Светлана Ретивых
Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с тяжелыми речевыми расстройствами обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) создает дополнительные трудности в овладении связной монологической речи.
Публикация «Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, состоит из предложений и содержит разную информацию (короткое сообщение, рассуждение, рассказ). Из опыта работы могу заметить, что при составлении старшими дошкольниками рассказов отмечается нарушение связности и последовательности изложения (пропуск, перестановка членов последовательности и т. д.)
Результаты исследования детской речи психологами, педагогами, лингвистами, такими как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин и другими подтверждают и мои наблюдения.
Исходя из этого, в своей работе с детьми я посчитала целесообразным применение наглядного моделирования. В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. В логопедической работе с детьми я стала составлять и применять на практике картинно-графические планы. Они могут включать в себя стилизованные изображения разных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов и др. Перед ребенком возникает не строчка слов, а специально подобранные карточки-слова.
На начальном этапе я применяю наглядные модели в логопедических играх и игровых упражнениях. Это позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать грамматический строй речи.
На втором этапе я использую наглядно-графическую запись словосочетаний (карточки-слова) : предмет и действие, где действие представлено в виде стрелки или предмет и признак, где признак представлен волнистой линией. Дети подбирают к предмету различные действия, или признаки. Далее словосочетание встраиваются в конструкцию простого предложения. Таким образом, предложения можно распространять разными второстепенными членами.
На третьем этапе дети учатся объединять предложения в короткие рассказы, в которых каждая строка предложения обозначает отдельную мысль, и, в тоже время, отражает систему предметных отношений в рассказе. У детей формируется осознание смысловой связи предложений в рассказе, развивается осознанный контроль за собственной речью.
Наиболее эффективными являются рассказы описательного характера. Описание предмета состоит из трех, четырех фраз и включает его название, перечисление основных его признаков, отличительных свойств, назначение предмета. Детям предлагается перед составлением описания сказать, о чем они будут говорить, используя ранее усвоенную схему. По мере усвоения навыка описания, можно включить описание предмета по памяти. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления. Это рассказы по аналогии; придумывание продолжения рассказа; рассказы на предложенную тему.
При планировании логопедической работы с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, я учитываю принцип тематической взаимосвязи. Он предусматривает сочетание занятий по различным видам рассказывания по той или иной тематике. Коррекционное обучение предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. Воспитатель проводит подготовительную работу (беседы, чтение литературы и т. д.).
Используя научно-методические рекомендации, я подобрала и систематизировала практический материал, использовала его при обучении и построении развернутого высказывания. Тем самым, формирую у детей элементарные знания о структуре высказывания, о способах связи между предложениями. Это воздействие в значительной степени повысило уровень сформированности связной речи у детей с ОНР.
Таким образом, в работе детьми старшего возраста, имеющими общее недоразвитие речи, использование наглядного моделирования оказывает положительную роль в формировании речи и готовности детей к успешному обучению в школе.