Елена Токарчук
Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Публикация «Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми. Включить в работу упражнения и задания по методу наглядного моделирования.
3. Разработать методические и дидактические материалы по теме.
4. Внедрить систему работы по использованию метода наглядного моделирования в коррекционно-логопедическую работу с детьми.
5. Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
Этапы работы Содержание работы Сроки Примечание
Теоретический этап
Определение темы самообразования.
Разработка перспективного плана работы
Сентябрь.
Практический этап
Изучение методической литературы, интернет - ресурсов
Октябрь - май
Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты)
Изготовление дидактического материала для формирования фонематических процессов и ОГ.
Изготовление дидактического материала для артикуляционно – мимической гимнастики.
Изготовление дидактического материала для совершенствования связной речи.
Проведение консультации (семинаров-практикумов) для родителей.
Проведение консультации (семинаров-практикумов) для воспитателей.
Заключительный этап
Обобщить опыт по данной теме
Показ открытого занятия по применению данного метода.
Май
Список литературы для самостоятельного изучения:
1. Акименко В. М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников. / Акименко В. М. // Логопед : науч. -метод. журн. 2005, № 1, с. 4-13.
2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. /Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.
3. Гаркуша Ю. Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] / Ю. Ф. Гаркуша, Кроткова Т. Н. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб., 1999. - С. 84-91.
4. Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16
5. Карнаухова Я. Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Карнаухова Я. Б. // Логопедия сегодня : науч. -метод. журн. - 2011. - № 1 (31). - C. 63-65.
6. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи [Текст] // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
7. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт. -сост. : Т. А. Лира, Е. И. Мельник. — 2-е изд., испр. и доп. — Мозырь: Содействие, 2007. -100с.
8. Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. //Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
9. Новоторцева Н. В. Применение метода наглядного моделирования в развитии мышления у дошкольников с нарушениями речи // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. / Новоторцева Н. В. - СПб., 1999. - С. 74-83.
10. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
11. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / Полянская Т. Б. - СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.-64с.
12. Сапогова Е. Е. Моделирование как этап развития знаково - символической деятельности дошкольника. /Сапогова Е. Е. // Вопросы психологии,1992 .- №5-6. с 26-30
13. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. / Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. // Логопед : науч. -метод. журн. 2005, № 1, с. 7-12.
14. Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Ткаченко Т. А. – М., 2004. –16 с.
15. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. / Уварова Т. Б. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
16. Федорова Н. П. Использование моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников / Федорова Н. П. // Методист. - 2006. - №5. - С. 59-62.