МААМ-картинки

Тематическое планирование «Игра как средство развития речи» Часть 6 (старшая группа)

Анна Толкачева
Тематическое планирование «Игра как средство развития речи» Часть 6 (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

3.2. Старшая группа

(5 – 6 лет)

СЕНТЯБРЬ

1

неделя Название

игры Цель: Игровой материал Ход игры

I блок - Звуковая культура речи «Цепочка слов»

Публикация «Тематическое планирование „Игра как средство развития речи“ Часть 6 (старшая группа)» размещена в разделах

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Карточки с предметными картинками (карандаш-шка-флажок-куст-топор-ракета-автобус-сук-ключ-чайник-кошка-ананас-сом-мак-крокодил-лук) Размер карточек 12х7см(10х6). Обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек – 8х5 см. На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя – карточка с изображением карандаша. Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит вою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».

Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу, воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

«Поймай слог» Развить слуховое внимание и его быстроту. Мяч Воспитатель «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т. д.

2 неделя II блок – «Формирования словаря» "Подбери словечко" Расширение словарного запаса,развитие умения согласовывать прилагательное с существительным Мяч Про что можно сказать "свежий"…

(воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"…

(дом, пень, человек, ботинок); "свежая"…

(булочка, новость, газета, скатерть);

"старая"(мебель, сказка, книга,

бабушка); "свежее"… (молоко, мясо,

варенье); "старое"(кресло, сиденье,

окно)

"Скажи наоборот" Расширение словаря антонимов Картинки У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2. Без опоры на картинки:

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

3 неделя III блок – «Развитие грамматического строя речи» «Угостим зайца и зайчонка» Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

Маски Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой, а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.

Рекомендую повторно провести игру, усложнив её употреблением существительного в Тв. п., например: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т. д.»

«Какого листочка нет?» Образование относительных прилагательных;

-Согласование прилагательных с существительными

Листочки Во время прогулки соберите букет из осенних листочков и предложите поиграть с листочками. Воспитатель называет сначала, какой у него листочек: «У меня красный кленовый листочек». А затем прячет его за спиной и спрашивает у ребёнка: «Какого листочка нет?»

4 неделя IV блок – «Развитие связной речи» «Как бы вы назвали свою маму?»

Учить отличать выдуманные слова от слов русской речи. Мяч Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, приласкулечка, цветушечка, хорошуленька, ангелочек, роднулечка, милушечка, красотулька, цветик-многосветик, развеселушка, дарюшенька и т. д.

Любить (придуманные слова на этот же звук “Л” с этим же значением) – ласкать, лелеять, люлюкать, лизать (животные, лопать (любить пищу, ладить (друг с другом, лялить (любить куклу Ляльку, лёлить (любовь крёстной, лампить, люстрить (светиться любовью, лилить (дарить цветы) и т. д.

«Загадки Зайца» Учить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. Игрушка Заяц, предметы по теме. Воспитатель говорит ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь

ОКТЯБРЬ1 неделя

I блок - Звуковая культура речи «Строим дорожку» Развитие фонематического слуха. Мяч Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ними, выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе воспитатель уже просто следит, чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук.

«Раздели правильно» Развитие умения делить слова на слоги - Воспитатель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

2 неделя

II блок – «Формирования словаря» "Чьи покупки?" Закрепление обобщающих понятий, развитие словаря Игрушечный заяц и мишка, пакет,

фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением

овощей и фруктов или муляжи. Предложить ребёнку послушать, что

случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.

"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка -

овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не

могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?

Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В

концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил

мишка? Какие овощи он купил?"

В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты

питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

"Кто кого обгонит?" Формирование умения правильно

согласовывать слова в предложении в

винительном падеже. Для этой игры понадобятся картинки с

изображением животных, транспорта,

людей или насекомых. Всё зависит от

Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и

задаём вопрос: "Кто кого обгонит?" Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека)

3 неделя III блок – «Развитие грамматического строя речи» «Маловато будет!»

“Угадай, что - ты? кто - ты?” Учить детей называть слова во множественном числе.

Развитее словарного запаса, связной диалогической речи. Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку (например, собачку).

Воспитатель предлагает поиграть с этой собачкой и говорит о том, что ей всего мало: ей предлагаешь яблоко, а она требует яблоки, ей даёшь грушу, а она кричит – груши и т. д. Таким же образом воспитатель называет слово в единственном числе и предлагает ребёнку назвать это слово во множественном числе:

Яблоко – яблоки Персик — персики

Груша – груши Абрикос — абрикосы

Апельсин – апельсины Банан — бананы

Мандарин – мандарины Ананас — ананасы

Пособие может использоваться как в работе с одним ребёнком, так и с группой детей. Ребёнок берёт рамку с прорезью для глаз и подносит к лицу. В карман вкладывается предметная картинка, которую сам ребенок не видит. Что изображено на ней он узнает по ответам на свои вопросы, которые ему надо задать другим участникам игры (другие участники видят картинку и могут отвечать на вопросы односложно ДА или НЕТ) Например: - Это живой предмет? – Да. – Это человек? – Нет. – Это животное? – Да. и т. д.

4 неделя IV блок –«Развитие связной речи»

«Назови ласково»

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. Картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах Показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).

«В осеннем саду»

Сюжетные картинки Составление пересказа «Как выросла яблонька» по тексту и серии сюжетных картин.

НОЯБРЬ 1 неделя

I блок - Звуковая культура речи «Ушки - слушки» Закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание Деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки Воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Воспитатель предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

«Кто сказал «Мяу?» Совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных Магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

2 неделя

II блок – «Формирования словаря» "Строим мост"

Развивать фонематическое восприятие и учить детей определять место звука в слове;

закреплять умение катить мяч, работая всей кистью руки, развивать глазомер. Гимнастическая палка и небольшой мяч красного, синего или зеленого.

Дети играют в парах, для выполнения условий игры используется гимнастическая палка и небольшой мяч красного, синего или зеленого цвета (зависит от звука, с которым дети "дружат" на занятии). Взрослый называет слово, спрашивает, есть ли в слове заданный звук, и предлагает определить место звука в слове (начало, середина, конец).

"Скажи наоборот" Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы);

Учить бросать мяч под углом, чтобы его мог поймать играющий, стоящий напротив.

Мяч

Воспитатель бросает ребенку мяч с отскоком, называет слово и предлагает назвать слово, противоположное по смыслу: холодный - горячий, веселый - грустный, большой - маленький и т. д.

3 неделя

III блок – «Развитие грамматического строя речи»

"Светофор" Развивать фонематическое восприятие и формировать навыки звукового анализа; закреплять умение бросать и ловить мяч левой и правой рукой. Мячик зеленого и синего цвета.

Воспитатель предлагает ребенку определить, какой из согласных звуков (твердый или мягкий) "живет" в слове. Если в слове "живет" твердый согласный звук, то ребенок подбрасывает вверх мячик синего цвета. Если в слове "живет" его мягкая пара, то ребенок подбрасывает мячик зеленого цвета.

"Угадай, кто (что) это?"

Учить подбирать качественные прилагательные к существительному и закреплять умение свободно бросать и ловить мяч, не прижимая его к груди, учить детей правильно рассчитывать и выполнять движения к мячу: шаг вперед или назад, в сторону, присесть или подпрыгнуть.

Мяч Один из детей (ведущий) называет качественные прилагательные к предмету и бросает мяч другому ребенку, который должен определить, какой это предмет. Если ответ правильный, то ответивший становится ведущим. Например: маленький, круглый, живой, пушистый, желтый и т. д. (цыпленок).

4 неделя

IV блок – «Развитие связной речи»

Игровое упражнение «Распространи предложение».

Развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое воспитателем предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в д/с, чтобы … .

«Пойми меня».

Развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. Красивая коробочка, картинки

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше воспитатель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу

ДЕКАБРЬ

1 неделя I блок - Звуковая культура речи "Кто больше знает слов?" Закреплять навыки звукового анализа;

учить попадать в горизонтальную цель правой (левой) рукой с расстояния до 3-х метров.

Мяч Воспитатель предлагает детям подобрать слова с заданным звуком. Ребенок называет слово, берет мяч и бросает его в корзину. Знатоком считается тот, кто больше забросил мячей в корзину.

"Назови одним словом" Закреплять обобщающие понятия;

закреплять умение бросать мяч вверх с хлопком.

Мяч Воспитатель называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает ребенку мяч. Например: "Сорока, ворона, синица, воробей, грач. Кто это?" Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому или другому ребенку с поворотом кругом.

2 неделя

II блок – «Формирования словаря» "Доскажи словечко" Формировать навыки слогового анализа слова;

автоматизировать силу удара мячом.

Мяч Воспитатель, бросая ребенку мяч с отскоком, произносит первый слог в слове и предлагает назвать вторую половину. Ребенок возвращает мяч тем же способом и произносит недостающую часть слова.

"Что делает?"

Расширять глагольный словарь;

закреплять умение точно перебрасывать мяч друг другу.

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слова-действия, перебрасывая мяч друг другу через одного. Например: что делает кошка? Мяукает, спит, ловит, ласкается, ест, сидит и т. д.

3 неделя

III блок – «Развитие грамматического строя речи»

«Удачливый грибник»

Различать и употреблять предлоги;

- Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа

Картинки грибов Воспитатель называет гриб в единственном числе, а ребёнку предлагает стать «Удачливым грибником» и найти много грибов.

Образец: Взрослый: «Я нашёл подберёзовик». Ребёнок: «Я нашёл много подберёзовиков».

Маслёнок – много маслят Лисичка – много лисичек

Моховик – много моховиков Подосиновик – много подосиновик

Боровик – много боровиков Сыроежка – много сыроежек

Опёнок – много опят

«Запасливая Белка»

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в «Запасливых Белок» и для этого им понадобятся грибы. Вместе с ребёнком рисует на небольших листах бумаги грибы или делают аппликации, так чтобы на каждом был один гриб. Затем он предлагает спрятать запасы.

Образец: Взрослый: «Я спрячу гриб под стол». Ребёнок: «Я спрячу гриб в шкаф».

Когда все грибы спрятаны, взрослый предлагает их найти.

Например: «Я нашёл гриб за дверью»

4 неделя

IV блок – «Развитие связной речи»

Игровое упражнение «Если бы…».

Развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования. Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

-«Если бы я был волшебником, то …»

-«Если бы я стал невидимым…»

-«Если весна не наступит никогда…»

Игровое упражнение «Закончи сам».

Развитие воображения, связной речи. Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на летний период (старшая группа) Дни недели Утро НОД Прогулка 2 половина дня ИЮНЬ «Родина моя – Россия» Понедельник 06.06.16 Беседа «Моя родина –Россия». Цели: Познакомить.

Комплексно-тематическое планирование «Космос» старшая группа Понедельник 6 апреля. «Космос» Утро, I пол. дня Ф. П. Р. Р. Утренняя гимнастика. Д/и «Найди свою планету». Цель: развивать память, логическое.

Комплексно-тематическое планирование на неделю. Сентябрь. Старшая группа (часть 1) Комплексно-тематический план. Старшая группа Сентябрь, 4 неделя Тема недели: «Расскажу тебе, дружок, про волшебный колосок» Цель: формирование.

Комплексно-тематическое планирование на неделю. Старшая группа (часть 3) .

Комплексно-тематическое планирование на неделю. Старшая группа (Часть 4) .

Комплексно-тематическое планирование на неделю. Старшая группа (часть 2) Часть 1 http://www.maam.ru/detskijsad/kompleksno-tematicheskoe-planirovanie-na-nedelyu-sentjabr-starshaja-grupa-chast-1.html ВТОРНИК Совместная.

Комплексно-тематическое планирование старшая группа Сентябрь Период Тема недели Цель Итоговое мероприятие 1.09-6.09. «До свиданье лето, здравствуй, детский сад!» Развивать память, логическое.

Комплексно-тематическое планирование. Старшая группа (часть 5) .

Комплексно-тематическое планирование. Старшая группа (часть 6) .

Комплексно-тематическое планирование на ноябрь (старшая группа) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое планирование «Игра как средство развития речи» Часть 6 (старшая группа)
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 18:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическое планирование «Игра как средство развития речи» Часть 6 (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Анна Толкачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД