МААМ-картинки

Проблемная ситуация как условие развития познавательно-творческой мотивации дошкольника

анастасия аверкиева
Проблемная ситуация как условие развития познавательно-творческой мотивации дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Проблемная ситуация как условие развития познавательно-творческой мотивации дошкольника.

Проблемная ситуация – наиболее сложная форма проблемного обучения.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет

решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам

их искать. Она возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает

жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными

фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного

опыта.

Публикация «Проблемная ситуация как условие развития познавательно-творческой мотивации дошкольника» размещена в разделах

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя. Проблемная игровая ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне его ближайшего развития». Т. е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального

и творческого потенциала. Обучение в зоне ближайшего развития

осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справится

благодаря помощи взрослого. Именно эта форма, по мнению психологов,

составляет необходимую закономерность творческого мышления.

Проблемные ситуации бывают :

• заранее спланированные, придуманные, с подготовленным материалом.

Сценарий спланированных ситуаций должен быть гибким настолько, чтобы

его можно было менять в зависимости от складывающихся условий (но

придерживаясь при этом поставленной цели).

• спонтанные ситуации, (связанные с жизнью детей, педагогу нужно

превратить житейскую ситуацию в проблемную.

Существуют определенные требования к проблемным образовательным

ситуациям :

1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на

самостоятельность и творческую деятельность воспитанника.

2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает

обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.

3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении

и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию

потребностей в ее решении.

4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.

5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических

принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)

Проблемная ситуация, побуждает детей выдвигать гипотезы, делать

предварительные выводы и обобщения.

Использовать проблемные ситуации начинают с младшего

дошкольного возраста. В младшем возрасте, когда ребенок еще не умеет решать проблемные ситуации, наиболее эффективны игровые ситуации.

С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации :

например:

после знакомства с произведением А. Барто «Мячик» спросить у

детей почему не утонет в речке мяч? (мячик легкий). В мячике есть воздух,

поэтому он легкий. Затем раздать мячи всем детям и проверить утонет мяч

или нет в воде. Дети на опыте убеждаются, что резиновый мяч не тонет,

плавает в воде.

Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать.

Во второй младшей группе проблемная ситуация создается с

помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих

новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта

познания.

Например:

• Что будет, если снег принести в комнату? Проверим?

• Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький) Как проверить?

• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);

• Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не

высыхают?

• Давайте подумаем,

можно или нельзя плавать на бумажном корабле? Почему?

В средней группе продолжается обогащение опыта детей по познанию

окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.

Например: в ходе занятия по конструированию из различных материалов на тему: «Что нам стоит дом построить» при ознакомлении со свойствами материалов, воспитатель создает проблемную ситуацию :

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Из чего можно построить дом? Если затрудняются, то вспомнить сказку (из веток, из соломы, из камня). Как вы думаете какой материал самый прочный? Давайте проверим: если подует ветер, если пойдет сильный дождь, если ударить тяжелым предметом. Дети находят ответ на основе опытнической деятельности: самый прочный материал -камень.

В более старшем возрасте активизировать познавательную деятельность

дошкольников можно используя игры - путешествия и образы героев сказок

Незнайки, Чиполлино, Айболита, Карлсона и др.

Например: воспитатель сообщает детям, что вчера дети

другой группы читали сказку «Приключения Буратино» и придумывали другой конец сказки, но у них это получилось не до конца, просят нашей помощи, а остановились они вот на чем: «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.

Думал – думал Буратино как же ему через речку

перебраться».

Воспитатель: дети, Буратино должен перебраться через речку, так как может

опоздать в школу, но боится войти в воду, так как не умеет плавать и

думает, что утонет.

Почему? Вспомните, как появился Буратино на свет? Что будем делать?

Дети предлагают различные варианты решения проблемы : можно построить

лодку.

Воспитатель: но это долго.

Дети: попросить кого – ни будь перевезти.

Воспитатель: но рядом никого нет.

Дети: а может Буратино не утонет, так как деревянный.

Воспитатель (предлагает детям проверить последнюю гипотезу) : т. к.

Буратино деревянный, найдите в группе деревянные предметы. Какие

деревянные предметы у нас есть в группе? (кубики, карандаши, палочки).

(Вместе с воспитателем наливают в таз воду и проводят эксперимент).

Воспитатель: опустите в воду те предметы, которые вы нашли в группе. Что

с ними происходит?

(они плавают). Так что же мы можем сказать? (что дерево в воде не тонет, следовательно, Буратино не утонет, доплывет. Потому что он деревянный).

Воспитатель: дети, и какой же будет конец у сказки:

Дети: Буратино сложил одежду и азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».

Например, кувшин с узким горлом на половину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?

Ответ на вопрос дети отыскивают, опираясь на имеющиеся знания из рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить», а потом приходят к поиску ответа самостоятельно на основе опытнической деятельности.

Нередко проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.

Например:

Ребенок, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум

с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна

держаться на воде. В процессе поиска материала для изготовления кормушки

был проведен эксперимент на «плавучесть»

материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая

пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или

не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для

детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома

изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было несколько

кормушек для рыбок.

Ребенок был доволен, остальные кормушки были подарены в группы

детям, имеющим аквариумы дома.

Проблемные ситуации возникает при несоответствии известного и

требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые

задания старыми способами:

например, предъявление факта: снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли.

Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый).

Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге?

Гипотезы:

внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой –знакомое действие.

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы

пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

Давайте поступим так, как делают ученые

– проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту.

Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго, и воспитатель задает вопрос: что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть –новое действие).

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод. Педагог творчески конструирует образовательный процесс, единицей которого является проблемно -

игровая образовательная ситуация.

Она помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Проблемная ситуация должна отвечать

возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении

всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный

настрой. Чувство удовлетворения возникает и от совместной деятельности, и

от правильного разрешения проблемы.

В заключение хочу отметить, что, применяя в своей практике метод

проблемных ситуаций на основе технологии проблемного обучения у

дошкольников возрастает интерес к элементарной познавательно -

исследовательской деятельности; дети замечают и осознают противоречия в

суждениях, используя разные проверки предположений; умело высказывают

и отстаивают свою точку зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения

воспитателя

Литература:

1. Авторы: Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Булыгина И. В., Гончарова Н. Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 64-68. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/ ( дата обращения: 01.10.2019).

2. На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е. И, Бронниковой Н. С., Смельцовой О. А.

3. ©Деулина Т. В. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста https://jlproj.org

Публикации по теме:

Проект «Развитие творческой личности ребенка дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 комбинированного типа» ПРОЕКТ «Развитие творческой.

Ситуация успеха как метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ Условия формирования положительного отношения к учебе: - создание доброжелательной атмосферы на занятиях; - создание у обучающегося ситуации.

Внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников» (Т. В. Барабанова.

Консультация для родителей «LEGO-конструирование как средство развития познавательно-творческой деятельности дошкольников» LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, раскрывает для дошкольника мир техники, подготавливает почву для развития технических.

Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ОВЗ Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника» Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта,.

Праздничные мероприятия, как один из источников развития творческой самореализации ребенка-дошкольника ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА Самореализация - это процесс, заключающийся.

Проблема формирования и развития мотивации учения и способы ее решения Проблема формирования и развития мотивации учения занимает одно из центральных мест в образовательных учреждениях. Ее актуальность обусловлена.

Организация речевой среды как важнейшее условие развития связной речи дошкольника во второй младшей группе "Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника" Основными составляющими речевой развивающей среды дошкольного.

Взаимодействие детского сада с семьей как условие успешного целостного развития личности дошкольника в условиях реализации Пояснительная записка За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемная ситуация как условие развития познавательно-творческой мотивации дошкольника
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 10:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемная ситуация как условие развития познавательно-творческой мотивации дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем анастасия аверкиева (УИ 292446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД