Алена Афонина
Продолжение карты индивидуального развития (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Публикация «Продолжение карты индивидуального развития (старшая группа)» размещена в разделах
Основные цели и задачи:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Формирование элементарных представлений Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее
2. Образовательная область
«Познавательное развитие»
Показатели развития Фамилия, имя, возраст ребенка
2.1 «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Первичные представления об объектах окружающего мира
н к
умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцеп- тивных действий.
устанавление функциональнх связеи отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий.
умение получать информацию о новом объекте в про- цессе его исследования
умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности
Формирование представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясо- рубка и др., создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п
умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость.
Сенсорное развитие
Развивитие восприятия, умение выделять раз- нообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п., включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
знакомство с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические)
умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету
Развитие познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам
Представление о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.)
Проектная деятельность
Развивитие проектной деятельности исследовательского типа. Органи- зовывать презентации проектов
Формирование у детей представления об авторстве проекта
Дидактические игры.
Развитие игре памяти, вниманя, воображения, мышления, речи, сенсорные способности детей.
Формирование желания действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).
Формирование таких качеств, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества
2.2 Приобщение к социокультурным ценностям
Формирование элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира, реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
Формирование представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям 82 о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Итого
2.3 Формирование элементарных математических представлений
Количество
Умение создавать множества (группы предме-
тов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, раз-
мера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на
части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым мно-
жеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части,
а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества
на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному;
определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения
конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из
равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из
большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один
предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один,
то станет по 7, поровну»).
Формировать умение понимать
Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6
на 1, 6 > 5 на 1).
Формирование представления о равенстве: определять
равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно
обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь
5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).
Упражнять детей в понимании того, что число не зависит
Величина
Умение устанавливать размерные отношения между
5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: сис-
тематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем)
порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов
и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая,
фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зе-
леная уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов.
Формирование понятия о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг,
квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
Умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое
и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть
меньше целого.
Форма.
Развитие у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и
сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении пред-
меты одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки сто-
лов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.
Развитие представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве.
умение ориентироваться
в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а так же в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед,назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение средиокружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей,
позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоитлошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».
Умение ориентироваться в частях собственного тела (голова,
лицо, руки, ноги, спина).
Умение двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Итого
2.4 Ознакомление с миром природы
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как
добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние
листья, медведи зимуют в берлоге). Расширять представления о птицах
(на примере ласточки, скворца и др.).
Формирование представления о чередовании времен года, частей суток
и их некоторых характеристиках.
Формирование представления о том, что человек — часть природы и что
он должен беречь, охранять и защищать ее.
Умение устанавливать причинно-следственные связи между природны-
ми явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Итого
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основные цели и задачи
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи —диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Показатели развития Фамилия, имя, возраст ребенка
3.1 «Развитие речи»
Развивающая речевая среда
н к
Умение самостоятельно рассматривать изделия народных промыслов, ми-
ни-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных
из определенного материала, иллюстрированные книги (в том числе зна-
комые сказки с рисунками разных художников, открытки, фотографии
с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин
(в том числе из жизни дореволюционной России).
Использование в повседневной жизни, в играх формы выражения
вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать
комплимент).
Формирование словаря.
Употребление в речи детей существительных,
обозначающих предметы бытового окружения; прилагательными, харак-
теризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими
взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Употребление подбора существительных к прилагательному (бе-
лый — снег, сахар, мел, слов со сходным значением (шалун — озор-
ник — проказник, с противоположным значением (слабый — сильный,
пасмурно — солнечно).
Употребление в речи слова в точном соответствии со
смыслом.
Звуковая культура речи
правильное, отчетливое произ-
несение звуков
развитие артикуляционного и голосового аппарата,
речевого дыхания, слухового внимания.
Умение определять место
звука в слове (начало, середина, конец).
Формирование интонационной выразительности речи.
Грамматический строй речи
умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять
груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зе-
леное брюшко
Умение правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Умение составлять по образцу простые и сложные предложения
умение пользоваться прямой и косвенной речью
Связная речь
умение поддерживать беседу
Развитие монологической формы речи.
Умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании
сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно
развивающимся действием.
умение составлять рассказы о событиях из личного опыта,
придумывать свои концовки к сказкам
умение составлять небольшие рассказы творческого
характера на тему, предложенную воспитателем
Итого
3.2 Художественная литература
Слушать знакомые, художественные произведения, предусмотренные про-
граммой
Умение детей договаривать слова, фразы при
чтении воспитателем знакомых стихотворений.
Умение называть знакомые предметы, показывать их по просьбе вос-
питателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения
Итого