Папки-передвижки

Проблема формирования и развития мотивации учения и способы ее решения

Эфендиева Рита
Проблема формирования и развития мотивации учения и способы ее решения
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования и развития мотивации учения занимает одно из центральных мест в образовательных учреждениях. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями развития и модернизации образования.

М. И. Лукьянова рассматривает учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения [1].

Публикация «Проблема формирования и развития мотивации учения и способы ее решения» размещена в разделах

Причинами снижения учебной мотивации могут быть неучтенные педагогом возрастные особенности детей, неспособность воспитателя к применению современных методических приёмов, ограниченность педагогических возможностей воспитателя, особенности его личности.

Главное содержание мотивации в этом возрасте - овладение на высоком уровне приёмами учения и самообразования, формами взаимодействия с другими людьми.

Обычно на этом фоне мыслительная деятельность детей характеризуется все повышающимся уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему [2]. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер.

Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы воспитанников, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности детей всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Поэтому нужно заметить, что внедрение новых информационных технологий в процесс обучения позволяет его активизировать, повысить мотивацию учащихся, увеличить объём самостоятельной работы детей.

Лучшие воспитатели во все времена применяли эффективные методические приемы, чтобы заинтересовать воспитанников, приобщить их к учению, посредством использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Когда дети приступают к занятиям, ни один воспитатель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом занятии.

Иногда можно услышать от учеников «Нам тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на занятии. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) - это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки : «хочу - могу - выполняю с интересом - личностно - значимо каждому», то мы снова видим, что интерес стоит в центре этого построения [3].

В своей работе мы используем на занятиях технологию проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения, технологию уровневой дифференциации, ИКТ.

Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала по предмету, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкую оценку от воспитанника - всё это способствует формированию положительного отношения к процессу обучения в детском саду.

Таким образом, ИКТ можно рассматривать как один из компонентов целостной системы обучения, которые позволяют по-новому построить образовательную систему, в которой воспитанник был бы активным участником учебной деятельности.

Свою работу мы начали с изучения мотивации детей. С этой целью была проведена диагностика мотивации к изучению в средней группе.

Для изучения учебной мотивации у старших школьников была использована методика М. П. Гинзбурга до применения информационных компьютерных технологий и после. Данная методика состоит из трёх блоков, в каждом блоке девять неоконченных предложений и нескольких вариантов ответов к нему. Нужно подчеркнуть два варианта ответа, которые совпадают с собственным мнением. Методика была проведена в средней группе.

Существует различное количество методик, с помощью которых можно определить уровень учебной мотивации. Для определения учебной мотивации у воспитанников использовалась именно эта методики, о которой речь шла выше.

Данное исследование проводилось по мере их обучения, так как с 01.10.18 по 01.04.19 у нас была возможность исследовать уровень мотивации до применения ИКТ на занятиях и после.

Диагностика проводилась в группе детей, в которую входит 34 ребенка.

Результаты диагностики показали, что у детей средней группы уровень положительной мотивации к изучению увеличился с внедрением ИКТ. В начале внедрения ИКТ положительная мотивация к занятиям составляла 60%, в то время как к концу исследования составила 90%.

Процесс обучения на данный момент невозможен без применения ИКТ. Для полноценного изучения необходимо использовать показательные примеры и опыты. Но современное обучение стало ещё и «компьютерной». Поэтому чего нельзя показать на занятиях, можно продемонстрировать с помощью ИКТ. И при использовании информационных технологий меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестаёт быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром.

Применяя на занятиях ИКТ можно заключить, что уровень мотивации к изучению данного предмета повысился.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- использование компьютерной техники в процессе обучения повышает его качество и эффективность, способствует творческому развитию обучаемого;

- применение информационных технологий на занятиях и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как воспитателя, так и воспитанников, повышается уровень мотивации к занятию, стимулирует освоение детьми большего объема знаний, обретение новыми способностями.

Литература:

1. Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. М. : ТЦ Сфера, 2004. 208 с. (Педагогическое мастерство).

2. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. : Педагогика, 1971. 351 с.

3. Савина Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы // Учебное пособие к спецкурсу. 1989.

Публикации по теме:

Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания «Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания» Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня на собрании.

Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Причины возникновения и пути решения Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Конфликт В — Р. Причины возникновения и пути решения Мир постоянно информационно.

Деловая игра с родителями «Конфликт и способы его решения» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4 города Котово Волгоградской области Деловая игра.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". ЧАСТЬ 1. Подготовила.

Особенности формирования мотивации учения у детей 6–7 лет Цель: формировать мотивацию учения у будущих первоклассников. Актуальным в работе воспитателя является подготовка будущих первоклассников.

Проблемные ситуации во второй младшей группе при поступлении ребенка в ДОУ и способы ее решения В группе появился новый ребенок В. Адаптационный период проходит для дошколенка непросто, так как ребенок сам очень тяжело идет на контакт.

Пути формирования мотивации к деятельности у детей с ОВЗ По литературным данным, мотив рассматривается как высшую форму регуляции деятельности. Учеными, изучающими проблему мотивации, сделаны.

Родительское собрание с элементами игры «Проблема курения: пути профилактики и решения» Родительское собрание с элементами игры «Проблема курения: пути профилактики и решения» Цель: актуализация отрицательного влияния вредной.

Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания Выступление перед родителями Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания Одним из приоритетных направлений.

Занятие для детей дошкольного возраста для формирования мотивации к собственной речевой активности ребёнкаЗанятие для детей дошкольного возраста для формирования мотивации к собственной речевой активности ребёнка Данное занятие подойдёт для детей дошкольного возраста с условной нормой развития(3-4 года, для детей с различными видами задержек психического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема формирования и развития мотивации учения и способы ее решения
Опубликовано: 25 июля 2019 в 19:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема формирования и развития мотивации учения и способы ее решения» (включая файлы) размещена пользователем Эфендиева Рита (УИ 500071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД