Светлана Кузнецова
Формирование педагогической компетенции и внутренней позиции педагога в условиях инновационного образования
▼ Скачать +Заказ
Выготский Л. С. считает, что надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны. Изменения, характерные для современного этапа развития российского общества затронули и систему образования, которая является относительно консервативным социальным институтом. Сегодня дошкольное учреждение идет по пути обновления, реформирования, как содержания образования, так и самой системы педагогических взаимодействий. Инновационные процессы стали отличительной особенностью и реальностью всех сфер жизнедеятельности человека: меняются ценностные ориентиры, способы и условия повседневной и трудовой деятельности. Соответственно этим изменениям закономерно возникают новые требования к качеству образования, призванного обеспечивать адаптацию подрастающего поколения к новым функциональным ролям в изменяющемся обществе.
Публикация «Формирование педагогической компетенции и внутренней позиции педагога в условиях инновационного образования» размещена в разделах
Инновационное образование развивает основные принципы образовательной политики России и представлено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», в «Концепции модернизации российского образования», а также в «Федеральной программе развития образования». Инновационное образование взаимосвязано с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования. Рассуждая о внутренней позиции педагога нельзя не сказать, прежде всего, о мотивации педагога, а также, что совершенно очевидно рассматривать проблемы воспитания и обучения возможно лишь в сложившемся историческом, социальном, психологическом, нравственном и эстетическом контексте, в свете того вызова времени, на который должна ответить методическая мысль. В Российском образовании всё отчетливее формируется заказ на педагогику сопоставимую с лучшими мировыми образцами. В частности в Федеральном государственном образовательном стандарте, который занят проектированием будущего Российского образования, четко прослеживается деятельность педагога по воспитанию подрастающего поколения. Все мы знаем, что традиционно, всегда решающую роль в просвещении народа отечественной педагогике отводилась личности педагога.
Педагог, воспитатель - это профессия, форма существования, призвание или диагноз? Сколько ни читайте словари и энциклопедии - все равно однозначного ответа не найдете, ведь с понимания, с осознания, самопознания себя, в общем-то и начинается настоящий профессионализм педагога. Если педагог может закончить выражение: «Достижение воспитательных целей в работе с дошкольниками это…». «Совместная деятельность воспитателя с родителями это.». значит, он состоялся, нашел для себя индивидуальный стиль, педагогическую концепцию, философию.
Педагоги дошкольного учреждения шагают в ногу со временем. Деятельность педагогического коллектива по введению инновационных преобразований проходит в нескольких направлениях:
1 направление Диагностика педагогического коллектива
2 направление Работа с молодыми педагогами
3 направление Учеба педагогического коллектива
4 направление Организация творческой группы
5 направление Участие педагогов в семинарах - практикумах
Такое взаимодействие способствует эффективной и творческой мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Проводя в детском саду диагностику по данной тематике, я предполагала определить внутреннюю позицию педагогов, чтобы с разных точек зрения посмотреть на педагогов. Педагоги откликнулись на данную анкету с интересом и пониманием. Анкета состояла из 4-х частей;
1 часть мотивационная - доминирование мотивов личностной самореализации, побуждающие педагога к занятию педагогической деятельностью.
2 часть когнетивная - наличие знаний о личностных, познавательных и психологических особенностях ребенка, а также специфике педагогического общения, а именно коммуникативная компетентность.
3 часть операциональная - наличие умений учитывать возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности детей при составлении календарно-тематического плана, технологической карты, сохраняющего психологическое здоровье дошкольников, способствующего их личностному и познавательному формированию, а также социально- коммуникативных умений и навыков.
Диагностика проводилось с целью изучения у педагогов осознание данной проблемы, и готовы ли они к её решению. Отношение педагогов к педагогической деятельности, и их работа в творческих группах.
Основываясь на результате диагностики, думаю, следует отметить, что, по мнению педагогов в своей профессиональной деятельности они используют:
1. Средства внешней выразительности: глаза, жесты, мимику, интонацию, улыбку.
2. Растянуть энергетический запас на весь день педагогам не удается.
3. Сочетать педагогические требования и стимулы это быть виртуозом в своей профессии.
4. Работать с дошкольниками - это видеть прекрасную перспективу в их формировании, проводить дополнительные занятия, вместе придумывать игры, сказки, сочинять стихи, загадки, используя дифференцированный подход в воспитании, похвалу детей даже за малейшие успехи и достижения.
5. Отношение с коллегами у наших педагогов в основном : ровные, деловые и дружеские.
6. На занятиях необходимо применять различные приемы и формы для активизации деятельности воспитанников.
7. Использовать личный пример педагога, и развивать интерес и любовь к своей профессии, через ролевые и деловые игры, творчество педагога, повышать активную мыслительную и творческую деятельность.
Педагоги видят, как во вновь пришедших воспитанниках рождается что-то новое, зажигается искорка в глазах каждого малыша. Воспитатели создают это своими словами, своими делами, своим примером, проводя занятия, развлечения и другие мероприятия, занимаясь самообразованием, проводя мероприятия с родителями, просто общаясь с воспитанниками. Подпитывают себя новизной, как бы всё время, работая на опережение. .
В большинстве своем педагоги, психологически и эмоционально яркие люди, только эмоциональная яркость, неравнодушие, помогают им достойно справиться с их нелегкой работой. И у каждого из них, есть своя собственная «личная наука» представление о понятиях и законах используемых в его профессиональной деятельности. Эта «своя наука» совпадает и не совпадает «с большой наукой». Осознавать границы этих совпадений и не совпадений полезно и необходимо для успеха в любом деле. Нововведение не есть нечто мгновенное, это процесс, но он не стихийный, у него есть «авторы», которые преследуют цель внести эти изменения в определенную общность людей. Очень важная характеристика нововведения - форма подачи нового. Где же педагоги учатся работать новому? На методических объединениях, педагогических советах, семинарах-практикумах, самостоятельная практическая деятельность. Мораль - судьба нововведения всегда решается на практике.
Мое небольшое исследование помогло найти понятие, объединяющее особенности сознания педагога в ситуации нововведения, его готовность к определенному восприятию инновации. Таким понятием стала личностно - профессиональная позиция педагогов.
В личностно-профессиональной позиции как бы два этажа сознания, где сосуществуют, дружат, конфликтуют, представления человека о мире, о себе, о профессии, социальные и педагогические взгляды, идеалы, убеждения – 1 этаж. 2 этаж личностных установок: на этом этаже установок взгляды, представления переплавляются в готовность действовать определенным образом. Но ближайшим к установкам, к нововведению человека, является не сознание в целом, а самосознание, как неповторимая система представлении человека о самом себе. Очень интересно представление о себе творческих педагогов, конструктивно преодолевающих профессиональные трудности. Смею предполагать, что данное анкетирование позволит мне сказать о педагогах, как о творческих конструктивных педагогах. Они лучше понимают себя, у них более высокое самоуважение, адекватная самооценка, знания о себе, отношение к себе, а также удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, и самое главное положительная установка на ребенка. Что это значит? Настрой на понимание его личности, мнений, идеалов, целей, переживание, готовность к сопереживанию воспитаннику, признание значимости его эмоционального мира.
Развитость всех выше перечисленных установок означает полное совпадение - личностно-профессионального настроя и качеств нововведений. На формирование умений направлена практическая стратегия инновационного обучения : участие в городских семинарах-практикумах, деловые игры, анализ ситуаций, открытые занятия, участие в конкурсах, практическая деятельность педагога с последующим анализом.
Для вовлечения педагогов к нововведениям необходимо применять имитационные игры и организационно-деятельностные игры, т. к. они имеют жестко заданные правила и роли, требуют освоения новых знаний, ориентированы на рациональные действия с заданной наперед программой, вырабатывают навыки действий в нестандартных ситуациях.
Их цель: обучение профессиональным умениям. Личностно-ориентированные игры имеют свои правила и роли, меняющиеся в процессе игры, игры основаны на имеющихся у участников знаниях. Эти игры ориентированы на личностно-эмоциональную включенность они вырабатывают умение действовать в не стандартных ситуациях.
Хочется несколько слов сказать о молодых воспитателях. При поступлении на работу в детский сад молодой специалист испытывает серьезный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии. Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ методическое сопровождение начинающих воспитателей, задачи которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателя. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное становление, а также состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования. Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что молодые специалисты:
с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
неадекватно оценивают свои возможности;
имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.
Для того чтобы учесть в работе факторы, влияющие на успешность профессиональной адаптации начинающего воспитателя в ДОУ, был и разработан проект психологического сопровождения педагогов на этапе адаптации.
Анализ ситуации показал, что основные усилия необходимо направить на формирование инициативной, активной личности педагога ДОУ, потребности к саморазвитию и повышению профессионального уровня, практических навыков работы с детьми, родителями и коллегами, обучение планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом современных подходов к личностно ориентированному обучению.
Целью проекта стало создание программы, позволяющей начинающему педагогу не только успешно адаптироваться в ДОУ, но и развить умения и навыки - важные показатели педагогической компетентности - в различных профессиональных ситуациях.
Основные задачи проекта;
планирование содержания психологического сопровождения начинающих педагогов в образовательной среде;
разработка программы по сопровождению начинающих педагогов с учетом их потребностей;
внедрение программы сопровождения начинающего педагога в деятельность ДОУ;
мониторинг качества внедренной программы по работе с начинающими воспитателями.
Решить поставленные задачи предполагалось в три этапа:
Этапы реализации проекта подготовительный, реализационный, итоговый.
Цель подготовительного этапа - выявление педагогического статуса начинающего специалиста для дальнейшего развития профессиональной перспективы, а также его самоопределения, т. е. формирование представлений о работе воспитателя с анализом и первичной диагностикой уровня собственной педагогической деятельности и творческого потенциала. Время проведения - сентябрь.
Для достижения поставленной цели необходимо было проанализировать кадровую документацию дошкольного учреждения - изучить процесс поступления и увольнения педагогических работников за последние три года, а также установить количество новичков, оставшихся в детском саду, и причины, побудившие их к этому.
Цель реализационного этапа - создание и апробирование рациональной системы мероприятий, воздействующих на работу начинающего воспитателя:
через обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства;
повышение уровня психологической компетентности;
создание условий для проявления творчества;
развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога;
формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами и др.
Целью итогового этапа является проверка эффективности психолого-педагогических воздействий начинающего воспитателя. Для подведения итогов используется анкетирование с целью изучения профессиональных умений педагогов и определения затруднений. Анализируются результаты контрольной диагностики, обобщаются итоги работы, обеспечивается прогнозирование сопровождения на следующий учебный год. Рассмотрим особенности программы. Каждый педагог ДОУ обладает колоссальным потенциалом, но далеко не всегда способен его раскрыть и реализовать в силу своих психологических особенностей. Программа представляет собой активную форму обучения, направленную на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога. Программа по сопровождению начинающего воспитателя предназначена для педагогов, не имеющих опыта работы в системе дошкольного образования, и построена на раскрытии важнейших аспектов дошкольной педагогической науки, понимании государственной и региональной политики в области дошкольного образования, овладении педагогами профессиональными умениями, связанными с формированием личности ребенка на основе индивидуального, дифференцированного подхода.
Программа рассчитана на то, чтобы воспитатели освоили не только систему психологических и педагогических знаний, но и сформировали убеждения, касающиеся основных процессов образования, такие как социализация и индивидуализация.
Одним из путей решения проблемы психологической поддержки педагога в условиях инновационного образования является организация психологической службы образования, главная цель которой - психологическое здоровье всех субъектов образовательного процесса, в том числе и педагогов. Необходимо выявить и создать условия для индивидуального развития возможностей личности педагога, укрепления ее собственной активности, раскрытия неповторимости и обеспечения психологической готовности к эффективной деятельности в условиях инновационного образования. Психологическое сопровождение в образовательных учреждениях необходимо. Здесь уместно напомнить и о социально-психологических тренингах, которые также целесообразно применять для развития у педагогов делового и личностного взаимодействия. Это и дискуссии на заданную тему и ролевые разыгрывания, задание на развитие отдельных качеств. Социально-психологический тренинг является полезным средством в условиях нововведения, направлен на развитие профессионального взаимодействия, на личностный рост участников.
И тогда взаимодействие с детьми станут свиданием, где педагоги не педагоги и они не они, а все мы особенные и хотим приобщиться к миру детства войти в него и верить в свои силы.
И тогда, цель педагогов будет «заворожить», «околдовать», дошкольников имеющимися средствами, используя весь свой богатый опыт.
И тогда, педагог будет «гореть» тем, что он делает, испытывать потребность в этом «горении».
И тогда, педагог будет опираться на чувственную сферу ребенка.
И в заключение замечу, что цели педагогических инноваций не даются, а выращиваются даже в том случае, когда толчок к этому росту был извне. Только развивая субъективную позицию участников инновации, делая их в той мере её создателями, творцами, можно получить желаемой результат.
Литература:
1. С. Д. Поляков «В поисках педагогической инновации», Москва, 1993 г.
2. Л. Н. Антилогова «Этико-психологические аспекты труда учителя». Методическое пособие. Омск, 1992 г.
3. А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов «Формирование мотивации учения». Москва «Просвещение», 1990 г.
4. В,Иванов «Педагогическая деятельность : проблемы, сложности» : Журнал «Высшее образование в России» Л 4,1997 г,
5. А. А. Орлов «Профессиональное мышление учителя как ценность» журнал «Педагогика», 1995 г.
6. Психология «Словарь» - Москва, 1995 г. стр,475.
7. Пригожин А. И. «Нововведения: стимулы и препятствия», Москва, 1989г.
8. Справочник старшего воспитателя статья Пискун О. Ю., Жихарева О. М., «Сопровождение деятельности начинающего воспитателя»
9. Виноградова Г. А., Брылева У. В. Система Психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования, УМП, Майкоп, 2013 г.