Папки-передвижки

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»

Татьяна Гицевич
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.

" Пустая голова не рассуждает:

чем больше опыта, тем больше

способна она рассуждать. "

Блонский П. П.

Публикация «Консультация „Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника“» размещена в разделах

Дошкольники- прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей, между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность, зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное)экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению,осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства "островок" познавательно -исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно - исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой либо сфере жизни.

Познавательно - исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как). Путем развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Познавательно - исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребенок что - то новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Умение и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания - не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты, самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя, подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты,чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребенка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Любой ребенок, так уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать, бумагу и смотреть, что получилось, понаблюдать за рыбками в аквариуме, изучить поведение синички за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

- Выдвижение гипотезы.

- Поиск и предложение возможных вариантов решения.

- Сбор материала.

- Обобщение полученных данных.

Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знание и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Н. Н Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Он выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской деятельности :

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребёнка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои потребности, свои интересы,свою волю.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявлять критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка со взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно; все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

Можно иногда ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке; она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В уголке могут быть:

различные приборы : весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

• разнообразные сосуды из различных материалов : стекла, металла, пластмассы;

природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

• гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;

медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

• мука, соль, сода, свечи, фонарики;

• детские халаты, фартуки;

• схемы для проведения опытов;

• журнал для фиксирования результатов.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

Родительское собрание на тему:"Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности". Практическая часть: открытое занятие для родителей.

Также для родителей проводится консультации о том, как организовывать условия для исследовательской деятельности дошкольников. Оформляются папки "Мои открытия".Создаются тематические ширмы- передвижники, выставки, мини- библиотечки и др. Родители с большим интересом организуют изготовление книжек - малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.

В совместной детско-взрослой познавательно- исследовательской деятельности в условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования:"Дом, в котором я живу", "Портрет весны", "Осень - вкусное время года", "Лето, ах лето", "Что я знаю о воздухе?" и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).

Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей, можно сделать вывод о том:

• исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;

• учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;

• облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;

• способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как метод здоровьесохранения и здоровьеобогащения» Эпиграфом моего выступления станут слова китайской пословицы Слайд 2. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность» для родителей подготовительной группы Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к этой проблеме. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что.

Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,.

Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности» Консультация для родителей Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий —.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Опыт работы по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей» Опыт работы по теме: Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Родительское собрание «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника». Родительское собрание «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника». Цель: Привлечение внимания и заинтересованности.

Использование ТРИЗ-технологии для развития личности дошкольника Аннотация: Рассматриваются особенности эффективных средств ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании. Отмечает роль данной технологии в развитии.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях лепкой в первой младшей группе» Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях лепкой в первой младшей группе. Выполнила: Чеботарёва Людмила Михайловна, воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
Опубликовано: 29 апреля 2019 в 16:19
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гицевич (УИ 349715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД