Екатерина Табачная
Праздничные мероприятия, как один из источников развития творческой самореализации ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Самореализация - это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Творческая самореализация – это возможность полноценного раскрытия детского таланта, потенциала в творческой и социальной сфере жизни, которые ведут к наибольшей успешности в настоящем и будущем. На развитие творческой самореализации детей влияют многие факторы. Важным условием для творческой самореализации детей является создание взрослыми ситуации успеха. Такие слова, как «хорошо», «молодец», «давай попробуем еще раз» должны постоянно звучать в адрес ребенка, так как всякая детская деятельность нуждается в положительной оценке и поддержке. Стимулом для творческой самореализации ребенка, расцвету их способностей, расширению диапазона интересов выступает досуг, в частности праздничное мероприятие [3, с. 97]. Любое праздничное мероприятие позволяет раскрыть богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Согласно Е. Л. Яковлевой, детский праздник — это незабываемое открытие детьми окна в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок. Оставить яркий след в душе ребенка – задача педагогов и родителей [5, с. 14]. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость [4, с. 24]. В связи с этим, организация любого праздника включает в себя следующую предварительную работу: тщательный отбор сценария и актеров; выбор музыкально-литературного материала соответственно теме праздника, возрастным особенностям детей; разучивание музыкально-литературного материала с детьми и педагогами; проведение репетиций; изготовление костюмов и декораций; подбор фонограмм; спец. эффектов (свет; звук т. д.); приготовление угощений. Немаловажную роль при организации праздничных мероприятий имеет оформление музыкального зала. Как театр начинается с вешалки, так и праздник – с оформления праздничного пространства.
Публикация «Праздничные мероприятия, как один из источников развития творческой самореализации ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Идея праздника должна быть донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным программой «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)[1, с. 148]. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным. По программе «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны [1, с. 148]. Для детей праздники – это настоящее море веселья и неограниченного счастья. И хоть осень и называют «унылой порой», тем не менее, кто как не дети больше всего радуется ярким разноцветным листьям, опавшим с деревьев и дождику, после которого можно вдоволь набегаться в резиновых сапогах. Именно поэтому осенние развлечения в детском саду – одни из наиболее любимых у детей. В таких сценариях всегда много песен, танцев, конкурсов и разнообразных игр. Тем более что в детских мероприятиях принимают участие не только ребята, но и их родители, а также воспитатели и педагоги. Самый волшебный из праздников в году – это Новый год. Вот почему хочется в этот праздник пригласить детей в сказку, а она, как известно, не может существовать без чуда. Родители являются как гостями торжества, так и его активными участниками в ходе подготовки и проведения мероприятия. Это объединяет детей и взрослых, дарит ощущение сопричастности к общей радости, способствует творческой самореализации всех организаторов радостного события. 23 февраля в детском саду – это веселый утренник, во время которого звучат веселые песни и слышится заразительный детский смех, ведь это великолепная возможность поучаствовать в самых разнообразных конкурсах вместе с папой. Самореализация ребенка в таком утреннике повышает самостоятельную активность, настроение ребенка. [2, с. 36]. Восьмое марта в детском саду – самый трогательный и нежный праздник. Утренники к 8 марта всегда богаты песнями и стихами о милых мамах и бабушках. Весной в детском саду отмечается не только праздник 8 марта, но и праздник «Встреча птиц», где дети знакомятся с народными приметами, закличками, узнают многоцветие и разнообразие мира птиц. Участие в таких праздниках способствует творческому самовыражению, развитию инициативности, оригинальности, эмоциональности детей-дошкольников, формирования их творчески-активного отношения к миру. Даже маленькие дети должны знать, что война – это горе, страдания и смерть. У дошкольников необходимо начинать формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине и уважения к людям, которые ковали Победу. Поэтому в детском саду обязательно проводится праздничный утренник, посвященный Дню Победы [12, с. 51]. Особая педагогическая ценность таких утренников заключается в том, что они помогают ребенку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, создающий уникальную систему самореализации ребенка, творческого взаимодействия детей и взрослых. Каждый дошкольник знает, что выпускной в детском саду для 6-7 летних детей – это праздник. И не секрет, что это последний праздник в детском саду. Дети об этом тоже знают. А ещё они знают, что они после выпускного пойдут в школу. Поэтому к выпускному и воспитатели, и родители, и дети начинают готовиться задолго до его наступления. А значит, он должен быть самым - самым интересным, самым - самым запоминающимся, самым – самым расчудесным [5, с. 33]. Для детей 6-7-летнего возраста помимо обязательных праздников программой предусмотрены программой. Так, в программе «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем может стать День матери, День отца, Международный День семьи (15 мая, Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля). Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители [1, с. 148]. Таким образом, детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет переключить внимание ребенка, выступает как релаксирующий элемент. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Библиографический список
1. Борзова, В. А. Развитие творческих способностей у детей. - Самара, 2015. – 120 с.
2. Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания. - М. : Карапуз, 2016. - 415 с.
3. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методические рекомендации. - М. : ООО «ТЦ «Сфера», 2015. – 134 с.
4. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 208 с.
5. Лебедева, О. А. Праздники и их роль в развитии детей. - СПб, 2016. – 201 с.