Надежда Баранова
Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
1. Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.
В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
Публикация «Нестандартные уроки математики как педагогическое условие развития учебной мотивации младших школьников с ОВЗ» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
* признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
* разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
* разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
2. Изученность темы
На значение мотивации учения указывали многие известные педагоги.
Ян Амос Коменский "У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру». «…учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению…» «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению».
Жан Жак Руссо «Прежде всего, вы должны хорошо помнить, что лишь в редких случаях вашею задачей будет указывать, что он должен изучать: это его дело – желать, искать, находить… Ваше дело – сделать учение доступным для него, искусно зародить в нем желание и дать ему средства удовлетворить его»
Адольф Дистервег «Все искусство воспитания и образования не более и не менее, как искусство возбуждения».
Константин Дмитриевич Ушинский «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».
Василий Александрович Сухомлинский "Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться"
Алексей Николаевич Леонтьев ". Чтобы не формально усвоить материал, нужно не "отбыть" обучение, а прожить его нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося".
В работе "Формирование мотивации учения в школьном возрасте" А. К. Маркова отмечает, что " На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась".
В статье «Исследование учебной мотивации младших школьников» представлены результаты исследования уровня учебной мотивации младших школьников. Здесь правильно отмечено что "Задача учителя, прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним.
В настоящее время предлагается много методических материалов по проведению нестандартных уроков, например, в методике обучения М. Монтессори "Мой метод: начальное обучение" приведены детально разработанные методики преподавания различных учебных дисциплин, которые сейчас модно называть нестандартными.
Или, например, в сборнике «1001 идея нестандартного занятия с детьми» приведены идеи нестандартных занятий по многим предметам.
И еще одна крамольная мысль: Существует много технологий повышения мотивации учения, но почему-то они работают только у некоторых педагогов - Монтессори, Макаренко, Шаталов, Сухомлинский, Амонашвили. И еще никто не рассматривал задачу с этой стороны - научить учителя учить, дать мотивацию учителю (и методическую, и моральную, и материальную).
В данной работе предпринята попытка исследовать изменение уровня мотивации младших школьников в динамике: до и после проведения хотя бы одного нестандартного урока (конкретным преподавателем - Барановой Надеждой Сергеевной).
3. Основные принципы построения нестандартного урока
Когда же можно и нужно проводить нестандартные уроки?
По моему мнению, в начале обучения в первом классе, пока проводится обучение чтению, письму, счету, детей не нужно отвлекать и развлекать. Для начала дети должны усвоить правила поведения на уроке. Дисциплина на уроке пока не давит на учеников, сейчас им все интересно, да и уроки не длинные.
Но далее нужно не дать угаснуть интересу к учебе. Нужно вводить игровые, развлекательные, исследовательские формы работы. Они применимы как на уроках усвоения, так и на уроках закрепления знаний, умений. Серьезнее нужно отнестись к итоговым урокам проверки знаний. Здесь уже ничего не должно отвлекать внимания учеников.
Большое разнообразие образцов форм проведения нестандартных уроков сейчас доступно в литературе и в Интернете. Практически всегда можно подобрать готовую разработку по нужной теме.
Но складывается и впечатление, что незаметно сформировался стандарт нестандартного урока с типовыми элементами занимательности, типовыми сюжетами. И не надо бездумно применять готовые разработки. Нужно вводить свои элементы фантазии, чтобы поддерживать интерес к обучению, чтобы каждый урок удивлял ребенка и был для него открытием.
И чем старше школьники, тем больше нужно проявлять фантазии и изобретательности для подготовки урока. Прием типа "Сегодня завтрак отменяется. Возьмите космические ложки" сработает в первом классе, но не в четвертом.
По моему мнению, сейчас сложилось стереотипное представление понятия «нестандартный урок». Сейчас это путешествия, игры, сказки и т. п., но данные формы работы не содержат достаточного объема необходимого учебного материала, а порой даже отвлекают от непосредственного обучения. На уроке мы не играем, а учимся и работаем, т. е. учимся работать! Для того, чтобы научить ребенка работать, нужно каким-то образом его привлечь. Как это сделать?
Ребенок, по природе своей, любит быть в центре внимания. Многие привлекают к себе внимание через поведение, дорогостоящие аксессуары (игрушки, телефоны, планшеты, а что если показать ребенку другой способ «зарабатывания» уважения к нему и заинтересованности в общении с ним? Например, что если он сам сегодня станет учителем? Не думайте, что ребенок не сможет у него обязательно получится, если вы верно его замотивируете!
Например, скажите, что завтра вам будет нужен помощник, и, чтобы вам помочь, необходимо будет рассказать тот или иной материал по теме. Тот, кто это согласится выполнить, в следующий раз сможет заменить вас и побыть в роли учителя. Думаю, что это очень заманчивое предложение для ребенка, ведь иногда бывают даже такие игры в продленной группе, а тут по-настоящему! Если ребенок не подготовился, оставляем его на индивидуальную беседу, объясняем материал и просим рассказать это на уроке одноклассникам. После этого предлагаем ему изучить следующую тему урока, даем ему возможность провести урок, предварительно, подготовив ребенка. После этого мы повторяем эти этапы с другими учениками.
Теперь мы можем закрепить за отстающими детыми ответственного, ведь он уже умеет быть учителем… Когда мы обучили всех детей учиться и учить других, можем теперь работать в парах. Нам достаточно объяснить новую тему ребенку-учителю, с проверкой понимания, затем сажаем его к однокласснику, которому он и повторяет, объясняя, все пройденное с учителем. Тем временем учитель работает с третьим, пятым, седьмым… когда объяснения и закрепления завершены, учитель дает каждой паре по два варианта заданий, ребята отдельно друг от друга выполняют оба варианта заданий, а затем сравнивают свои решения. Учитель выводит на интерактивную доску верные решения, теперь ученики совместно ищут свои ошибки, если они есть, и объясняют, почему же так, а не иначе. Наверное, у вас возник вопрос, что делают те ученики, у которых «учитель» еще учится? Им даются задания на повторение, чтобы они не сидели и «не скучали».
Данную методику или данный вид нестандартного урока лучше начинать применять в конце первого класса, когда уже дети знают буквы, цифры, умеют читать и приучены к дисциплине. Применяя этот вид нестандартного урока, мы решаем немало педагогических задач:
1. развитие речи и объяснительных способностей
2. привлечение ребенка к обучению и саморазвитию
3. обеспечение высокой успеваемости
4. приобретение ребенком уважения сверстников
5. развитие чувства ответственности не только за себя, но и за подопечного
6. создание дружного коллектива