Валентина Витальевна Самойлова
Применение кинезиологических упражнений при обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении нескольких лет я работаю в режиме освоения, создания и распространения здоровьезберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе подготовки к обучению грамоте в детском саду и ее освоения в младшем школьном возрасте. В последнее время я обратила внимание на кинезиологию – это наука о развитии головного мозга через движение. Меня заинтересовала кинезотерапия - лечение посредством движения. Данная технология - это выполнение специальных кинезиологических упражнений.
Публикация «Применение кинезиологических упражнений при обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Обучение грамоте - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам, но и чрезвычайно многокомпонентный. Для детей с тяжелыми нарушениями речи он необычайно сложен. На начальном этапе в добукварный период, необходимо учитывать трудности звукопроизношения, фонетического анализа и синтеза, зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и памяти. В логопедическую деятельность по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи я внедрила кинезотерапию.
В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Традиционные методы психолого-педагогического воздействия приносят положительные результаты, но они не устраняют первопричину нарушений. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. Воздействие происходит от движения к мышлению, а не наоборот. Применение кинезиологических упражнений способствуют улучшению у детей речи, пространственных представлении, мелкой моторики, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, активизируют интеллектуальные и познавательные процессы. Коррекционная работа приводит к развитию общей двигательной координации, развитие координации рук. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме детей происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность пластичных нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Кинезиологические упражнения я начала использовать в старшей группе детского сада и продолжила с учащимися младших классов, имевших общее недоразвитие речи и занимающихся на логопункте. Результат усвоения грамоты детьми с тяжелыми нарушениями речи, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте был более успешным.
В своей работе я использую адаптированный вариант разработок доктора Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».
Качество любой коррекционно-развивающей работы зависит от взаимодействия учителя, воспитателей и родителей. Использование кинезотерапии основано на комплексном психолого-педагогическом подходе, что позволяет, объединив деятельность педагогов и родителей добиться лучших результатов. Поэтому, большое внимание я уделяла координации действий всех участников образовательного процесса.
После овладения педагогами приемами кинезотерапии совместно продумана возможность их интеграции в режимные моменты детского сада и в качестве физкультминуток на уроках в школе.
При выполнении упражнений соблюдались определенные правила. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. При проведении занятий создавалась доброжелательная обстановка, включалась специально подобранная музыка. Если детям предстояла интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, то кинезиологический комплекс применялся перед началом занятия. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Если занятия были связаны с логикой, знаками, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, то деятельность детей могла прерываться для выполнения кинезиологических упражнений.
Главным требованием к квалифицированному использованию комплексов упражнений является точное выполнение движений и приемов.
Литература
1. Деннисон П., Деннисон Г. «Гимнастика ума». - М. : Восхождение, 1997.
6. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. 2001.