Асия Крыганова
Педагогический проект на тему «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
"Ум ребёнка находится на кончике его пальцев"
В. С. Сухомлинский
Актуальность.
Период первых трех лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развивается различные способности: речь, совершенствование движений.
Публикация «Педагогический проект на тему „Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Начинаются формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обобщается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начиная различать величину, форму и цвет.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем школьном возрасте.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного воспитания окружающей действительности служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного эстетического и нравственного воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадает ценный опыт накопленный во второй половине 20 века, отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей младшего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Образовательные:
- Развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
- Формировать у детей зрительные способы обследования предметов
- Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб).
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет.
- Обобщать активный и пассивный словарь детей; учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы;
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
- Формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
Принципы обучения и воспитания.
- Принцип наглядности;
- Принцип доступности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип прочности.
Значение сенсорного развития.
- Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
- Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
- Готовит к реальной жизни.
- Является основой для интеллектуального развития.
- Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности на расширение словарного запаса.
- Развивает внимание.
- Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.
- Развивает наблюдательность.
- Позитивно влияет на эстетические чувства.
- Является основой для развития воображения.
Этапы усвоение сенсорных эталонов.
В качестве средств познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны- общепринятые образцы внешних свойств предметов.
1 этап.
Предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены выделять их внешние свойства.
2 этап.
Средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим и маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другими. Мы говорим, что арбуз большой. а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап.
На 4 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон,- «короткими» и «длинными».
Основные формы работы с детьми.
- Игры – занятия
- Дидактические игры
- Упражнения
- Основы сенсорной культуры
- Самостоятельная деятельность детей
Работа с родителями.
- Родительские собрания;
- Индивидуальные консультации для родителей по сенсорному развитию детей;
- Наглядная информация для родителей по данному вопросу;
- Создание библиотечки для родителей по сенсорному развитию младших дошкольников;
- Выставка дидактических игр по сенсорному развитию для младших дошкольников в детском саду.
Результаты проекта.
- В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры; т. о гипотеза верна и формирование представлений о сенсорных эталонах цвета стало успешным у детей младшего дошкольного возраста;
- У детей вырос уровень знаний; вырос уровень и у родителей по сенсорному развитию;
- Родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр, консультацию по приобретению дидактических игр.
Наглядный и фото материал к педагогическом проекту.
Заключение.
Работая над проектом по теме «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста» воспитанники достигли определенных результатов. Дети научились определять последовательность и результативность своих действий. Они продолжают активно познавать зависимость между предметами по форме, размеру, цвету, расположению в пространстве, что помогает им перейти от простого восприятия предметов, явлений, к осознанию их значения и необходимости использовать в жизни.
Информационные ресурсы.
- Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»-М. : Просвещение 1995г ;
- С. Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»-М. : Просвещение 1985г ;
- Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет» М. : Мозаика-Синтез; ТЦ Сфера 2003г;
- Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» М. : Мозаика -Синтез 2010;
- Л. Н. Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3-х лет» М. : Мозаика-Синтез 2005;
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» М. : Мозаика-Синтез 2005.