Елена Серебрякова
Познавательный проект на тему «Животные жарких стран» в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект «Животные жарких стран»
Проект : средней продолжительности, групповой.
Цель проекта : предполагает знакомство детей с характерными особенностями животных жарких стран
Задачи проекта :
Публикация «Познавательный проект на тему „Животные жарких стран“ в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи,» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Животные жарких стран. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Подготовительная группа
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Определить значение животных жарких стран для экосистемы.
2. Называть и описывать характерные особенности животных.
3. Учить детей находить отличия и сходства среди животного мира жарких стран.
4. Воспитывать бережное отношение к животным.
Работа над проектом :
1. Рассматривание карты обитания животных в жарких странах;
2. Беседа, чтение стихов и рассказов о животных;
3. Рассматривание иллюстраций, журналов, открыток;
4. Рисование по творческому рассказыванию детей;
5. Просмотр видеофильмов компании ВВС о животных жарких стран;
6. Аппликация по теме: «Африканские животные»
Ожидаемы результаты:
После завершения работы над проектом дети должны самостоятельно называть и различать животных жарких стран, рассказывать об их образе жизни и среде обитания. Знать как заботится о животных в неволе. Рассказывать о пользе животных для экосистемы. Составлять творческие рассказы по теме.
Сроки проведения: 1 неделя
Участники проекта : дети подготовительной логоредической группы, воспитатели, родители, учитель-логопед.
Предварительная работа:
беседа с детьми о жарких странах, их обитателях, чтение и рассматривание иллюстраций к стихотворению «Доктор Айболит» К. И. Чуковского. Заучивание пальчиковой гимнастики; разучивание и пение песен; рисование животных, проведение подвижных и дидактических игр.
для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно прочитать детям, например:
1. Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы»; «Маугли»; «Рики-тики-тави»;
2. Энциклопедия «Живой мир».-М. «Росмэк»,1996 (статьи, посвящённые животным жарких стран);
3. Журналы «Твои весёлые друзья зверята» компания ВВС, 2008
Выложить в книжный уголок различные иллюстрации с изображением природных зон Африки: пустынь, влажных тропических лесов, саванн, а также различных животных и птиц, обитающих в этих зона, приготовить книжную выставку по теме.
Внести в группу макет Земли- глобус.
Этапы реализации
Понедельник:
• Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением животных жарких стран
• Рассказывание о том, где они живут, чем питаются;
• отметить их внешние признаки;
• закрепить в словарном запасе детей название зверей и их детёнышей, Д/и «У кого кто?»;
• Пальчиковая гимнастика
Крокодилу счёт дают.
В этом счёте — десять блюд: Блюдо первое — суп с фрикадельками.
На второе — картошка с сардельками.
Третье блюдо — рыбный пирог. На четвёртое — сладкий творог. (Очень вкусное было четвёртое)
Пятым подана редька протёртая.
На шестое он съел винегрет,
На седьмое — с грибами омлет. На восьмое — салат из печёнки, На девятое — банку сгущёнки. На десятое — выпил компот. На компоте закончился счёт.
— Уф-ф-ф!
Крокодил проверил счёт, Посмотрел на свой живот. А потом вдруг как заплачет —
Это он наелся, значит!
А. Усачёв (Выставляют вперёд ладони.) (Загибают все пальцы в ку
лаки.)
(Поочерёдно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое блюдо) название блюда.)
(Облизывают губы.)
(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) (Проводят тыльной стороной ладони по лбу.) (Сводят руки перед собой — «живот».)
(Удивлённо пожимают плечами.)
(Делают маховое движение правой рукой сверху вниз.)
Введение в игровую ситуацию. Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение медвежонка Умки» (до момента, когда медвежонок улетает на вертолёте) Воспитатель : -Умка отправился в путешествие в Африку, он хочет узнать что такое Африка и познакомиться с её обитателями. Давай-те, ему в этом поможем.
ФКЦМ: по теме: «Вот так Африка!»
Цели: образовательная: объяснить детям, что мы понимаем под словами «жаркие страны»- это и пустыни, и жаркие равнины - полупустыни, и плодородные тропические степи –саванны, и влажные тропические леса- джунгли. Познакомить с самым жарким континентом – Африкой;
Рассказать о природных зонах: тропических экваториальных лесах, саваннах, пустынях.
Объяснить, как животные приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды.
воспитательная: воспитывать у детей любовь к природе, развивать их любознательность и воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли. Воспитывать бережное отношение к природе.
развивающая: обогащение и активизация словаря по теме занятия.
Д/и «Четвёртый лишний»- найти лишнее животное и объяснить свой выбор.
• Д/и «У кого кто?»- уточнить знания детей о детёнышах животных жарких стран.
• Д/и «Один- много» - Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном числе).
• Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
• Беседа по теме: «Австралия» - дать детям представление об ещё одном жарком материке, познакомить с климатическими условиями Австралии и животными материка (коала, ехидна, утконос, кенгуру).
Игры с конструктором ЛЕГО-дупло животные Африки и Севера.
• Чтение Р. Киплинга «Откуда у носорога шкура».
Вторник
• Развитие мелкой моторики
• Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.
Вот верблюд — живое чудо.
Два горба есть у верблюда. С. Маршак
Крокодил. Раскрывать и закрывать сложенные ладони с загибанием пальцев внутрь ладони.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. С Маршак
Жираф. Сжать пальцы в кулак, чуть-чуть приподняв мизинец и указательный палец.
• Разучивание диалога
Цели: работать над общими речевыми навыками, развивать диалогическую речь.
СЛОН
— Здравствуй, слон! Ты что не весел? Почему ты нос повесил? Почему твой длинный нос До земли почти дорос? Слон подумал и ответил:
— Нос мне очень нужен, дети!
— Вот как? Нужен? А зачем?
— Я ведь очень много ем! Длинный нос еду берёт
И кладёт мне прямо в рот! Он поможет мне напиться И за ветку зацепиться. Может он служить рукой, — Вот полезный он какой!
• Координация речи с движением «Гиппопотам» Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение и подражательность, развивать общие речевые навыки (темп и ритм речи).
Меня укусил гиппопотам. (Идут по кругу, держась за руки, в конце фразы — остановка — 2 хлопка.)
Я от него на дерево залез. И вот я здесь, (Идут в другую сторону — 2 хлопка.)
А нога моя там. (Ритмично большими пальцами правой, затем левой руки показывают за плечом на приподнятую правую, затем левую ногу.)
• Д/и «Объяснялка» - объяснение значений образных выражений: полосатый, как зебра; огромный, как слон; плакать крокодиловыми слезами; львиная грива; кожа как у бегемота; обезьяньи ужимки; черепаший шаг.
• Рассматривание журналов о природе с иллюстрациями животных жарких стран;
• Игра в лото «Дикие животные»
• ФКЦМ Аппликация по теме: «Африканские животные» - побуждать к самостоятельному поиску, способов изображения животных жарких стран (жирафа, крокодила, леопарда, слона) по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животное в движении, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции. Учить рисовать недостающие детали. Развивать чувство формы и композиции.
• Игра «Будь внимательным»
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение и просит решить задачу.
СЕМЕЙКА
Шли слоны своей тропою,
Шли сквозь джунгли к водопою: Папа-слон, слониха-мама,
Дед, слонище преупрямый,
Бабка, слонка-пятитонка, И внучата, два слонё нка: Слоник, маленький сынишка, И его сестра, Слонишка. Сколько шло к воде слонов? У тебя ответ готов?
Т. Крюкова
• Просмотр фильма компании ВВС о слоне
• Пластические этюды Передать мимикой и движением поведение зверей:
Мартышка-кривляка. Педагог показывает какие-либо два: а дети повторяют их. Затем дети придумывают движения сами.
Лев. Изобразить ленивую и мягкую походку львицы, грозный взгляд и потряхивание гривой льва.
• Д/и «Назови ласково»
• Д/и «Назови детёныша»
Среда
• Рассматривание природных зон Африки (тропических лесов- джунглей, саванны, пустыни, а также животных, обитающих в этих регионах Земли.
• Д/и «Кто где живёт?»
• Настольная игра «Разрезные картинки»
• Разучивание диалога «Слон»
• Упражнения для щек и губ
Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щеки.
Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух-ух-ух-ух, ох-ох-ох-ох».
Злой шакал. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.
Слон раскрывает и закрывает хобот. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.
Координация речи с движением «Вы видали?»
Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, развивать общие речевые навыки
(интонационная выразительность речи)
Вы видали верблюда, (Удивлённо пожимают плечами.)
который летит,
Не касаясь земли (Взмахивают руками, как
ни одним из копыт? крыльями, одновременно шагая на месте.)
В нашем городе вы (Удивлённо пожимают плечами)
леопарда видали,
Что привык ночевать (Приседают, руки под щёку. ,
под скамьей на вокзале?
Ну а льва вы видали, (Удивлённо пожимают плечами.)
владыку зверей,
Как легко он играет (Имитируют игру на скрипке.)
на скрипке своей?
Вы видали, как громко (Удивлённо пожимают плечами.)
горланит в саванне
Кенгуру, ни гроша (Руки складывают вместе
не имея в кармане? высоко на груди и подпрыгивают.)
Вы видали, что в луже (Удивлённо пожимают плечами.)
сидит бегемот,
Как девчонка, кривляясь (Строят рожицы.)
весь день напролет?
Вы видали у нас (Удивлённо пожимают плечами.)
во дворе попугая,
Что летает под окнами, (Руки сгибают в локтях и
в мячик играя? прижимают к туловищу, делают частые махи ладонями)
А цыплёнка видали, (Удивлённо пожимают плечами.)
который сумел
Из бульона удрать, (Бегут на месте на носочках.)
не ощипан и цел?
А меня-то, меня (Удивлённо пожимают плечами)
вы видали, друзья?
И чего сочиняют, (Разводят руки перед собой.)
что выдумщик я?
К. Морис (пер. М. Яснова)
• ФКЦМ ознакомление с художественной литературой. Тема: «Сказка Р. Киплинга «Слонёнок»
Цели: познакомить детей со сказками Р. Киплинга;
учить осмысливать содержание сказки;
формировать оценочное отношение к героям сказки, учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения;
развивать умение детей с помощью мимики и жестов, пантомимики, интонации создавать выразительные образы.
Индивидуальная работа с детьми – обводка, раскрашивание и вырезание по контуру животных жарких стран.
• ФЭМП тема: «Как помочь удава?»
Цель: закрепить знание цифр от 0 до 9, счётные навыки и порядок следования чисел в натуральном ряду; закрепить отношения (больше, меньше, равно) между числами первого десятка; закрепить понятие длина; учит измерять длину условной меркой, формировать знания о независимости величины от мерки.
• Разучивание считалки
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход
А кто в речку угодил
Всех проглоти крокодил.
• Просмотр фильма ВВС о жирафе
• Отгадывание загадок по теме
• Д/и «Четвёртый лишний»
• Д/и «Кто где?» - расположи животных в их природных зонах
• С/д игра «Экскурсия по московскому зоопарку» - упражнять детей в составлении коротких рассказов о животных жарких стран.
Четверг
• Чтение Р. Киплинга «Откуда взялись броненосцы»
• Координация речи с движением «Гиппопотам
• Просмотр фильма ВВС о крокодиле
• Рассматривание макета «Африка», составление рассказа
• Д/и «Назови детёныша»
• Ситуативный разговор «Забавные истории о добрых животных», «Хотел бы ты, побывать в Африке»
• Развитие речевого дыхания и голоса
Слон пьет воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и с вдох (под счет «раз», «два», «три», затем выдох (под счет от го» до «пяти»).
Рычание тигра и тигренка. Раскатисто произносить звук р-р-р тигр — громко, низким голосом, тигренок — тихо, высоким голосом.
Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
• Рисование «Животные жарких стран» - закреплять знания детей о теплых цветах, их оттенках и способах получения. Познакомить с изображением различных животных жарких стран, способом их рисования, цветом окраски. Учить детей задумывать содержание рисунка. Совершенствовать навыки создания композиции на листе бумаги. Закреплять умение рисовать животных на четырёх ногах. Развивать любознательность.
• Д/и «Найди ошибку художника»
• Д/и «Чей, чья, чьё?»
• Просмотр фильма ВВС о бегемоте
Пятница
• Чтение Р. Киплинга «Отчего у верблюда Горб»
• Д/и «Кто лишний» - развитие логического
мышления
• Настольная игра «Кто, где живёт?»
• Просмотр фильма ВВС о суррикатах
• Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Бегемот. Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.
Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот. С. Маршак
• ФКЦМ - составление сравнительных рассказов о животных Севера и Жарких стран с опорой на картинный план –схему.
• Д/И «Угадай животное»
• Рассматривание и чтение журналов «Твои весёлые друзья зверята»
Итоговое мероприятие «Составление сказок»
Цель: творческое составление рассказов.
Образовательные задачи
1. Учить детей подбирать нужные слова.
2. Учить составлять описательные рассказы.
3. Учить говорить связно и выразительно.
Воспитательные задачи
Воспитывать уважение детей друг к другу.
Учить выслушивать рассказы товарищей.
Ход занятия
1. Организационный этап
Ребята, вы любите шутки? Пусть у нас сегодня будет занятие шутка. Хотя, может быть, в конце занятия окажется, что это вовсе и не шутка, а даже очень серьёзно. Ну что, начинаем шутить? Вы, видите, что на доске нарисовано?
Правильно это кружок. А на что он похож?
Это вовсе не то, что вы перечислили. Это часть животного. Какая же это часть?
2. Этап Пусть это будет голова. А чья это голова отгадайте загадку?
У этого крошки
Столбики ножки.
У этого крошки
Глаза поварёшки;
А ушки покуда
С кухонное блюдо.
Кто это? (Слон)
Медвежонок Умка, путешествуя по Африке, встретил много новых друзей. Но больше всех он подружился со слонёнком. Круг будет у нас голова слонёнка. Чего ещё не хватает на голове слонёнка? (глаз, усов, хобота, ушей).
(рисую части тела, кот. называют дети).
Глаза у слонёнка, какие?
Какие уши?
Какой хобот?
Мы нарисовали слонёнку голову, чего ещё не хватает слонёнку?
Какой формы туловище у слона?
Что теперь я должна нарисовать?
Какие у слона ноги? Что делает слон?
Пусть он идёт, где идёт слон?
Как называется место, где живут слоны? (саванна)
Что я должна нарисовать, чтобы было видно, что это саванна?
Как много я должна нарисовать деревьев? Что ещё бывает в саванне?
Я нарисовала траву, кустарники, пальму… А вот какие животные могут встретится нашему слонёнку в африканской саванне?
Вот я и не знаю, кого же мне нарисовать? Кого первого назовёте, того и нарисую.
Что же у нас получилось? Африканская саванна, слонёнок ….
А ведь у нас получилась картина. Давайте придумаем й название.
___
3. Динамическая пауза.
Музыкальная импровизация под песню «Про жирафу» (Ю. Чичков – Ю. Энтин)
4. Этап Мы нарисовали картину. Теперь вам надо придумать по ней сказку.
О ком будет ваша сказка?
Как она будет начинаться?
Где живёт слоненок?
Куда он хочет пойти?
Что он там увидел?
Кого он встретил?
Что они делали вместе?
Чем закончилась ваша сказка?
Когда вы будете рассказывать свои сказки, ПОСТАРАЙТЕСЬ ОПИСАТЬ СЛОНЁНКА. КАКОЙ ОН? ВСПОМИНАЙТЕ, КАК МЫ ЕГО РИСОВАЛИ ВМЕСТЕ С ВАМИ.
Рассказывание сказок детьми. Все сказки получают оценку. Поощряются сказки, непохожие на другие.
5. Этап Итог занятия
Я думаю, слонёнку понравились бы ваши сказки. Он прислал вам свой привет в виде бананов.
А вам понравилось занятие? Мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам.
Вот какие сказки у нас получились:
Слонёнок и обезьяна
Это случилось в саванне. Жил был слонёнок. И захотел он с кем-нибудь поиграть.
Видит, обезьяна скачет по деревьям и ему захотелось с ней подружиться.
Они подружились и стали играть в прятки и игру «Раз, два, три, стоп!».
И захотели они поесть. Слон съел кокос, а обезьяна съела банан.
Дима К. 6 лет
Это было в африканской саванне. Жил был слонёнок.
Вдруг ему стало скучно, ему захотелось поесть.
Он пошёл к пальме и стал её трясти.
И ему на голову свалился кокос. На голове выросла шишка.
Он ещё потряс пальму и все коксы стали падать на землю.
Мимо шел жираф. Слон говорит: «Не хочешь ли жираф кокосика?».
«Не хочу, я ем только листья,» - ответил жираф.
«Ну, тогда, давай играть в салки – догонялки!» - предложил слон.
Жираф согласился, и они стали играть.
Коля Б. 6 лет