Папки-передвижки

Использование игровых технологий в обучении детей 6–7 лет грамоте в условиях детского дома

Антонина Орлова
Использование игровых технологий в обучении детей 6–7 лет грамоте в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитываемые в детских домах дети с речевыми нарушениями и разным уровнем умственного развития (с нормальным интеллектом, ЗПР, олигофренией) нуждаются в коррекционном обучении, способном подготовить их к школе так, чтобы у них не возникло трудностей в усвоении школьной программы. Успешную подготовку детей к школьному обучению могут обеспечить игровые технологии.

Публикация «Использование игровых технологий в обучении детей 6–7 лет грамоте в условиях детского дома» размещена в разделах

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Согласно классификации Г. К. Селевко педагогические игры в процессе обучения различаются по структуре (игры-упражнения, игры-состязания, сюжетно-ролевые, характеру познавательной деятельности (игры-восприятия, продуктивные, репродуктивные, творческие, степени самостоятельности (различные типы дидактических игр).

На логопедических занятиях используются дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры и др.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

— диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребенка);

— терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

— коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребенка);

— развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делает процесс познания увлекательным).

В игровую технологию, которая используется на логопедических занятиях по обучению грамоте, входят различные виды игр: дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные,игры с движениями, сюжетные, ролевые, игры-драматизации. В сюжетную линию занятия игры включаются ненавязчиво, последовательность их включения определяется логопедом.

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом детского дома, — одна из уникальных форм обучения, средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

Для наиболее эффективного использования игровых технологий в детском доме необходимо соблюдать следующие условия :

— выбор интересного и доступного детям сюжета;

— проведение индивидуальной работы с вновь поступившими детьми;

— определение длительности, количества и вариативности педагогических игр не только по уровню развития детей, но и по их психологическому состоянию на текущий день;

проведение занятий на усвоение нового материала по подгруппам, совместных занятий – на закрепление усвоенных знаний;

— создание на занятиях ситуации успеха, когда каждый ребенок может продемонстрировать свои знания и получить поощрения;

— обязательное включение в занятие момента снятия умственного и физического напряжения (физкультминутка, сюрприз, музыка);

— предварительное продумывание и подготовка дидактического материала, игровой атрибутики, костюмов.

В подготовительный период обучения на каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Обучение грамоте входит в состав занятия как структурная часть и проводится отдельным занятием 3 раза в неделю. Продолжительность обусловливается видом занятия и составом группы детей, присутствующих на нем.

Занятия-развлечения как итог усвоения материала проводятся 1 раз в месяц, а логопедические праздники с участием музыкального руководителя, воспитателя — в конце основного и заключительного этапов, на них дети показывают свои знания. Для их организации пишется сценарий, ведется предварительная работа по подготовке детей-персонажей.

Занятия-развлечения и развлечения и логопедические праздники проводятся для всех детей, независимо от их умственных способностей и логопедического заключения.

При обучении детей грамоте на занятиях используются игровые технологии :

— с элементами фантазии (сказки, загадки, сюрпризы);

— имитационного характера (путешествия, прогулки, ярмарки, соревнования);

— занятия-развлечения (досуги, представления);

— педагогические игры на определенном этапе (знакомство с новым материалом; закрепление знаний, навыков; повторение материала);

— логопедический праздник.

Для организации и проведения всех видов игр необходимо соблюдать следующие

условия :

— выразительность проведения игр;

— необходимость включения педагога в игру;

— оптимальное сочетание занимательности и обучения;

— простота, доступность, емкость и наглядность;

-- Индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление возможности показать свои знания.

Структура занятий продумывается с учётом психологических особенностей детей.

На каждое занятие составляется конспект, в котором определяются тема, цель, задачи, оборудование, словарная работа и ход занятий. Отмечается, на основе какого игрового сюжета занятие будет построено, продумываются сюжетные связки между его частями, так как занятие с использованием игровой технологии должно быть единым целым, а не разрозненной группой игр.

В детском доме используется игровая технология на основе сюжета «Страна царицы Грамоты».

Главным персонажем на занятиях по обучению грамоте выступает царица Грамота. В ее стране есть улица Гласных и Согласных звуков, площадь Мягких звуков, дворец Правил, комната загадок и сказок, волшебная тропинка, проводятся «Аукцион слогов», «Праздник слогов-шариков», «Эстафета звуков», «День рождения звука». В ней есть свой магазин, телеграф, вокзал, от которого по стране царицы Грамоты ездят звуковой автобус и веселый паровозик. Данный игровой сюжет увлекает детей, превращая их на период занятия в жителей этой волшебной страны. Они воспринимают занятие как игру и радость, с нетерпением ожидая продолжения.

Благодаря продуманной структуре, выбранной сюжетной линии, удачно подобранным педагогическим играм занятия по обучению грамоте с использованием игровых технологий интересны и доступны детям детского дома.

Работа по обучению детей грамоте ведется в три этапа : подготовительный, основной, заключительный. Дети делятся на подгруппы: с ОНР III уровня с сохраненным интеллектом, ЗПР и олигофренией. Цели и задачи обучения у каждой подгруппы соответствуют уровню умственного развития воспитанников.

В процессе практической деятельности была разработана система педагогических игр, соответствующая этапам работы по обучению грамоте с использованием всех видов дидактических игр (с предметами, словесные, настольно-печатные, сюжетных, ролевых, игр-драматизаций. Одна и та же игра может усложняться в разных подгруппах на всех этапах работы. Усложнение игры, длительность ее проведения определяются логопедом.

Таким образом, система педагогических игр, объединенных общим сюжетом, позволяет более успешно обучать грамоте дошкольников, имеющих нарушения речи и разный уровень интеллектуального развития.

Публикации по теме:

Наши детиНаши дети Одним из приоритетных направлений в дошкольном учреждений является работа по коррекции и развитии речи. Есть дети, которым необходима.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в обучении детей 6–7 лет грамоте в условиях детского дома
Опубликовано: 22 января 2015 в 14:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий в обучении детей 6–7 лет грамоте в условиях детского дома» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Орлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД