Екатерина Панькина
Проект «Развитие творческой личности ребенка дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36 комбинированного типа»
ПРОЕКТ
«Развитие творческой личности ребенка дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии»
Тема: «Наша малая родина - Мордовия»
Разработала:
Панькина Е. Б. ,
воспитатель 1 кв. кат.
г. Саранск, 2018 г.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Развитие творческой личности ребенка дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии“» размещена в разделах
- Мордовия
- Проекты
- Проекты творческие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
В концепции развития нашего дошкольного учреждения одним из важнейших моментов является то, что наш Детский сад – это «детский сад для всех» и в нем должны найти свое место, «чувствовать себя как дома» все воспитанники независимо от их индивидуальных способностей и национальных особенностей. Не секрет, что в условиях современного мегаполиса образ жизни человека определенным образом унифицируется, стираются многие национальные различия, теряется связь человека со своими корнями, обесценивается нравственный опыт предыдущих поколений. А ведь этот уникальный опыт, критерии добра и зла, правила поведения в обществе и в семье, культурные традиции народов являются бесценным даром нам – людям XXI века – от наших предков и мощным, проверенным столетиями инструментом воспитательного воздействия на подрастающее поколение с целью формирования высоконравственной, гармонично развитой личности.
Учитывая актуальность данной проблемы, в современных условиях разработан и реализуется проект «Поликультурное пространство в работе с дошкольниками».
Цель проекта — формирование у детей навыков адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
Дошкольный возраст — источник всех достижений и проблем не только конкретного человека, но общества в целом. Крайне важным в этом возрасте воспитание толерантности. Взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, без этого у них будут возникать лишь недоверие, агрессивность и нежелание вникать в проблемы того, кто выглядит иначе и говорит на ином языке. В нашем детском саду вместе воспитываются дети 4 национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности.
Продолжая работать в рамках реализации проекта решаем задачи формирования высококультурной, гармонично развитой, толерантной личности. Были разработаны и реализуются следующие модули:
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ.
Всестороннее развитие связи семьи и детского сада, использование национального народного педагогического опыта и семейных традиций воспитания детей.
Всестороннее эстетическое развитие детей, гармонично сочетающее изучение культур народов Мордовии.
Роль семьи в жизни ребенка переоценить невозможно, поэтому столь важны совместные усилия воспитателей и родителей для обеспечения условий всестороннего развития личности.
Основными направлениями деятельности здесь являются:
-организация лектория для родителей по психологической, медицинской, педагогической тематике (к работе лектория привлечены опытные профессионалы из числа родителей, а также приглашенные специалисты);
-совместное посещение спектаклей, концертов, выставок;
-организация совместных праздников, в ходе которых проходят конкурсы на лучшее знание народных традиций, песен и танцев;
-совместное обсуждение текущих вопросов жизни семьи, детского сада и помощь в решении их.
Важнейшую роль в воспитании ребенка играет формирование чувства гордости за своих предков. Дети с увлечением узнают о жизни своих бабушек и дедушек, строят генеалогическое дерево своего рода, придумывают герб своей семьи. Ежегодно в детском саду устраивается День пожилого человека, когда дается концерт.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую можно многое узнать о традициях, обычаях, истории и культуре своего народа. Ребята не только могут увидеть разные костюмы, но и примерить их на себя, выступить на празднике.
Национальный костюм неразрывно связан с бытом, историей народа. Продолжением нашей работы стало оформление выставки предметов декоративно-прикладного искусства «Моя Малая Родина», в оформлении которого приняли участие и педагоги, и родители. Сейчас это любимое место для проведения бесед с ребятами об истории и культуре нашей страны.
У каждого народа есть свои обычаи, традиции. Они очень разнообразны. Мы думали, как преподнести этот материал детям. И решили, что, пожалуй, наиболее правильным будет ознакомить детей с национальной кухней разных народов.
Наша работа получила горячий отклик в сердцах детей и родителей, которые оказали большую помощь детскому саду, рассказав о культуре своих народов, изготовив костюмы для детей.
"Мы разные - в этом наше богатство, Мы вместе – в этом наша сила».
Цель проекта :
- Формирование у детей навыков адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
-Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру;
- Формирование и систематизирование представлений о Родине;
Задачи:
Познавательно-развивающие задачи :
-Расширять кругозор детей, их социально-познавательное пространство;
-Познакомить с наиболее интересными традициями народов России и Мордовии;
-Развивать творческие способности детей;
Воспитательно - образовательные задачи:
-Формировать нравственно-патриотические качества личности ребенка в процессе знакомства с окружающим миром;
- Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю;
- Способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
-Обогащение словарного запаса дошкольников;
-Формировать основы взаимодействия и сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками, создание детско - взрослой событийной общности.
Тип проекта : познавательно – речевой.
Продолжительность проекта : 1 год
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Работа с детьми Работа с родителями
Обсуждение внутри группы идеи и определение темы проекта. Беседа с родителям на родительском собрании. Обсуждение участия родителей и детей в каждом этапе работы. Принятие коллективного решения о форме и конечном результате проекта.
Основной этап:
Тема занятия Цели проектной деятельности Мероприятие Цель
1. Народы Мордовии. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа. Организация совместных дел:
- подборка и накопление демонстрационного материала;
- конкурс «Народная игрушка глазами детей».
- экскурсия в краеведческий музей.
Приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу, повышение заинтересованности в результате совместной работы детского сада и семьи по данной теме. Повышение авторитета родителей в глазах детей.
2. Фольклор Мордовии. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам национального декоративно-прикладного искусства, а также народного фольклора. "Игра-это серьезно"
Развлечение «Венок дружбы»
Примерное содержание:
1. Знакомство с традициями разных народов-презентация.
2. Основная часть:
Музыкально-художественные номера.
3. Заключительная часть: «Я, Ты, Он, Она – вместе целая страна».
Вызвать эмоциональный отклик, отразить колорит разных национальностей и их влияния на нравственное и эстетическое развитие детей, создать атмосферу радости от совместной деятельности родителей с детьми.
3. Художественная мастерская Формировать обобщенные знания и умения: умение различать разные национальности, выявлять особенности костюмов, головных уборов, элементов костюма в целом. "Уют своими руками".
мастер – класс для родителей – национальные промыслы разных народов.
Показать родителям необходимость использования народно-прикладного искусства для познавательного и нравственного развития детей.
4. Народные игры Освоение детьми элементов национальных игр. Знакомство по средствам игр с колоритом республики. "Путешествие по Мордовии".
Экскурсия выходного дня.
предложить родителям посетить вместе с детьми музеи национальной культуры. Способствовать созданию в семье благоприятного микроклимата через возможность общения ребёнка с родителями на предложенную тему.
5. Наши руки не для скуки
Изготовление национальных игрушек. Знакомство с историей игрушки. Развитие мелкой моторики. "Для Вас родители".
Оформление демо-системы, консультации.
Расширение кругозора родителей.
6. Национальные музыкальные мотивы Прослушивание аудиозаписей с народными мотивами, знакомство с национальными музыкальными инструментами. Организация совместных мероприятий.
Приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу, повышение заинтересованности в результате совместной работы детского сада и семьи по данной теме.
7. «Дни воинской славы» Воспитание нравственно-патриотических чувств гордости за подвиги нашего народа.
8. Творческая мастерская Создание коллективных работ, отражающих колорит многонациональной республики.
Заключительный этап
«Венок дружбы»
Тематический праздник «Мы все такие разные»
Создание родительского клуба