МААМ-картинки

Внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

Татьяна Барабанова
Внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

(Т. В. Барабанова, старший воспитатель МДОУ д/с №9 «Сказка»)

2 слайд

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Публикация «Внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников» размещена в разделах

Вы замечали, что одни люди говорят легко и с увлечением, а другие слова из себя выдавливают, и слушать их тяжело. Чтобы говорить живо, понятно, эмоционально, человек должен владеть связной речью. Связная речь бывает двух видов: диалог и монолог. Связная речь в форме диалога начинает формироваться у ребенка с того момента, когда он начинает активно использовать речь для общения. Обычно это возраст около 2 лет. Связная речь в форме монолога формируется у детей к 5 – 6 годам.

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. По выражению Феликса Алексеевича Сохина «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста : обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковой культуры речи, не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. «Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф. А. Сохин). Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития связной речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности.

3 слайд

С целью активации речи, самостоятельной деятельности детей, желания закрепить полученные знания, и развитие творческих способностей детей в ДОУ создана соответствующая предметно – развивающая среда, направленная на развитие речи ребенка : центры речевого развития, картины, иллюстрации по темам, библиотека художественных произведений,

4 слайд

театрализованные уголки. При создании речевой зоны надо обратить внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи.

5 слайд

Использование только традиционных методов и приемов развития связной речи не даёт должного результата. А применение современных образовательных технологий в работе с дошкольниками повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием речи.

Безусловно, выбор образовательной технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми.

В своей педагогической практике педагоги детского сада применяют педагогические технологии, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

6 слайд

Это сказкотерапия. Сказкотерапией создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка. Происходит совершенствование лексико-грамматических и выразительных средств языка, совершенствуется звуковая сторона речи, развивается диалогическая и монологическая речь, происходит приобщение детей к истокам народной культуры.

7 слайд

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

8 слайд

У детей дошкольного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно, т. е. лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, вряд ли будет успешной.

9 слайд

Поэтому педагоги используют по развитию связной речи детей метод наглядного моделирования. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника - «искусство запоминания».

Мнемотаблицы или мнемосхемы – это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.

Цели, которые можно достичь при использовании мнемотаблиц: расширить объем словарного запаса; сформировать умения составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст; облегчить процесс заучивания стихов.

10 слайд

В качестве примера можно привести известную всем с детства фразу, с помощью которой мы запоминали очередность цветов радуги (Каждый Охотник Желает Знать…

На первых этапах обучения необходимо использовать готовые мнемосхемы, а когда ребенок научится по ним работать, можно предложить ему сделать рисунки самостоятельно.

11 слайд

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо создавать цветные мнемотаблицы, так как у детей в этом возрасте остаются отдельные яркие образы: ягодка – красная, елочка – зеленая и так далее.

12 слайд

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Также не стоит забывать о том, что перегружать память очень вредно, особенно это касается заучивания недоступных для ребенка вещей, с которыми он никогда не встречался на практике. Все это вызовет у малыша тревогу, напряжение и беспокойство.

13 слайд

Коллаж– это один из методов наглядного моделирования,представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет рассказ. При этом ребенок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками.

Виды коллажей:

Развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет между собой картинки;

Обучающий – способствует получению и закреплению информации о предмете коллажа.

14 слайд

Техника коллажа дает широкий простор для творчества, поскольку целое создается из фрагментарного. Фрагментами могут быть : фотографии, картинки из журналов, разноцветная бумага, ткань, фольга, растения, краски, различные детали. Коллаж создается путем наклеивания на бумагу или холст различных деталей, объединенных одной тематикой. Содержание коллажа может быть разнообразным:но все фрагменты объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз и предстоит маленькому исследователю.

Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка.

15 слайд

Данный прием эффективен в работе по развитию монологической речи. Использования коллажа в процессе развития связной речи позволяет развивать навык составления описательного рассказа, установления ассоциативных связей, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.

Таким образом, используя наглядное моделирование, дети учатся анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. У детей активизируются мыслительные процессы, психические процессы: память, внимание, мышление, развивается логика, происходит развитие связной речи.

16 слайд

Следующий вид нетрадиционных технологий, применяемый педагогами это : синквейн – один из эффективных методов развития связной речи дошкольника. Синквейн это составление нерифмованного стихотворения.

17 слайд

В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. В-третьих, синквейн является игровым приемом. В-четвертых, составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. В-пятых, составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец,

Применение данной технологии позволяет развивать у детей :

– Мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать).

Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта, развитие словаря).

– Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания).

18 слайд

Ещё одна технология, которую применяют педагоги при развитии связанной речи – это технология ТРИЗ.

Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагоги нашего дошкольного учреждения начинают свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.

Параллельно с обучением составлению сравнений нашими педагогами проводилась работа по составлению загадок. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Дети получают радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок мы пробуем с детьми с 3,5 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми.

Старшие дети не только сочиняют самостоятельно в подгруппе, паре или индивидуально, но и выбирают модели сочинения загадки.

Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Игры ТРИЗ-технологии очень интересны детям, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Играя в них, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить.

19 слайд

Литотерапия (камешки «Марблс»).

Применение камешков «Марблс» – один из эффективных приемов развития речи детей. Это полифункциональное пособие (наборы стеклянных камешков разного цвета, которые используются для развития связной речи, закреплении предложно-падежных конструкций;обогащения словаря детей;

развития пространственной ориентировки;автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Например, предлагается детям выложить на песке или крупе сюжетную картинку и по ней сочинить свою историю. При помощи камешков можно сочинять цветные сказки, соотнося цвет с определенными предметами. Задания «Нарисуй свое настроение», «Найди предмет», «Ласковое слово», «Подбери словечко», «Угадай-ка», «Краски снеговика и солнца» способствуют не только развитию моторики, но развитию всех компонентов речи детей, созданию эмоционально-положительного настроя.

Процесс формирования речевых умений очень длительный, он не может ограничиваться только детским садом. Учить общению, обращать внимания на правила коммуникации, на речевое оформление высказывания необходимо всем окружающим ребенка. Прежде всего, не следует забывать, что речевое поведение взрослого является для ребенка образцом.

20 слайд

Педагоги ДОУ постоянно повышают свою профессиональную компетентность в образовательной области – «Речевое развитие», путём участия в онлайн-вебинарах по данной теме.

21 слайд

Диагностическое обследование уровня развития связной речи детей (по методике Оксана Семёновна Ушаковой)

Для определения динамики развития речи детям предлагалось в каждой возрастной группе составить короткий рассказ по сюжетной картинке. В ходе обследования выявлялся уровень развития связной речи детей и проводился анализ эффективности использования современных образовательных технологий в развитии связной речи детей.

Уровни обследования:

Высокий уровень. Ребенок без помощи взрослого может составить рассказ на наглядной основе (по предмету, по картине). У ребенка достаточный запас слов, редко встречаются неточности. Грамматические ошибки допускаются в редко. Ребенок правильно произносит все звуки языка, владеет навыками интонационной выразительности речи.

Достаточный уровень. Ребенок испытывает некоторые трудности при подборе нужного слова, при переходе от одной части рассказа к другой. Ребенок допускает грамматические ошибки. Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков, речь не выразительна.

Средний уровень. Ребенок может составить с помощью взрослого короткий рассказ на наглядной основе. Лексический запас ребенка немного ниже нормы. Ребенок допускает грамматические ошибки примерно в половине всех употребляемых слов в согласовании и образовании, использует однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении 3-4 звуков, речь ребенка не выразительна.

Низкий уровень. Ребенок с трудом составляет рассказ с помощью воспитателя, лексический запас ниже возрастной нормы, допускает много грамматических ошибок (более чем в половине слов, не владеет правильным произношением более чем 5 звуков.

В анализе отражены результаты обследования постоянного состава групп –

с ноября 2017 по декабрь 2018 гг.)

22 слайд

Анализ диагностического обследования уровня развития речи детей показал следующие результаты:

низкий уровень снизился с 40% до 0%

средний уровень снизился с 53% до 28%

достаточный уровень повысился с 7% до 46%

высокий уровень повысился с 0% до 26%. (Данные округлены).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: использование инновационных педагогических технологий способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому мы видим необходимость в дальнейшем использовании данных технологий в своей работе по развитию связанной речи.

Литература:

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. - 400 с.

2. Вариативные программы речевого развития детей [Текст] : методические рекомендации / М. В. Папина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 119 с.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский, - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.

4. Гусарова Н. Н. «Беседы по картинке. Времена года» Санкт-Петербург «Детство –Пресс2 2002г

5. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/ Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.

6. Лосева, И. И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009с.

7. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / А. И. Максаков. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 112 с.

8. Придумай слово [Текст] : речевые игры и упражнения для дошкольников. //Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Изд. Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

9. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2009. – 28 с.

10. .Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. – М. : АРКТИ, 2009. – 40 с.

11. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н. А. Стародубова. — 5-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.

12. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] : игры, упражнения, конспекты занятий. /О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шадрина, Л. А. Колунова, Н. В. Соловьева, Е. В. Савушкина. //Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : Сфера, 2003. – 144 с.

13. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольников «Дидактическая игра, как средство развития связной речи дошкольников» Полкова Александра Сергеевна, Хорькова Анна Васильевна, воспитатели.

Режиссерская игра как средство развития связной речи у старших дошкольников Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание,.

Формирование речевых способностей старших дошкольников с дизартрией по средствам современных образовательных технологий ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПО СРЕДСТВАМ СОВРЕМЕННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Аннотация.

Игра, как форма развития связной речи дошкольников. ДОУ. Самообразование АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований,.

Консультация для родителей «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» При работе с детьми, педагоги могут отметить, что некоторые дети без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, они плохо воспринимают.

Педагогические технологии развития связной речи дошкольников Образование - это индустрия, направленная в будущее. С. П. Капица Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании.

Презентация «Внедрение современных технологий — условие улучшения речевых способностей дошкольников» 1 слайд. Внедрение современных технологий – условие улучшения речевых способностей дошкольников 2 слайд. Формирование речи у дошкольников.

Сказка как средство развития связной речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной.

Сюжетно-ролевые игры для развития связной речи дошкольников Сюжетно-ролевые игры для развития связной речи дошкольников Название сюж. -рол. игры Цели Предварительная работа Обогащение игрового опыта.

Формирование познавательно-речевых способностей дошкольников через использование современных инновационных технологий Протокол Группового родительского собрания группы №11 Собрание №3 От 18.03.2019 Председатель: Смородникова М. С Секретарь: Шагера Н. С Присутствовало.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников
Опубликовано: 27 октября 2019 в 19:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Барабанова (УИ 280972) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД