Елена Ковалева
Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».
Задачи:
1. Содействовать приобщению к истокам русской народной культуры, закрепить названия старинных предметов быта.
2. Совершенствовать навык образования относительных прилагательных, беспредложных и предложно-падежных конструкций, образование приставочных глаголов, образование предложений с использованием союза потому что.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Развивать умения согласовывать числительные с существительными, различать мягкие и твёрдые согласные, определять место звука в слове, количество звуков в слове.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Учить слушаться взрослых, любить братьев и сестёр, вызвать желание помочь героям сказки в трудную минуту.
5. Развивать умение рассуждать о результатах взаимодействия героев, учить видеть жизненные правила.
Материал к занятию:
Презентация по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди», мяч, разрезные картинки с изображением овощей и фруктов, картонные пирожки в конвертах, яблоко, лимон, опорные схемы для описательного и сравнительного рассказа, изображение предметов старины и их современный вид, изображение плиты и печки, картинки со звуками П и ПЬ, мелкие предметы из различных материалов, угощение.
Ход:
1 часть. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
В: Ребята, у вас хорошее настроение? Давайте поделимся им друг с другом и улыбнёмся.
Ребята, сегодня мы с вами побываем в сказке, а что это за сказка, постарайтесь догадаться (слайд №1, посмотрев на экран.
Д: Это сказка «Гуси-лебеди».
Правильно, это сказка «Гуси- лебеди»! Как вы догадались?
Д: На экране главные герои сказки : Машенька, Иванушка, баба Яга, Печка, Яблоня и Гуси- лебеди.
В:Сегодня я вам расскажу эту сказку снова, но она прозвучит на новый лад, а вы будете не только внимательно слушать, но и помогать героям сказки преодолевать все препятствия, встречающиеся у них на пути. (Слайд №2)
2 часть основная. Выполнение заданий и упражнений
Жили были мужик и баба, были у них дочка Машенька да маленький сыночек Иванушка. (Слайд№3)
Вот однажды мать говорит Машеньке: (Слайд №4)
-Мы с отцом едем в город на базар, а ты следи за братцем, глаз с него не спускай, а мы привезём тебе гостинцев.
Мать с отцом уехали, а Машенька сразу и забыла. Что ей мать наказывала, посадила она братца во дворе, (слайд №5, а сама побежала на лужок с подружками играть. Давайте и мы с ними поиграем.
(Дети встают в круг)
Игра с мячом «СКАЖИ НАОБОРОТ»
(высоко-низко, далеко- близко, широкий- узкий, пустой- полный, внутри- снаружи).
и т. д.
А в это время налетели гуси-лебеди (Слайд №6,подхватили Иванушку и понесли за тёмные леса, за высокие горы. Увидела это Машенька, бросилась за братцем, да не успела. Вот уж последняя птица за лесом скрылась.
Покажите, как гуси-лебеди летели?
Загоревала Машенька, да делать нечего, надо братца из беды выручать.
Побежала девочка туда, куда гуси- лебеди полетели. Вдруг видит на поляне Печка стоит. (Слайд №7)
-Печка, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
-А ты выполни моё задание, тогда подскажу.
Машенька согласилась. А мы поможем Машеньке.
-А задание такое: узнайте, с какой начинкой пироги я напекла. Для этого нужно собрать разрезную картинку и назвать, какой пирожок получился.
(дети садятся за столы и собирают разрезные картинки)
Д:- У меня начинка из малины, значит пирожок малиновый. И т. д.
В: Выполнила это задание Машенька, Печка подсказала, куда гуси-лебеди полетели. Поблагодарила Машенька Печку и дальше побежала. А на пути яблоня стоит.
-Яблоня, Яблоня, куда гуси- лебеди полетели?
-А вы сравните яблоко и лимон, тогда подскажу. (Слайд№8)
А мы поможем Машеньке справиться и с этим заданием.
Дети сравнивают яблоко и лимон (по цвету, форме, вкусу и способах приготовления разных блюд).
Понравился ваш рассказ Яблоне. Показала она. Куда Гуси-лебеди полетели.
Машенька поблагодарила Яблоню и побежала дальше. Бежит девочка и вдруг ей путь преградила Молочная Речка, Кисельные берега. (Слайд №9)
-Речка, речка, куда Гуси-лебеди братца Иванушку понесли?
-Гуси-лебеди полетели к бабе Яге. Тебе на другую сторону перебраться надо, только вот беда, мостик сломан. Помогите мост построить.
Поможем Машеньке справиться и с этим заданием.
(Дети из геометрических фигур строят мостик по заданию воспитателя).
Проверьте, у всех мост построен правильно? (Слайд №10)
-Сколько геометрических фигур вам понадобилось для строительства моста?
-Сколько кружков? Квадратов?
-На котором месте треугольник? Ромбик? Прямоугольник?
Построили мостик. Перебежала Машенька мостик и увидела на полянке Избушку на курьих ножках, а в ней Баба Яга. (Слайд №11)
Дождалась Машенька, когда Баба Яга спать ляжет, хотела братца забрать.
Да ничего не вышло. Дверь заперта. А чтобы дверь открылась, надо волшебное слово отгадать, по первым звукам слов (заяц, арбуз, машинка, облако, кот).
-Какое же это слово?
-Д: замок
В: Дверь тихонечко открылась. Правильно,значит, мы слово отгадали.
Схватила Машенька братца (Слайд №12) и домой побежала.
Баба Яга тем временем проснулась и стаю гусей – лебедей в погоню за беглецами отправила. А Машенька с братцем уж к Речке подбежали.
Попросила девочка Речку спрятать их с братцем от стаи птиц.
Речка говорит :
-Спрячу вас под крутым бережком, только вы придумайте красивые слова про речку, какой бывает речка?
(Дети называют относительные прилагательные: красивая, глубокая, бурлящая, чистая, широкая, узкая, каменистая, быстрая, спокойная и т. д.)
Понравились красивые слова речке и спрятала она детей. (слайд №13).
Гуси- лебеди пролетели мимо и не заметили деток.
-Где дети спрятались?
Д: Под берегом.
В: Откуда дети выбрались?
Д: Из-под берега.
В: Что же было дальше?
Д: Выбрались дети из-под берега и дальше побежали, а на пути у них яблоня стоит. (слайд №14)
В: Правильно, попросила сестрица Яблоню спрятать их под веточками.
А Яблоня в ответ:
- Я вас спрячу, если вы расскажете, как яблоню вырастить, чтобы яблочки вкусные да румяные уродились.
В: Поможем Машеньке? (Слайд №15)
(Дети рассказывают по опорной схеме, как вырастить яблоню).
-Какие молодцы, всё знаете,- сказала Яблоня и укрыла детей веточками.
(Слайд №16).
В: Где спрятались дети?
Д: Под Яблоней.
В: А в это время налетели гуси –лебеди. К Яблоне птицы?
Д: Подлетели. (Слайд №16 анимация)
В: Вокруг яблони?
Д: Облетели.
В: Не заметили детей и … ?
Д: Улетели.
В: Откуда детишки выбрались?
Д: Из-под яблони.
ФИЗМИНУТКА.
В: Побежали дети дальше, а на пути у них Печка стоит.
Гуси- лебеди заметили детей. Вот - вот догонят.
-Печка, Печка, спрячь нас от гусей лебедей.
А Печка новое задание даёт.
-Расскажите, что было в старину и чем сейчас стало.
(Слайды №16- 25)
Д:(Корыто- ванной, чугунок- кастрюлей, сундук- шкафом, самовар- чайником, колодец- водопроводом, погреб- холодильником, свечка- лампой, лапоть -ботинком, печка- газовой плитой).
-А теперь принесите все картинки со звуком П - к плите, а со звуком ПЬ- к печке.
(Дети выполняют задание)
Д: у меня на картинке ПАЛЬТО, здесь твёрдый звук П, я дарю его плите.
Д: У меня ПИЛА, здесь мягкий звук ПЬ, я дарю её печке.
В: Быстро ребята выполнили задание. Печка спрятала Машеньку и Иванушку. (Слайд №27)
-Где спрятались дети?
Д: Под печкой.
В: Полетали гуси –лебеди над печкой, не заметили деток и улетели ни с чем к Бабе Яге.
В: Откуда дети выбрались?
Д: Из-под печки.
В: Поблагодарили дети Печку. А она им говорит:
-Объясните мне пословицу «Не увидишь калачи, если лежать на печи».
(Дети объясняют пословицу, что нужно много работать, чтобы вырастить хлеб).
Попрощались дети с Печкой и спокойно добрались до дома. (Слайд №28)
А вскоре мать с отцом с базара вернулись и подарки всем привезли.
(Воспитатель достаёт из мешочка разные предметы и раздаёт детям)-
Д: У меня ложка из дерева- она деревянная.
Д: У меня бусы из пластмассы – они пластмассовые. И т. д.
3 часть. Заключительная.
В: Молодцы! А теперь сядем на ковре в кружок.
В какой сказке мы побывали?
Д: «Гуси- лебеди».
В: Почему лебеди украли братца?
Д:. потому что сестра убежала играть с подружками.
В: Почему Печка помогла девочке? (Яблоня, Речка).
Д: … потому что девочка добрая и выполнила задание Печки. (Яблони, Речки).
В: Давайте возьмёмся за руки, мысленно передайте тепло своих рук друг другу. Ведь мы все вместе помогли Машеньке вернуть братца.
В:В какой мы сказке побывали?
Д: В сказке «Гуси-лебеди?»,
В: Какие задания выполняли?
(Ответы детей)
В: А ещё в подарок всем детишкам мать с отцом привезли с базара леденцы.
Все молодцы! Спасибо.
Литература:
В. В. Баранова "Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок". Издательство "Учитель". 2012г.