Приложение МААМ

Применение кинезиологических упражнений при обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

Валентина Витальевна Самойлова
Применение кинезиологических упражнений при обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении нескольких лет я работаю в режиме освоения, создания и распространения здоровьезберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе подготовки к обучению грамоте в детском саду и ее освоения в младшем школьном возрасте. В последнее время я обратила внимание на кинезиологию – это наука о развитии головного мозга через движение. Меня заинтересовала кинезотерапия - лечение посредством движения. Данная технология - это выполнение специальных кинезиологических упражнений.

Публикация «Применение кинезиологических упражнений при обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Обучение грамоте - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам, но и чрезвычайно многокомпонентный. Для детей с тяжелыми нарушениями речи он необычайно сложен. На начальном этапе в добукварный период, необходимо учитывать трудности звукопроизношения, фонетического анализа и синтеза, зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и памяти. В логопедическую деятельность по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи я внедрила кинезотерапию.

В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Традиционные методы психолого-педагогического воздействия приносят положительные результаты, но они не устраняют первопричину нарушений. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. Воздействие происходит от движения к мышлению, а не наоборот. Применение кинезиологических упражнений способствуют улучшению у детей речи, пространственных представлении, мелкой моторики, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, активизируют интеллектуальные и познавательные процессы. Коррекционная работа приводит к развитию общей двигательной координации, развитие координации рук. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме детей происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность пластичных нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Кинезиологические упражнения я начала использовать в старшей группе детского сада и продолжила с учащимися младших классов, имевших общее недоразвитие речи и занимающихся на логопункте. Результат усвоения грамоты детьми с тяжелыми нарушениями речи, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте был более успешным.

В своей работе я использую адаптированный вариант разработок доктора Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».

Качество любой коррекционно-развивающей работы зависит от взаимодействия учителя, воспитателей и родителей. Использование кинезотерапии основано на комплексном психолого-педагогическом подходе, что позволяет, объединив деятельность педагогов и родителей добиться лучших результатов. Поэтому, большое внимание я уделяла координации действий всех участников образовательного процесса.

После овладения педагогами приемами кинезотерапии совместно продумана возможность их интеграции в режимные моменты детского сада и в качестве физкультминуток на уроках в школе.

При выполнении упражнений соблюдались определенные правила. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. При проведении занятий создавалась доброжелательная обстановка, включалась специально подобранная музыка. Если детям предстояла интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, то кинезиологический комплекс применялся перед началом занятия. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Если занятия были связаны с логикой, знаками, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, то деятельность детей могла прерываться для выполнения кинезиологических упражнений.

Главным требованием к квалифицированному использованию комплексов упражнений является точное выполнение движений и приемов.

Литература

1. Деннисон П., Деннисон Г. «Гимнастика ума». - М. : Восхождение, 1997.

6. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. 2001.

Публикации по теме:

«Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста» Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее доступных видов деятельности. Она может быть использована в дошкольных.

Фотоотчет «Умные движения» о применении кинезиологических упражнений в практике педагога-психолога ДОУФотоотчет «Умные движения» о применении кинезиологических упражнений в практике педагога-психолога ДОУ Кинезиология – наука очень интересная, относительно новая и, что самое замечательное, действительно помогает детям и взрослым в преодолении.

Использование игровых технологий в обучении детей 6–7 лет грамоте в условиях детского дома Воспитываемые в детских домах дети с речевыми нарушениями и разным уровнем умственного развития (с нормальным интеллектом, ЗПР, олигофренией).

Комплекс кинезиологических упражнений с использованием стихов Комплекс кинезиологических упражнений с использованием стихов. Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют.

Консультация для родителей «Применение оригами в преодолении речевых нарушений» В решении речевых проблем логопеды применяют много новых технологий. С каждым годом количество их растет – это и Су-Джок терапия, игры с.

Использование игровых приемов в обучении грамоте Тема: Использование игровых приемов в обучении грамоте. Все вы знаете, что ФФНР- это нарушение процессов формирования произносительной системы.

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают.

Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возрастаПрименение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Внимание это не всегда данное качество, его нужно развивать.

Семинар-практикум для воспитателей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Хорошо развитая речь – важнейшее.

Выступление на родительском собрании в 1 классе «Как помочь ребенку при обучении грамоте» Как происходит процесс написания буквы? При начальном знакомстве ребенка с буквами у него складываются ассоциативные связи между звуком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение кинезиологических упражнений при обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 30 августа 2015 в 22:07
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение кинезиологических упражнений при обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Витальевна Самойлова (УИ 361575) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД