Елена Матвеева
Консультация для родителей «Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Современные семьи малочисленны, дети большую часть времени находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников, ребёнок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает что с ним происходит, не может оценить своё поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.
Как помочь ребёнку выйти из этого кризиса, не развивая негативных качеств. Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование и развитие познавательной и коммуникативной компетенции дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребёнок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя всё время дерётся, спорит, мешает играть.
Нарушения в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребёнка к окружающему миру, причины серьёзных эмоционально – личностных проблем в будущем.
В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (понимание чувств другого, сопереживание) заложено изначально. Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются. Благоприятный психологический климат вокруг него поможет ребёнку, «как цветку, вырасти, благоухать и радовать окружающих».
Как вы считаете, нуждаются ли дети в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками? Да, чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определённые условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т. е. развивающая среда (игровые комнаты для самостоятельной деятельности детей, мини-мастерские, мини-библиотека, мини-театр и т. п., возможность уединяться, выбирать занятия по интересам. Итак, чтобы общение детей было естественным, важно, чтобы они действовали и говорили под влиянием искренних чувств, по собственному побуждению.
Особую роль играет коммуникативная мотивированность действий и высказываний детей. Это и элементы ряжения педагога и детей, неожиданные и всевозможные сюрпризные моменты, прежде всего – неожиданные новые интересные действия педагога (рисование, внесение игрушек, новая организация пространства общения).
Особенно важной для развития речи является деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Сюжетно-ролевая игра как сфера коммуникативной самодеятельности детей предполагает их свободу в выборе партнёров, темы и игровых действий и допускает участие взрослого лишь в роли равноправного партнёра. Мы рассматриваем развитие сюжетно-ролевой игры как показатель коммуникативной компетенции детей.
Так же для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит, и совершенствование диалогической речи подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.
Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.
Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей.
Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.
Первое. Ориентировка на партнёра, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу»; «Что изменилось?».
Так же созданы условия для ориентировки на партнёра в разнообразных хороводных играх, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки (тактильный и слуховой контакт).
Второе. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнёра и готовность вовремя быстро ответить ему. Например, игра «Садовник».
Третье. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы приветствия, прощания, обхождения.
Широкие возможности для налаживания диалогического общения детей предоставляют совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд. И даже тогда, когда ребёнок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнёра. Занятия по изобразительной деятельности создают у детей чувство сопричастности к прекрасному, интересному, волнующему, пробуждают эстетические чувства и создают условия для обмена этими переживаниями.
Изобразительная деятельность как форма художественного творчества предполагает индивидуальное проявление образного мышления, образного видения, эмоций, личностную позицию каждого ребёнка.
Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры. Правила побуждают слушать и слышать партнёра, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнёра, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очерёдность, отвечать на высказывания собеседника. При этом очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самостоятельно. Только в этом случае возникает взаимодействие со сверстником.
Учитывая особенности развития речи детей, освоения языка как средства общения, необходимо создать условия для установления между детьми социальных контактов с помощью всех доступных им средств – речевых и несловесных.
Обучение общению должно включать в себя диалог воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование (рассматривание) предметов (игрушек, картин). То есть разворачиваются такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Для того чтобы помочь детям быстрее и легче адаптироваться в новом коллективе, наладить контакты со сверстниками и педагогами, родители должны помогать детям, поддерживать их, проявлять интерес к их деятельности. Совместная работа воспитателей и родителей научит детей жить дружно, сплотит их, поможет чувствовать других, поддерживать и сопереживать друг другу, общаться со всеми свободно, без конфликтов.