Антонина Орлова
Использование игровых технологий в обучении детей 6–7 лет грамоте в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитываемые в детских домах дети с речевыми нарушениями и разным уровнем умственного развития (с нормальным интеллектом, ЗПР, олигофренией) нуждаются в коррекционном обучении, способном подготовить их к школе так, чтобы у них не возникло трудностей в усвоении школьной программы. Успешную подготовку детей к школьному обучению могут обеспечить игровые технологии.
Публикация «Использование игровых технологий в обучении детей 6–7 лет грамоте в условиях детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
Согласно классификации Г. К. Селевко педагогические игры в процессе обучения различаются по структуре (игры-упражнения, игры-состязания, сюжетно-ролевые, характеру познавательной деятельности (игры-восприятия, продуктивные, репродуктивные, творческие, степени самостоятельности (различные типы дидактических игр).
На логопедических занятиях используются дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры и др.
Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
— обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
— диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребенка);
— терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
— коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребенка);
— развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делает процесс познания увлекательным).
В игровую технологию, которая используется на логопедических занятиях по обучению грамоте, входят различные виды игр: дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные,игры с движениями, сюжетные, ролевые, игры-драматизации. В сюжетную линию занятия игры включаются ненавязчиво, последовательность их включения определяется логопедом.
Игровые технологии, используемые учителем-логопедом детского дома, — одна из уникальных форм обучения, средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.
Для наиболее эффективного использования игровых технологий в детском доме необходимо соблюдать следующие условия :
— выбор интересного и доступного детям сюжета;
— проведение индивидуальной работы с вновь поступившими детьми;
— определение длительности, количества и вариативности педагогических игр не только по уровню развития детей, но и по их психологическому состоянию на текущий день;
проведение занятий на усвоение нового материала по подгруппам, совместных занятий – на закрепление усвоенных знаний;
— создание на занятиях ситуации успеха, когда каждый ребенок может продемонстрировать свои знания и получить поощрения;
— обязательное включение в занятие момента снятия умственного и физического напряжения (физкультминутка, сюрприз, музыка);
— предварительное продумывание и подготовка дидактического материала, игровой атрибутики, костюмов.
В подготовительный период обучения на каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Обучение грамоте входит в состав занятия как структурная часть и проводится отдельным занятием 3 раза в неделю. Продолжительность обусловливается видом занятия и составом группы детей, присутствующих на нем.
Занятия-развлечения как итог усвоения материала проводятся 1 раз в месяц, а логопедические праздники с участием музыкального руководителя, воспитателя — в конце основного и заключительного этапов, на них дети показывают свои знания. Для их организации пишется сценарий, ведется предварительная работа по подготовке детей-персонажей.
Занятия-развлечения и развлечения и логопедические праздники проводятся для всех детей, независимо от их умственных способностей и логопедического заключения.
При обучении детей грамоте на занятиях используются игровые технологии :
— с элементами фантазии (сказки, загадки, сюрпризы);
— имитационного характера (путешествия, прогулки, ярмарки, соревнования);
— занятия-развлечения (досуги, представления);
— педагогические игры на определенном этапе (знакомство с новым материалом; закрепление знаний, навыков; повторение материала);
— логопедический праздник.
Для организации и проведения всех видов игр необходимо соблюдать следующие
условия :
— выразительность проведения игр;
— необходимость включения педагога в игру;
— оптимальное сочетание занимательности и обучения;
— простота, доступность, емкость и наглядность;
-- Индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление возможности показать свои знания.
Структура занятий продумывается с учётом психологических особенностей детей.
На каждое занятие составляется конспект, в котором определяются тема, цель, задачи, оборудование, словарная работа и ход занятий. Отмечается, на основе какого игрового сюжета занятие будет построено, продумываются сюжетные связки между его частями, так как занятие с использованием игровой технологии должно быть единым целым, а не разрозненной группой игр.
В детском доме используется игровая технология на основе сюжета «Страна царицы Грамоты».
Главным персонажем на занятиях по обучению грамоте выступает царица Грамота. В ее стране есть улица Гласных и Согласных звуков, площадь Мягких звуков, дворец Правил, комната загадок и сказок, волшебная тропинка, проводятся «Аукцион слогов», «Праздник слогов-шариков», «Эстафета звуков», «День рождения звука». В ней есть свой магазин, телеграф, вокзал, от которого по стране царицы Грамоты ездят звуковой автобус и веселый паровозик. Данный игровой сюжет увлекает детей, превращая их на период занятия в жителей этой волшебной страны. Они воспринимают занятие как игру и радость, с нетерпением ожидая продолжения.
Благодаря продуманной структуре, выбранной сюжетной линии, удачно подобранным педагогическим играм занятия по обучению грамоте с использованием игровых технологий интересны и доступны детям детского дома.
Работа по обучению детей грамоте ведется в три этапа : подготовительный, основной, заключительный. Дети делятся на подгруппы: с ОНР III уровня с сохраненным интеллектом, ЗПР и олигофренией. Цели и задачи обучения у каждой подгруппы соответствуют уровню умственного развития воспитанников.
В процессе практической деятельности была разработана система педагогических игр, соответствующая этапам работы по обучению грамоте с использованием всех видов дидактических игр (с предметами, словесные, настольно-печатные, сюжетных, ролевых, игр-драматизаций. Одна и та же игра может усложняться в разных подгруппах на всех этапах работы. Усложнение игры, длительность ее проведения определяются логопедом.
Таким образом, система педагогических игр, объединенных общим сюжетом, позволяет более успешно обучать грамоте дошкольников, имеющих нарушения речи и разный уровень интеллектуального развития.