анастасия аверкиева
Проблемная ситуация как условие развития познавательно-творческой мотивации дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Проблемная ситуация как условие развития познавательно-творческой мотивации дошкольника.
Проблемная ситуация – наиболее сложная форма проблемного обучения.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет
решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам
их искать. Она возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает
жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными
фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного
опыта.
Публикация «Проблемная ситуация как условие развития познавательно-творческой мотивации дошкольника» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя. Проблемная игровая ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне его ближайшего развития». Т. е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального
и творческого потенциала. Обучение в зоне ближайшего развития
осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справится
благодаря помощи взрослого. Именно эта форма, по мнению психологов,
составляет необходимую закономерность творческого мышления.
Проблемные ситуации бывают :
• заранее спланированные, придуманные, с подготовленным материалом.
Сценарий спланированных ситуаций должен быть гибким настолько, чтобы
его можно было менять в зависимости от складывающихся условий (но
придерживаясь при этом поставленной цели).
• спонтанные ситуации, (связанные с жизнью детей, педагогу нужно
превратить житейскую ситуацию в проблемную.
Существуют определенные требования к проблемным образовательным
ситуациям :
1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на
самостоятельность и творческую деятельность воспитанника.
2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает
обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении
и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию
потребностей в ее решении.
4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических
принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
Проблемная ситуация, побуждает детей выдвигать гипотезы, делать
предварительные выводы и обобщения.
Использовать проблемные ситуации начинают с младшего
дошкольного возраста. В младшем возрасте, когда ребенок еще не умеет решать проблемные ситуации, наиболее эффективны игровые ситуации.
С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации :
например:
после знакомства с произведением А. Барто «Мячик» спросить у
детей почему не утонет в речке мяч? (мячик легкий). В мячике есть воздух,
поэтому он легкий. Затем раздать мячи всем детям и проверить утонет мяч
или нет в воде. Дети на опыте убеждаются, что резиновый мяч не тонет,
плавает в воде.
Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать.
Во второй младшей группе проблемная ситуация создается с
помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих
новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта
познания.
Например:
• Что будет, если снег принести в комнату? Проверим?
• Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький) Как проверить?
• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
• Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не
высыхают?
• Давайте подумаем,
можно или нельзя плавать на бумажном корабле? Почему?
В средней группе продолжается обогащение опыта детей по познанию
окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.
Например: в ходе занятия по конструированию из различных материалов на тему: «Что нам стоит дом построить» при ознакомлении со свойствами материалов, воспитатель создает проблемную ситуацию :
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
Из чего можно построить дом? Если затрудняются, то вспомнить сказку (из веток, из соломы, из камня). Как вы думаете какой материал самый прочный? Давайте проверим: если подует ветер, если пойдет сильный дождь, если ударить тяжелым предметом. Дети находят ответ на основе опытнической деятельности: самый прочный материал -камень.
В более старшем возрасте активизировать познавательную деятельность
дошкольников можно используя игры - путешествия и образы героев сказок
Незнайки, Чиполлино, Айболита, Карлсона и др.
Например: воспитатель сообщает детям, что вчера дети
другой группы читали сказку «Приключения Буратино» и придумывали другой конец сказки, но у них это получилось не до конца, просят нашей помощи, а остановились они вот на чем: «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.
Думал – думал Буратино как же ему через речку
перебраться».
Воспитатель: дети, Буратино должен перебраться через речку, так как может
опоздать в школу, но боится войти в воду, так как не умеет плавать и
думает, что утонет.
Почему? Вспомните, как появился Буратино на свет? Что будем делать?
Дети предлагают различные варианты решения проблемы : можно построить
лодку.
Воспитатель: но это долго.
Дети: попросить кого – ни будь перевезти.
Воспитатель: но рядом никого нет.
Дети: а может Буратино не утонет, так как деревянный.
Воспитатель (предлагает детям проверить последнюю гипотезу) : т. к.
Буратино деревянный, найдите в группе деревянные предметы. Какие
деревянные предметы у нас есть в группе? (кубики, карандаши, палочки).
(Вместе с воспитателем наливают в таз воду и проводят эксперимент).
Воспитатель: опустите в воду те предметы, которые вы нашли в группе. Что
с ними происходит?
(они плавают). Так что же мы можем сказать? (что дерево в воде не тонет, следовательно, Буратино не утонет, доплывет. Потому что он деревянный).
Воспитатель: дети, и какой же будет конец у сказки:
Дети: Буратино сложил одежду и азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».
Например, кувшин с узким горлом на половину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?
Ответ на вопрос дети отыскивают, опираясь на имеющиеся знания из рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить», а потом приходят к поиску ответа самостоятельно на основе опытнической деятельности.
Нередко проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.
Например:
Ребенок, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум
с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна
держаться на воде. В процессе поиска материала для изготовления кормушки
был проведен эксперимент на «плавучесть»
материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая
пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или
не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для
детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома
изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было несколько
кормушек для рыбок.
Ребенок был доволен, остальные кормушки были подарены в группы
детям, имеющим аквариумы дома.
Проблемные ситуации возникает при несоответствии известного и
требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые
задания старыми способами:
например, предъявление факта: снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли.
Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый).
Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге?
Гипотезы:
внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой –знакомое действие.
После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы
пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).
Давайте поступим так, как делают ученые
– проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?
Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту.
Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
Снег тает долго, и воспитатель задает вопрос: что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть –новое действие).
Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод. Педагог творчески конструирует образовательный процесс, единицей которого является проблемно -
игровая образовательная ситуация.
Она помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Проблемная ситуация должна отвечать
возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении
всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный
настрой. Чувство удовлетворения возникает и от совместной деятельности, и
от правильного разрешения проблемы.
В заключение хочу отметить, что, применяя в своей практике метод
проблемных ситуаций на основе технологии проблемного обучения у
дошкольников возрастает интерес к элементарной познавательно -
исследовательской деятельности; дети замечают и осознают противоречия в
суждениях, используя разные проверки предположений; умело высказывают
и отстаивают свою точку зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения
воспитателя
Литература:
1. Авторы: Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Булыгина И. В., Гончарова Н. Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 64-68. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/ ( дата обращения: 01.10.2019).
2. На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е. И, Бронниковой Н. С., Смельцовой О. А.
3. ©Деулина Т. В. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста https://jlproj.org