Оксана Нагарева
Конспект занятия по формированию развития речи у детей дошкольного возраста (старшая группа) «Удивительная дымка».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию развития речи у детей дошкольного возраста (старшая группа)
«Удивительная дымка»
Цель занятия : знакомство детей с творчеством дымковских мастеров.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить знания детей о дымковских игрушках;
- расширять знания детей о росписи дымковских мастеров;
- обогащать словарь детей по теме словами- определениями.
Развивающие :
- развивать интерес детей к познанию ;
- развивать логическое мышление, воображение и творческую активность;
- развивать речь детей (свободно и ясно выражать свои мысли);
- совершенствовать моторику (работа с пластилином).
Воспитательные:
- воспитывать детей на народных традициях показывая связь изобразительного искусства с устным народным творчеством;
- самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки куклы, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими;
- формировать навыки сотрудничества детей друг с другом;
- стимулировать инициативу детей, создавать бодрое, жизнерадостное настроение;
- создавать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Тип занятия : комплексное.
Материал к занятию :
Демонстрационный:
- иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
- дымковские игрушки;
Раздаточный:
- лист картона белого цвета (А 4) с силуэтом куклы- барыни;
- набор разноцветного пластилина;
- стека;
- дымковские игрушки;
- салфетки для рук
План занятия :
- введение в игровую ситуацию- 5 мин.
- физкультминутка- 2 мин.
-самостоятельная работа детей – 5 мин;
- физкультминутка- 2 мин;
- выполнение детьми элементов узора- 4 мин;
- выход из игровой ситуации- 3 мин.
- анализ занятия- 4 мин.
Ход занятия:
Воспитатель говорит о том, что к ним в гости пришли дымковские игрушки. Просит полюбоваться ими.
Давным-давно на севере появилось село.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Здесь поселились мастера, которые из глины лепили забавные игрушки. Весной собирали глину, смешивали её с мелким речным песком. Это нужно было для того, чтобы фигурки не растрескались при обжиге, Белили игрушки в кашице из молока и мела и лишь, потом раскрашивали яркими красками куриным перышком или кисточкой. Так и родилось в Дымково ремесло.
Народ в знак уважения к Дымковским игрушкам начал сочинять стихи.
Дети читают стихотворение:
Посмотри, как хороша
Это девица – душа
Щечки алые горят
Удивительный наряд
Сидит кокошник горделиво
Барышня ты как красива!
Дети садятся полукругом около стола, где выставлены дымковские игрушки.
Воспитатель рассказывает детям, что все дымковские игрушки без дела не сидят, кто воду носит, кто детей нянчит, кто утят кормит. А после работы любят и повеселится. И сейчас они нас приглашают разделить веселье.
Физкультминутка.
Эй, ребята, выходите (руки на пояс)
Пляску русскую начните! (ногу на пятку)
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной (повороты налево - направо)
Начинается у нас!
Не стоит ни кто на месте (ногу на пятку)
Все танцуют с нами вместе (повороты)
Эх, раз, ещё раз (наклоны в стороны)
Мы наклонимся сейчас
Начинаем перепляс (притопы полуприсяде)
Постараемся для вас
Все ногами топают, (два хлопка перед собой)
Все в ладоши хлопают! (два хлопка по коленям).
Дети садятся за столы и начинают работу.
Воспитатель говорит детям о том, что дымковские игрушки можно расписать с помощью краски, но они сегодня будут украшать силуэт куклы - барышни при помощи пластилина.
Воспитатель напоминает правило заполнения (заполнять внутреннее пространство контура пластилином небольшими кусочками, размазывая их до границ контура; раскатав колбаску нужного цвета выложить контур выполняемой части).
Воспитатель говорит детям, что Дымковским куклам так интересно, как они всё делают, что они как любопытные Варвары, крутят головой в разные стороны.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть.
Физкультминутка.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо (повороты головы влево-вправо)
А потом вперёд, (наклоны головы вперёд)
Тут немного отдохнёт
Шея не напряжена
А расслаблена (голова, держать прямо)
А Варвара смотрит вверх (наклон головы назад)
Выше всех и дальше всех (наклоны головы вперёд)
Возвращается обратно,
Расслабление приятно,
Шея не напряжена (голову, держать прямо)
А расслаблена.
Воспитатель напоминает детям, что Дымковские куклы следят за свои внешним видом и наряжаются в красивую узорчатую юбку, поэтому следует украсить юбки узором- элементами дымковской росписи (колечки, точки, полоски, кружки и т. д.).
Воспитатель рассказывает детям порядок оформления юбки : заполняется внутреннее пространство юбки по контуру, пластилином нужного цвета. Раскатать колбаски и выложить их по контуру юбки
Воспитатель предлагает выполнить элементы узора на юбки: кружок - раскатать шарик, сплющить его на юбке превратив в блинчик- кружок; точки- раскатать маленькие шарики и положить в нужное на узоре место, прижав к бумаге;
волнистые полоски - раскатать тонкую колбаску, выложить волной и слегка прижать.
Воспитатель хвалит детей за проделанную работу и предлагает детям как на ярмарке расхваливать свои работы, так, что бы было интересно их рассматривать.
Воспитатель делает вывод, о том, что все работы детей выполнены правильно в стиле дымковской росписи.
Воспитатель, анализируя деятельность детей, задаё т им вопросы:
- Что для вас было интересным?
- Что нового вы узнали?
Этапы выполнения работы:
1) определить, какие части силуэта нужно заполнить однородным пластилином (кокошник, лицо, кофточку);
2) оформление прически куклы : раскатать тонкую колбаску, сложить её вдвое и перекрутить в жгутик;
3) оформление лица : раскатать маленькие шарики для глаз- синего цвета и три красных- для рта и щечек, лёгким нажатием закрепить на лице.