Hина Церенова
Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «Разноцветный мир» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет
• Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки).
• Легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом.
• Учить рисовать акварельными красками.
Публикация «Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития „Разноцветный мир“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
• Показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки жёлтого при изображении осенних листьев, два-три оттенка красного цвета при изображении яблока).
• Познакомить с приёмами рисования с простым карандашом, цветными мелками, углём.
Планируемые результаты освоения программы
3 год обучения
• создаёт изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетных изображений;
• использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
• использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
• выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Учебно-тематический план
для детей 5-6 лет (старшая группа)
Дата Вид деятельности Тема Ко-во час Программное содержание Литература
Сентябрь
Рисование декоративное Лето красное прошло (краски лета) 1 Учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете. Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции - свободное, безотрывное движение карандаша или фломастера по бумаге. Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промывать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях И. А. Лыкова,
26
Рисование по представлению Деревья в нашем парке 1 Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов. И. А. Лыкова,
32
Рисование
(монотипия, обведение ладошки и кулачка) Бабочки, которых я видел летом 1 Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику – ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулачок - маленькое. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. И. А. Лыкова,
35
Рисование тычком, оттиск смятой бумагой Ёжики 1 Закрепить умение пользоваться техникой «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. И. А. Лыкова,
Октябрь
Рисование по содержанию загадок и стихов
Загадки с грядки 1 Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. И. А. Лыкова,
44
Рисование с натуры
Осенние листья 1 Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). Познакомить с новым способом получения изображения -наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге. Поддерживать творческие проявления. И. А. Лыкова,
50
Рисование
декоративное Нарядные лошадки 1 Инициировать декоративное оформление силуэтов лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Воспитывать интерес к народному искусству. И. А. Лыкова,
62
Рисование
декоративное Ознакомление с приёмами выполнения элементов цветочного узора городецкой росписи 1 Развивать интерес к народным промыслам: городецкой росписи. Н. В. Лободина, 71
Ноябрь
Рисование
декоративное по мотивам народной росписи Золотая Хохлома и золотой лес 1
Продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративного искусства. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы по мотивам хохломской росписи. Развивать технические умения -умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). И. А. Лыкова,
66
Рисование
декоративное Городецкий цветок на закладке для книги 1 Продолжать знакомить с приёмами городецкой росписи. Н. В. Лободина, 79
Рисование - экспериментирование
Чудесные превращения кляксы
(кляксография) 1 Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение. И. А. Лыкова,
80
Рисование декоративное Расписные ткани 1 Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань», находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своём творчестве элементы декоративно- прикладного искусства
(растительные, геометрические). Совершенствовать технические навыки рисования кистью. И. А. Лыкова,
84
Декабрь
Рисование
декоративное Волшебные снежинки (краски зимы) 1 Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях. использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. И. А. Лыкова,
94
Рисование с натуры
Еловые веточки (зимний венок) 1 Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве. Создать коллективную композицию «рождественский венок». И. А. Лыкова,
100
Рисование - экспериментирование
Чудесные превращения кляксы
(кляксография,
часть 2 1 Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание-«оживление» необычных форм. И. А. Лыкова,
80
Рисование декоративное Дымковская роспись 1 Познакомить с дымковской росписью. Н. В. Лободина,
149
Январь
Рисование
сюжетное с элементами аппликации Весело качусь я под гору в сугроб… 1 Развивать композиционные умения
(рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные пространственные отношения между объектами). И. А. Лыкова,
116
Рисование
по замыслу Весёлый клоун (с передачей мимики и движения) 1 Учить рисовать фигуру человека в контрастном костюме - в движении, с передачей мимики (улыбка, смех.)
И. А. Лыкова,
120
Февраль
Рисование сюжетное Наша группа (оформление альбома) 1 Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о жизни детей в своей группе детского сада. Учить рисовать цветными карандашами несложные сюжеты, передавая движения, взаимодействия и отношения детей. Развивать чувство композиции. И. А. Лыкова,
126
Рисование
по замыслу Фантастические цветы 1 Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приёмы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. И. А. Лыкова,
132
Рисование декоративное
Золотая Хохлома 1 Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий, элементами росписи и цветами; учить рисовать элементы хохломской росписи. Н. В. Лободина,
202
Рисование
декоративное Роспись
шаблонов посуды 1 Формировать умения изображать элементы хохломской. Н. В. Лободина,
210
Март
Рисование декоративное
Солнышко, нарядись! 1 Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно - прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам);обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, листок, волна, трилистник и пр.) Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Развивать воображение. И. А. Лыкова,
152
Рисование -
экспериментирование Солнечный цвет 1 Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Расширить цветовую палитру – показать способы получения «солнечных» оттенков (желтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий. И. А. Лыкова,
154
Рисование
в технике «по мокрому» (цветовая растяжка) Весеннее небо 1 Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому». Развивать творческое воображение. И. А. Лыкова,
168
Рисование декоративное
Роспись посуды для кукол 1 Закреплять умение рисовать гуашевыми красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета.
Н. В. Лободина,
250
Апрель
Рисование декоративное Гжельские узоры 1 Закрепить представления детей о гжельской росписи. Н. В. Лободина,
282
Рисование декоративное
Роспись силуэта индюка 1 Учить детей расписывать силуэт игрушки по мотивам дымковского орнамента. Н. В. Лободина,
300
Рисование декоративное
Кукла в русском национальном костюме 1 Закреплять умение изображать фигуру человека; учить передавать характерные детали костюма. Н. В. Лободина,
310
Рисование
предметное
Спасская башня Кремля 1 Учить детей передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей; упражнять в создании первичного карандашного наброска. Н. В. Лободина,
313
Май
Рисование на камешках по замыслу
Превращение камешков 1 Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков. Познакомить с разными приёмами рисования на камешках разной формы. Развивать воображение. И. А. Лыкова,
190
Рисование - экспериментирование
Зелёный май
(краски весны) 1 Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. И. А. Лыкова,
196
Рисование предметное
Радуга-дуга 1 Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно- выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Развивать чувство цвета. И. А. Лыкова,
202
Рисование декоративное
Роспись силуэтов гжельской посуды 1 Закреплять умение рисовать красками. Н. В. Лободина,330
Диагностическая карта «Диагностика изобразительной деятельности» по методике Г. А. Урунтаевой.
№ Ф. И.
ребенка Технические навыки
Точность движений Средства выразительности (цвет, форма,композиция и др. Наличие замысла Проявление самостоятельности Отношение к рисованию Речь в процессе рисования
Оценка результативности программы проводится по методике Г. А. Урунтаевой, связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по изобразительной деятельности:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список используемой литературы
1. Ефанова З. А. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2013
2. Ковригина Т. В. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012
3. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа – Волгоград : Учитель, 2012
4. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная к школе группа – Волгоград : Учитель, 2012
5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : ИД «Цветной мир», 2011
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа : - М. : «Карапуз», 2010
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М. : «Карапуз», 2010
8. Лыкова И. А. изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественное образование) : учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (образовательная область «Художественное творчество») : учебно-методическое пособие. – М. : ИД «Цветной мир», 2012