогическая технология активной развивающей среды
Публикация «Проект „Моя семья“, Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Автор проекта : Уразгулова Светлана
г. Санкт-Петербург
Тема: Формирование толерантности у детей старшего дошкольного
возраста в условиях проектной деятельности в ДОО – «Моя семья»
Проект на тему : «Моя семья»
Тип проекта : коммуникативно-личностое развитие
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Возраст детей : 6 – 7 лет
Используемые технологии: игровая технология, технология поддержки, педагогическая технология активной развивающей среды.
Актуальность:
Самую важную роль в жизни человека играет семья. Роль семьи в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее невозможно взросление современного человека.
Возникновение первичных этических представлений является результатом усвоения образцов поведения, подкрепленным их положительной оценкой со стороны взрослых. Хорошие взаимоотношения в семье составляют основу для переживания ребенком эмоционального благополучия. Неодобрение, наказание воспринимаются им крайне тяжело, поэтому ребенок стремится действовать согласно требованиям родителей и постепенно усваивает те нормы, правила и оценки, которые от них исходят.
Семья учит ребенка эмоциональному отношению к окружающему миру: к людям, природе, животным, традициям семьи и страны. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усваивают типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений. Так у детей формируются представления о том, что хорошо и что плохо; что можно делать, а чего нельзя; как следует вести себя с другими людьми и как оценивать свои собственные поступки.
Каждый ребенок – это индивидуальность со своими чувствами и переживаниями. Личность «маленького человека» - это отдельное человеческое «Я», живущее в рамках общества своей особой жизнью.
Осознание самого себя приходит к малышу через отношение к нему, прежде всего его родных и близких, а так же сверстников и педагогов. Только человек обладает уникальной способностью соблюдать дистанцию в отношении с окружающими, оценивать собственные поступки, руководствоваться в своем поведении нравственными ценностями социальной и общественной жизни. Семья формирует этическое самосознание ребенка – ответственность за свои поступки, умение творить Добро и Красоту. Человек самостоятельно формулирует нравственные обязанности и требует от себя их выполнения. Нравственным регулятором поведения человека является совесть.
«Внутренние этические инстанции» возникают уже в дошкольном возрасте, однако несмотря на то, что ребенок уже может действовать самостоятельно, без посторонней помощи, у него сохраняется потребность в совместной деятельности с взрослыми, стремление непосредственно участвовать в их жизни. Семья выступает для ребенка в качестве образца. Этим и определяется развитие всей морально-волевой сферы ребенка-дошкольника.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :
В старшем дошкольном возрасте ребенок, следуя оценкам взрослых, начинает оценивать самого себя, свое поведение с точки зрения тех правил и норм, которые он усвоил в семье.
Какие проблемы существуют в современной семье?
Основная проблема – не хватает времени на общение с ребенком, вместо того, чтобы поговорить с малышом о его проблемах, впечатлениях полученных за день или просто сесть и почитать сказку, порисовать, поиграть, родители ссылаясь на свою занятость предлагают - ИНТЕРНЕТ, тем самым ребенок предоставляется сам себе. А ведь на самом деле только родители могут дать ребенку опору в жизни; научить отличать плохое от хорошего; развить интеллект; самостоятельность и целеустремленность; воспитать честь и достоинство. Поэтому одна из задач детского сада - помочь родителям в воспитании их детей.
Цель проекта :
Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и их семьями, в том числе принадлежащих к разным национальным культурам, воспитание толерантности, способности успешной социализации.
Воспитание любви к традициям семьи, детского сада и нашей страны.
Совместная творческая деятельность родителей и детей.
Формирование представлений о семье.
Задачи:
Для детей :
Образовательные:
- учить детей умению формировать свою мысль и выражать ее словами;
- учить детей рассуждать и высказывать свое мнение:
- обогащать и расширять словарный запас
Развивающие:
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться эмоционального отношения к обсуждающей теме;
- развивать умение общаться со сверстниками и с взрослыми людьми в разных ситуациях.
- развивать образное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать любовь к своей семье, к своей стране.
Для родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Для педагогов:
-развитие творческих способностей ребенка;
- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
- Воспитывать чувства гордости за свою семью и любви к ее членам.
- Знать историю своей семьи, Семейные праздники и традиции,
- Расширить знания детей о разных народах проживающих в нашей стране,
- Повысить педагогическую культуру родителей.
1 неделя:
Познавательное развитие
«Моя семья»
Задачи:
1. Формировать у детей представление о семье.
2. Учить разбираться в родственных связях.
3. Формировать гендерную принадлежность воспитанника
4. Воспитывать уважительное и заботливое отношение к близким людям
Социально-коммуникативное развитие
Беседы:
«Моя семья»
«Мое (полное) имя. Имена моих родителей, бабушек, дедушек»
Речевое развитие
Чтение
«Моя семья» Д. Габе
«Моя родня» Я. Аким
«Вот так мама» Е. Благинина
«Моя бабушка» С. Капутикян
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Беседа «Для чего нам нужно крепкое здоровье?»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
«Дом, в котором я живу»
«Моя семья»
Аппликация
«Подарок для бабушки»
Стенгазета
«Я и моя семья»
Взаимодействие с семьей :
Анкетирование «Какой я родитель?»
Сочинение «Выходной день с семьей»
Мини-альбом «Праздники в нашей семье»
Консультация в родительский уголок «Счастье – это когда тебя понимают»
2 неделя
Познавательное развитие
«Моя страна – Россия»
Задачи:
1. Формировать представления о многонациональных народах живущих в нашей стране.
2. Познакомить с национальными костюмами разных народов.
3. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и к окружающим нас людям.
Беседы:
«Моя страна – Россия»
«Корни моей семьи»
«Традиции моей страны»
«Традиции моей семьи»
С/ролевая игра
«В гости в соседнюю страну»
Д/игра
«Назови ласково»
«Какие ты знаешь национальности?»
Отгадывание загадок о членах семьи.
Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о семье.
Чтение:
«Россия – моя Родина» В. Степанов
«Что мы Родиной зовем», «Необъятная страна» В. Боков
«Край родной» З. Александрова
Физкультурный досуг
«Игры разных народов нашей страны»
Рисование
«Портреты членов моей семьи»
Аппликация
«Москва – столица нашей Родины»
Оформление фотовыставки
«Люби и знай родной наш край»
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование «Семейные традиции»
Консультации для родителей
«Семья глазами ребенка»
Выставка семейных коллекций
Мастер класс для родителей «Сделаем свое генеалогическое дерево»
Результаты проекта :
- Дети получили знания о семье, о стране;
- Имеют представления о родословной своей семьи;
- Имеют представления о родственных отношениях;
- Имеют представления о стране, в которой живут;
- Проявляют уважительное отношение и любовь к Родине, к близким и окружающим людям; к традициям страны и семьи.
- Произошел обмен опытом семейного воспитания и традиций в семье и
в стране – в целом.
Выводы:
В ходе совместного проекта было выявлено :
Необходимо давать больше знаний о родственных связях в семье, о «малой родине», развивать семейные традиции. Знакомить детей с культурным наследием нашей страны, участвовать в значимых событиях города и страны.
Совместное участие в проекте помогло лучше узнать друг друга, поделиться опытом в воспитании детей, активизировать творческое общение родителей и детей.
Родители стали доброжелательней, появилась заинтересованность в жизни своих детей, желание узнать подробнее свои «семейные корни».
Главный результат – положительные эмоции и удовлетворение от проделанной работы. Получение знаний об окружающей жизни: в семье, в стране. Вечные ценности: любовь к родным и близким, любовь к Родине.